Владимир Грамматиков: «Я снимаю фильмы о человеческом достоинстве»
Семья, в которой родился Владимир Грамматиков, была весьма далека от искусства. Отец был госчиновник высокого ранга. Два брата и две сестры Владимира окончили технические ВУЗы. Та же судьба ждала и Владимира - он поступил на радиоаппаратуро-строительный факультет Бауманского училища в Москве. «Мне бы и в голову никогда не пришло пойти учиться на актерский и на режиссерский» - признается Грамматиков. Но тут, как это часто бывает, вмешался случай.
Семья Грамматиковых поселилась рядом с семьей Михалковых. И вот тогда Владимир узнал, что есть совершенно другая жизнь, которая ему интересна. Желанию сына стать актером категорически воспротивился отец, для которого это стало настоящим шоком. Видимо это было бесполезно, поэтому от сына он потребовал хотя бы завершить учебу в Бауманском: "Получи диплом, потом - хоть в клоуны".
Отучившись в Бауманском училище, Владимир поступил в ГИТИС на актерский факультет, по окончании которого стал актером пантомимы. Тогда в 60-е годы в Москве этот вид искусства был очень моден. На волне этого и был создан Театр пантомимы, в который влились воспитанники двух курсов - Козинцева и Ромма.
В те же годы Грамматиком дебютировал и в кино. Начинал он как характерный актёр, исполнявший роли симпатичных молодых людей, слегка странноватых и неунывающих.
Затем была служба в армии. В отличие от некоторых актерских детей, которые зачислялись в особый кавалерийский полк при киностудии «Мосфильм», Грамматикову довелось служить по-настоящему.
После армии Владимир неожиданно для всех решил поступать на режиссерский факультет во ВГИК. Друзья его отговаривали, недоумевая – зачем ему это надо, для чего ломать уже налаженную жизнь. Грамматиков признается, что он конечно переживал. Ведь к тому времени он уже был женат, подрастал сын. Но… слишком сильна была его страсть к режиссуре.
Первая попытка была неудачной. Также как и вторая, третья, четвертая… Лишь на пятый год судьба улыбнулась ему, и Грамматиков поступил во ВГИК в мастерскую Ефима Дзигана.
Все эти годы он продолжал сниматься в кино. Снимался Грамматиков много, но, сказать откровенно, большого успеха на поприще актера он не снискал. Хотя изредка и были интересные работы, но все же настоящим его призванием была режиссура.
В 1976 году Грамматиков окончил ВГИК, а год спустя, вышла первая его полнометражная работа - комедийный детский фильм «Усатый нянь», который сразу же полюбился зрителям. Эта картина определила и дальнейший жанр режиссера – добрая, лирическая комедия.
Второй фильм Владимира Александровича - «Шла собака по роялю» (1978) - не только имел зрительский успех, но и собрал множество призов на различных кинофестивалях, в том числе Почетный диплом МКФ детских фильмов в Лозанне.
Удачными были и последующие работы режиссера: школьная лирическая комедия «Все наоборот» (1981), комедия-сказка «Руки вверх!» (1981), сказка «Мио, мой Мио» (1987, совместная картина с англичанами, шведами и датчанами по повести Астрид Линдгрен) и другие. Все они и сегодня смотрятся с тем же интересом, что и в момент их первого появления на большом экране. Да и как иначе, ведь торжество добра, дружелюбия, мягкая ирония и светлый юмор не могут не притягивать.
Той же добротой, иронией и юмором были наполнены и выпуски киножурнала «Ералаш», режиссером которых в то время был Владимир Грамматиков. Умение работать с детьми, глубокое знание детской психологии привели к тому, что Владимир Александрович по праву выдвинулся в ряд ведущих детских режиссеров.
Все эти годы Грамматиков работал режиссером и актером на киностудии им. М.Горького. Среди актерских работ тех лет наиболее удачной, пожалуй, стала роль в героико-приключенческом фильме Самвела Гаспарова «Шестой» (1981).
С 1988 года Грамматиков стал художественным руководителем Творческого объединения «Контакт» (к/ст имени М. Горького).
Если в начале 90-х Владимир Грамматиков еще продолжал снимать картины («Сестрички Либерти», «Сказка о купеческой дочери и купеческом цветке») и сниматься сам («Похождения Чичикова», «Осенние соблазны»), то к середине 90-х, с развалом отечественного кинематографа, появились неизбежные трудности. Как признается сам Владимир Александрович: «…около трех лет находился будто в вакууме: казалось, кто-то прошел рядом и случайно выдернул шнур из розетки - я был словно отрезан от жизни».
Нельзя сказать, что Владимир Александрович оставался совсем уж не у дел. С 1992 по 1996 год он был Президентом Международного Детского Кинофестиваля в МДЦ "Артек", затем возглавил Фестиваль Визуальных Искусств в "Орленке". Фестиваль был задуман как центр детского образования в самом широком смысле и впервые прошел в 1997 году.
К настоящей, большой работе Грамматиков возвратился в 1998 году, когда ему поступило предложение возглавить Центральную Киностудию детских и юношеских фильмов имени М.Горького. Один за другим вышли его картины – рождественская сказка «Маленькая принцесса» и лирическая комедия «Привет от Чарли-трубача». Появились и новые проекты на телевидении. За год было подготовлено около полусотни серий детской передачи «Улица Сезам», где Грамматиков был художественным руководителем. «Это меня возвратило к жизни, вернулась надежда, что профессионалы нужны», - признается Владимир Александрович.
0 комментариев