Кинбурнская коса - легенды и истории
«У Лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том...»
Кто не знает этих знаменитых строк великого русского поэта А.С. Пушкина? Но мало кто знает, что Лукоморье — совсем не миф, не придуманная строка, а реально существующее место. Также реально существует остров Буян, мимо которого Пушкин посылал своих сказочных героев в царство славного Салтана)
В Очакове Пушкин увидел сказочное место! Изогнутая как лук полоска суши в синем море. Вот оно — Лукоморье — Кинбурнская коса — Длинный Волос. Вот и остров Буян — остров Березань, на котором тысячи лет стоял великий город Борисфен!
Кинбурнская коса — песчаная полоса между Днепробугским лиманом и Ягорлыцким заливом в Чёрном Море. Красоту этого места трудно передать словами, Вы убедитесь в этом, взглянув на потрясающие фотографии здешних пейзажей и богатство природного мира. Длина косы составляет более 40 км, ширина — до 10 км, площадь — более 18000 Га. В 1992 году на Кинбурнской косе был основан региональный ландшафтный парк.
Кинбурнская коса прекрасно защищена от непрошеных гостей. Здесь нет ни одной асфальтовой дороги. Перемещаться по вязкому песку можно лишь на ..., либо пешком. Это и сохранило заповедник, сделав его великолепно контролируемым, что гарантирует спокойствие и людям, и зверям, считающим это место весьма пригодным для обитания.
Кинбурнская коса – место давнего поселения людей. Об этом свидетельствует следы поселений эпохи поздней бронзы, античного периода. «Кинбурн» - название тюркское. Так прозвали некогда жившие здесь турки длинную косу, разделяющую пресный Днепро-Бугский лиман и соленый Ягорлыцкий залив. Именно здесь в акваторию впадает великая река Днепр, несущая в себе воды Ингула и Буга. От Очакова до самой Кинбурнской косы тянется пенистой линией естественная граница слияния реки и моря.
По-турецки «кил» - волос, а «бурун» - мыс. Килбурун – Кинбурн: тонкий, как волос, мыс, длиной около сорока и шириной менее десяти километров. В самой узкой своей части он сужается настолько, что одной ногой получается стоять в волнах Черного моря, а второй – в лимане.
Человеческая память недолговечна. А поэтому яркие исторические страницы, связанные с Кинбурнской косой, дошли до нас в виде красивых и величественных легенд. Это легенды о мудрой и непобедимой змееногой царице, которая правила в этих местах. Легенды о красивых и смелых воинах амазонках, которые поддерживали матриархат и приносили в жертву богам пленных красивых мужчин, о победе над ними Геракла.
У берегов Кинбурнской косы, по свидетельству древнего мифа, состоялась грандиозная морская битва, в которой победил Ахилл и в честь своего торжества устроил здесь атлетические игры. Греки даже якобы стали после этого называть косу Ахиллов Бег.
Другой миф повествует о том, что на косе когда-то возвышался величественный храм богини земледелия и плодородия Деметры. А еще в одной легенде говорится, что здесь шумела листвой священная роща богини Гекаты - повелительницы Луны, колдунов и привидений. Те, кто видел саги на Кинбурне, этому действительно могут поверить.
Hынешний полуостров был в древние времена островом и довольно хорошо был известен финикийским купцам и пиратам. Этот край когда-то называли Гилеей. "Если переправиться через Борисфен (ныне Днепр), то первой от моря будет Гилея, а вверху от нее живут скифы-земледельцы", - писал о Косе древнегреческий историк Геродот, посетивший эту землю в далеком V в. до н.э.
"Земля под густым лесом" (древнегреч. - Гилея) была хорошо знакома ольвиополитам (VII-VI в. до н.э.). Они считали эту землю священной. В истории сохранились легенды о ней как о земле, где жили Боги. Скифы считали эту местность особо значимой. Здесь у них был ритуальный центр. Hа Косе они хранили свое главное богатство. По преданиям, именно здесь они прятали свое золото.
Археологами обнаружены стоянки II тыс. до н.э., V ст.н.э. Именно здесь, сегодня точно уверены ученые, шел путь "из варяг в греки". Эти места полны тайн и загадок, приключений, легенд и старинных преданий. На расположенном неподалеку полуострове Березань (теперь это остров) находился старинный греческий порт Борисфенида (древнерусское название которого было- Белый Берег -Білобережжя). Сюда заходили торговые суда, пополняли запасы пищи и питьевой воды.
Белый мелкий песок, чистая вода, оливковые деревья и сосны. И никого вокруг. Думаете необитаемый остров где-то в Карибском море или Мальдивы?
Почти угадали, — это Кинбурнская коса в Очаковском районе. На самом деле, после двух сказочно прекрасных недель на берегу моря, в почти девственной природе и чистейшем воздухе, совершенно не хочется рассказывать, где это находится и как туда попасть...
Крепость Кинбурн
В истории Кинбурнская коса прославилась знаменитым Кинбурнским сражением, которому в этом году исполняется 228 лет.
На западе косы в XV в. турками была построена крепость (от нее, правда, уже ничего не осталось), в районе которой гарнизон под командованием Александра Васильевича Суворова разгромил морской десант во время второй русско-турецкой войны (1787–1791).
Густые заросли камыша, болота, заводи с глубокой грязью, соленые озера и пески не привлекали на Кинбурнскую косу большого количества поселенцев. Тут лишь скрывались от преследований бежавшие из крымско-татарского рабства пленники, да позднее — беглые крепостные. В конце XVIII в. вдоль побережья прошли пехотинцы Суворова, князь Потемкин приказал проводить дороги. Напротив укрепленного турецкого городка Очакова на косе выстроили крепость. Так на Кинбурне появились небольшие военные поселения, а в них — кузнецы и плотники, торговцы, возчики, прачки. Крепость Кинбурн имела большое стратегическое значение, но была плохо выстроена. Поэтому Суворову пришлось приложить много сил и трудов для постройки укреплений, которые бы усилили ее оборонительные возможности.
Суворов знал: стойкость солдата и его мужество непреодолимы, если он верует в Бога и укрепляет свой дух в храме, молясь вместе со своими командирами. На небольшой и удобной поляне перед озером он решил воздвигнуть церковь. Строили сами солдаты. Кирпич и дерево везли из Херсона на волах. Деревья распиливали тут же. Иконостас сделал иконописный мастер из губернского города Екатеринослава. Храм для себя строили споро, первую службу совершили в сентябре. Как раз в это время грянула вторая русско-турецкая война. Но Кинбурнская коса уже была под Покровом Самой Богородицы, ибо храм был назван Свято-Покровским. Вокруг него и сельцо выросло по имени храма, Покровское.
В то время на море господствовал турецкий флот, и турки решили взять Кинбурн, высадив морской десант и поддержав его действия корабельной артиллерией. Утром 12 октября 1787 г. они начали высадку на Кинбурнской косе. Очаков был неприступен, но Кинбурнская крепость на косе мешала турецким кораблям прорваться к Херсону и сжечь в большом количестве строящиеся здесь русские корабли. Поэтому они и предприняли в первые же дни войны атаку на Кинбурн. Ее отбили, но основной удар турки решили нанести на следующий день.
Крест на Кинбурнской косе в честь победы над турками в 1787 году.
Во время высадки турок Суворов находился в церкви по случаю праздника Покрова Пресвятой Богородицы, придя на службу со своими офицерами. Генерал стоял на коленях справа от иконы Покрова Божией Матери. Связной офицер, зная, что во время молитвы к нему подходить нельзя, все-таки решился и, наклонившись, тихо доложил: “Турки высаживаются”. Суворов, полуобернувшись, только глазами повел, головой махнул, показав, чтобы офицер удалился. Сам же продолжал молиться. Турецкая пехота на лодках и вплавь высаживалась на берег. Старший офицер подошел и с тревогой вопросил: “Господин генерал, турки высаживаются, что делать?!” Генерал-аншеф только рукой повел: отойди! Затем встал и, низко кланяясь перед иконой, продолжал молиться. Когда последняя лодка, спущенная с турецких кораблей, уткнулась в песок, к генералу подошел сам комендант Кинбурнской крепости Иван Рек и без церемонии, думая, что Суворов не слышит, крикнул: “Александр Васильевич! Все турки на косе!” Суворов наложил на себя крест, поклонился иконе и тихо сказал: “Помоги, Матушка!” Затем развернулся и, слегка шлепнув по погону Река, спросил: “Все?” Не ожидая ответа, посеменил вперед, приговаривая: “Все, вот и хорошо, чтобы никто и не остался. Все, все там будут”. И он махнул в сторону моря.
Баталия была жаркая. Три раза над генералом-аншефом нависала смерть, но хранила, хранила Богородица Суворова за его глубокую веру, за любовь к ближнему. А ближним для него во все времена был солдат, чудо-богатырь. И солдаты любили и берегли своего командира пуще зеницы ока. Рядовой Семен Новиков спас Александра Васильевича, на которого налетели трое турок, от неминуемой гибели. Бой был тяжелый, кровавый, смертоносный, но и победоносный: турок разгромили, уничтожили, потопили, взяли в плен. Виктория! Александр Васильевич, дважды раненый, контуженный, вместе со всеми офицерами и многими нижними чинами на следующее утро отслужил благодарственный молебен и несколько раз прикладывался к храмовой иконе Покрова Божией Матери.
Кинбурн был спасен. Храбрость и упорство турок поразили русского полководца: “Какие молодцы — я с такими еще не дрался!”, — писал он главнокомандующему князю Г. А. Потемкину.
Победа при Кинбурне стала первой крупной победой русских войск в войне против турок 1787–1792 гг. Она фактически завершила кампанию 1787 г., поскольку турки в этом году больше не предпринимали активных действий. Императрица Екатерина II наградила Суворова орденом Андрея Первозванного и послала ему личное благодарственное письмо. Для отличившихся в битве была выпущена специальная медаль.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Кинбурнской косе, как и многие храмы, в советские годы постигла печальная участь — его закрыли, переоборудовав под клуб. В 1986 г., в день медицинского работника, в нем случился пожар. С этого момента полуразрушенное здание перестало интересовать местные власти, а предприимчивые сельчане начали разбирать его на гаражи и сараи, пока в конце 90-х годов руины не вернули Церкви.
Возможно ли восстановить храм вдалеке от цивилизации, в селе, где число верующих можно пересчитать по пальцам? (Да что верующих — село само по себе немногочисленное, к тому же в холодное время года связь с материком почти прерывается.) Но этот вопрос можно было бы задавать еще два года назад. А сегодня храм заметно изменился. Стараниями игумена Елевферия, вот уже четыре года являющегося настоятелем храма, и Божией милостью отремонтированы стены, возведены крыша и купол, даже каменный пол с подогревом положили. Хорошим помощником в восстановлении храма является молодежь из Николаева и Очакова, которая с 2002 г. каждое лето собирается в Покровке в православном лагере им. Федора Ушакова. Ребята работают на церковной стройке, посещают службы, купаются в море, по вечерам собираются у костра.
Местные жители пока еще не привыкли к церковным службам, но отец Елевферий смотрит на это с оптимизмом: — Ничего, — говорит он, — проснется чувство христианское, придут и крестить, и поминать...
Великая Отечественная война также оставила на этой земле свой след. До сих пор здесь вместе с солдатскими касками находят бронзовые наконечники для стрел.
Природа Кинбурна.
Из-за того, что Кинбурнская Коса с одной стороны омывается морем, а с другой лиманом, а суша покрыта сосновым лесом и степью, создается уникальный микроклимат, в условиях которого растут уникальные растения, не встречающиеся больше нигде.
Сотни видов различных трав и цветов (более 620 видов) поражают любое воображение. Чудо: цвета крови и цвета яркого изумруда – маленькие романтические солянец-соляросы, полные экзотически загадочного цвета неба и моря – татарский кермек (по преданиям – способен лечить рак и др. заболевания). Поэтому такое необыкновенное молоко на Косе. Не похоже ни на одно в мире. Ведь оно - со всех трав Кинбурна!
В мае на Кинбурне ежегодно расцветают дивные цветы. – орхидеи, в медицине ятрышник почечный. Сегодня это – очень редкое растение. Растет это чудо природы всего на 30 га: на 1м2 бывает до 100 растений. И такое поле на Косе – единственное в Европе!
Поле диких орхидей
На Кинбурнской Косе более 150 пресноводных и соленых озер. 30 лет назад их насчитывалось более 300. Они в основном мелководные. Сюда любит приходить рыба на нерест. Уникальное зрелище, когда рыба плотными косяками, спина к спине переплывает из одного озера в другое, а потом уходит в море. Несколько озер имеют целебные грязи. На Кинбурнской Косе есть солевые озера. В давние времена чумаки ездили сюда за солью, непростыми дорогами, полными разбойников, пиратов, воинственных народов. Еще и сегодня живут старожилы, добывавшие на озерах соль до Отечественной войны 1941-1945 гг. и после неё. И сегодня местные жители употребляют её в пищу, солят рыбу. Некоторые куски нежно-розовой кристаллической соли вырастают до 15 кг.
В акватории вод Кинбурна существует огромная популяция мидий. Изумительно вкусные и полезные мидии легко ловятся у самого берега. Едят их сырыми, вареными, жареными.
Никого не оставит равнодушным Волыжин лес (203 га), более 40 видов древних кустарников, ольховые и осиновые рощи, могучие 300-летние дубы.
Говорят, что под ними сиживал еще сам Александр Васильевич Суворов во время русско-турецких сражений 1770-х годов, называя Кинбурнскую косу «краем прекрасным до безумия».
Коса – с древних времен земля «птичьего» царства. Через полуостров пролетают в сезон несколько миллионов птиц. Тысячи бесконечных птичьих стай проносятся у берега, у моря, над Косой в июле-октябре. Около полумиллиона птиц остается зимовать на Кинбурнской косе. Дрозд, фазан, серый журавль, пеликан и др. (более 300 видов) живут тут летом. Для гнездования особо редких или малочисленных птиц ученые создали несколько безопасных искусственных островов.
На Косе сложились удивительно гармонические отношения между человеком и природой. Живой мир Кинбурна давно принял решение о мире и покое и этому Закону Природы здесь подчиняются все.
Недаром это место Богов. Матушка-Земля примирила здесь своих жителей: вы можете спокойно подойти к цаплям и журавлям, не будут особо пугаться вашего присутствия лебеди; заяц может не спеша прыгать по дороге впереди машины; семья диких кабанов с выводком маленьких кабанят идти довольно долго по утоптанной машинами дороге, а вы просто постоите рядом, ожидая перехода на другую дорогу великого семейства.
И все чаще и чаще падают звезды.
Спросите как это возможно и почему туда туристы не понаехали? Понаехали, конечно, но к счастью мало.
Дело в том, что дорога к прекрасным пляжам заканчивается за 35 км, она обрывается в селе Геройское, а дальше – сочная степь с лесами, грязевыми и глиняными озерами и солончаками, исполосованная автомобильными колеями в большом количестве и в разных направлениях. Все это выросло и расположилось на песке, что делает эти колеи труднопроходимыми и небезопасными....
На Кинбурнской косе нужно проводить старость. Рисовать пейзажи на морской стороне, кормиться собранными грибами, ловить рыбу и гнать самогон из утренней росы. Там нет нужды в телевизоре, а радио используется для сигналов точного времени и привлечения доверчивых туристов летом.
Кинбурнская коса — потрясающее место для любителей побыть наедине с природой и восстановить своё душевное равновесие. Отдых здесь — для многих незабываемое времяпрепровождение, позволяющее на многие годы зарядиться энергией истинной первозданной природы в её лучшем виде.
Кинбурнская коса — тихое, удаленное от цивилизации место, с природой, сохранившейся в первозданном виде.
48 комментариев
Год назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена