Серебряков Алексей Валерьевич
Алексе́й Вале́рьевич Серебряко́в (род. 3 июля 1964, Москва) — советский, российский актёр театра и кино, заслуженный артист Российской Федерации (1998), народный артист Российской Федерации (2010).
В кино Алексей Серебряков попал в тринадцатилетнем возрасте. Он учился в музыкальной школе по классу баяна. Как-то на юбилей его педагога Василия Дмитриевича Москвичева приехал корреспондент из газеты «Вечерняя Москва». Как раз в это время у Алексея был урок. В результате в газете был опубликован снимок, на котором был Алексей и его преподаватель.
Газету увидели ассистентки режиссеров Владимира Краснопольского и Валерия Ускова. По их мнению, мальчик был похож на актера Вадима Спиридонова. А им как раз нужен был исполнитель на роль его сына в фильме «Вечный зов». Ассистентки приехали в Свиблово, в музыкальную школу и предложили Алексею сниматься в кино. Мальчик согласился…
После удачной работы в «Вечном зове» Алексея стали приглашать и другие режиссеры. В 1978-81 годы мальчик снялся в нескольких картинах. В мелодраме Федора Филиппова «Поздняя ягода» он сыграл дошкольника Кузьму из глухого сибирского села. Затем последовали роли в фильме Олега Гойды «Алые погоны», психологической драме Владимира Краснопольского и Валерия Ускова «Отец и сын», драме Леонида Менакера «Последний побег», героической комедии Эльдора Уразбаева «Смотри в оба».
Окончив школу, семнадцатилетний Алексей приехал в Сызрань, где устроился работать в местный драматический театр.
Вскоре юноша поступил на актерский факультет ГИТИСа (курс Олега Павловича Табакова). ГИТИС Алексей окончил в 1986 году, после чего был принят в театр-студию своего педагога – «Табакерку». У Олега Табакова Серебряков проработал около пяти лет. Но, как признается сам актер, удовлетворения эта работа ему не приносила, и он покинул театр.
С 1986 года начался новый – «взрослый» период работы Алексей Серебрякова в кино. Он снялся в нескольких картинах, среди которых наиболее известной является нашумевшая в те годы социально-психологическая молодежная драма Евгения Герасимова «Забавы молодых». Алексей сыграл роль жестокого парня по кличке Пан. С этого периода режиссеры обратили внимание на определенную жесткость внешних черт Алексея, чем и поспешили воспользоваться…
В 1989 году Серебряков сыграл роль молодого каратиста по прозвищу Малыш в боевике Владимира Феоктистова «Фанат». Его герой первоначально становится рекетиром, но потом осознает свою ошибку и вступает в противоборство с мафией.
После выхода картины, кстати, имевший значительный зрительский успех, Алексею Серебрякову буквально посыпались предложения сыграть бывших афганцев, бандитов, каратистов и тому подобное. Однако актер не спешил тиражировать образ «крутого парня». Серебряков вспоминает: «Это естественно: кино почти всегда отрабатывает сложившиеся стереотипы. Можно огорчаться по этому поводу, но это ничего не изменит. Если уж ты попал в какую-то схему, продюсеры начинают ее отрабатывать по полной программе: у тебя, милый, хороший рейтинг, давай-ка его поддерживай, пока зритель не наестся».
Успех фильма «Фанат» привлек к персоне актера внимание журналистов. Алексей Серебряков рассказывает: «…писали все практически одно и то же. А поскольку я неловко себя чувствую во время специальной фотосъемки, - ну не знаю, как себя в этот момент вести, - я и решил: публичным человеком не буду. Но просуществовать на уровне Олега Меньшикова, который сумел как-то мудро выстроить отношения с людьми и прессой - все-то у него регламентировано, осторожно, деликатно, - мне не удалось. Кроме того, я понял одну вещь: сегодня только средства массовой информации могут сделать имя, а значит, дать возможность работать».
В 1991 году на экраны вышел боевик Владимира Бортко «Афганский излом». Фильм буквально произвел фурор – ведь одну из главных ролей сыграл итальянский актер Микеле Плачидо, один из самых популярнейших актеров тех лет, исполнитель роли комиссара Катании в сериале «Спрут». Серебрякову досталась роль эдакого «русского Рэмбо». Его герой, влюбленный в военное дело, совершенно не мыслящий себя мирного человека.
Во второй половине 90-х Серебряков снимался гораздо реже. Самая известная работа – роль в фильме Андрея Разенкова «Тесты для настоящих мужчин». Надо сказать если бы не жена, то возможно, что этой роли бы так и не было. Именно она уговорила Алексея поддержать режиссера-дебютанта. Актер признается, что вообще часто советуется со своей женой, доверяет ее интуиции. Хотя об этой картине Серебряков не очень высокого мнения: «По большей части пришлось быть в фильме манекеном», правда он добавляет, что «старался, чтобы за сделанную работу мне не было стыдно перед моим ребенком». И фильм действительно получился добротным.
С началом нового века началась медленная реанимация отечественного кинематографа. Правда, первоначально экран заполонили многочисленные криминальные сериалы. Из них несколько выше по уровню был «Бандитский Петербург», который снимал режиссер Владимир Бортко. Он уже работал с Алексеем Серебряковым в начале 90-х, и теперь, вспомнив, пригласил его на роль адвоката Олега Званцева.
Первоначально Серебряков не хотел участвовать в этом проекте. Решающую роль сыграло то, что режиссер, которого Алексей очень сильно уважает, лично позвонил и попросил его исполнить эту роль. Немаловажным фактором явилось так же и то, что в сериале принимали участие близкие друзья Серебрякова – Дмитрий Певцов и Ольга Дроздова.
Алексей рассказывает: «Я лет пятнадцать с ними дружу. У нас с Димой уже существует понимание на уровне выражения глаз, взгляда. И мне очень хотелось узнать, как такое понимание выразиться в кино. Прежде такой возможности у нас не было, а тут «Бандитский Петербург» и подвернулся. Вот мы с Димой и договорились на съемках сопротивляться вдвоем, если что-то не понравиться. А дальше импровизировать».
Настоящим событием в отечественном кинематографе стал сериал «Баязет» по одноименному роману Валентина Пикуля. Алексей Серебряков сыграл там кавалергарда Карабанова, честного, справедливого, принципиального офицера, беззаветно преданного Отчизне. Фильм рассказывает о малоизвестном эпизоде русско-турецкой войны (1877 -1878 гг.) – обороне крепости Баязет, когда полторы тысячи русских солдат и офицеров мужественно противостояли напору тридцати тысяч турок.
В 2004 году Серебряков снялся в многосерийном фильме «Штрафбат». Вновь актер сыграл роль храброго, самоотверженного офицера, пекущегося о своих солдатах - комбате Твердохлебове. Фильм поднял трудную тему – о трагических судьбах штрафников, тех самых, которых бросали в атаки на самые неприступные участки обороны немцев. Смерть окружала их со всех сторон: спереди их косили пулеметы противника, сзади - пулеметы заградотрядов НКВД.
Признание и награды
Премия «Киношок» в номинации «Призы за лучшие роли» за 1994 год
На фестивале «Виват, кино России!» приз как лучший исполнитель мужской роли в картине «Тесты для настоящих мужчин»
Приз за мужскую роль в фильме «Серп и молот»
Заслуженный артист России (1998)
Народный артист России (2010)
45-й Индийский международный кинофестиваль — приз за лучшую мужскую роль («Левиафан»)
33 комментария
10 лет назад
Так-чта.. крысой оказался
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена