Скановы пещеры Наровчата глубиной с 14-ти этажный дом
По обе стороны вдоль всей галереи, конец которой теряется в темноте, — кельи. Триста с лишним лет назад здесь замуровали себя заживо монахи- отшельники. Бог знает, о чем молились православные схимники в этих кельях-склепах: за избавление ли от тяжкой смуты темного семнадцатого века, за прощение ли грехов, которых так много накопилось у людей уже к тому времени. Уходили монахи Скановского пещерного монастыря из этого мира в тесных кельях с зажженной свечой в руках, моля Бога за народ и Державу русскую.
Вход в келью, монахи ползком лезли в них и замуровывали себя.
О возникновении пещер близ посёлка Наровчат ходят легенды. Согласно одной из них, давным-давно на берегу реки жил монах-отшельник по имени Скан. По преданию, он вырыл себе пещеру, стал в ней жить и служить Богу. «Там были кельи и церковь, поскольку сохранились церковно-славянские надписи. В пещерах даже захоронены святые мощи, как и в Киево-Печерской Лавре», – рассказал краевед Владимир Поляков.
Наровчатцы утверждают, что много лет тому назад, когда обвалов ещё не было, мальчишки, бродя по пещерам, обнаружили подземное озеро, а на его берегу – скульптуру из необычно красивого камня. Другие рассказывают, что доходили до железной кованой двери, открыть которую так никто и не смог. Третьи уверяют, что добирались до аптеки на нижнем ярусе пещер, находили лекарства неизвестного происхождения, ампулы с благовониями и многое другое.
По фотографии не так видно ширину прохода, но там реально не разойдутся даже два худых человека.
Изображение Иисуса.
На трёх ярусах наровчатских пещер насчитывается около 20-ти больших и малых келий, сводчатые потолки и стены которых, как вспоминают очевидцы, были побелены, а в маленьких нишах в проходах перед каждой кельей стояли зажженные свечи.
В одной из келий хранится старая икона. Все три яруса наровчатских пещер – это около 635 метров, уходящих на глубину 14-ти-этажного дома. 4-й и 5-й ярусы пока не открыты. Температура внутри пещер не поднимается выше 4 градусов тепла. В некоторых местах можно даже обнаружить лёд.
Старожилы вспоминают, что в начале XIX века наровчатские пещеры имели очень привлекательный вид. Основной вход был выложен камнем с красивым орнаментом. Под горой, у входа располагался своеобразный архитектурный комплекс: пещеры, две часовни и церковь. Под тенистыми развесистыми деревьями у прозрачного холодного родника стояла скамейка, где могли отдохнуть уставшие путники.
В 1237 году, когда монгольские орды двинулись на запад, их передовые части быстро достигли Скани. Здесь в то время жило легендарное племя буртасов. Отказавшись подчиниться батыевым полчищам, храбрые степняки, во главе со своей княгиней, прекрасной Норчаткой, решили дать бой захватчикам. Неравное сражение развернулось в этих местах, вдоль древнего оборонительного вала. Вал этот сохранился до сих пор, он пролегает в полукилометре от пещер. Сейчас он зарос вековым лесом и осыпался, но до сих пор является трудным препятствием для всякого путника или грибника.
Отстать от группы,я вам не советовал бы.
Спуск на этаж ниже.
Продолжение спуска.
Дыра этажом выше.
Недавно пензенскими властями было принято решение о реконструкции исторического места. В настоящее время строители расширяют вход в пещеры, чтобы люди могли заходить в полный рост, делают свод и стены. На данный момент уже выложена арка при входе.
Тайный вход в пещеру.
Если вам доведется побывать в Наровчате (Пензенская область), обязательно посетите эту экскурсию.
113 комментариев
10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
ЭХХХ, я уж молчу про монгольские орды в глубине Руси.......долго история. Кому нужно, тот уже давно все знает.
НО про БАБ молчать не могу! Кроме вашей легенды, ну никак не могу ни одной вспомнить, чтобы на РУСИ БАБЫ В БОЙ МУЖИКОВ ВОДИЛИ!!!!! у нас все же не амазонки, а БАБЫ на Руси всегда были. И уж в бой мужиков-степняков не водили точно. Другие у них заботы и обязанности были. А на РУСИ всегда были ВОИНЫ. ВОИНЫ-МУЖЧИНЫ. Если бы такое было возможно, что бабы в бой повели, так это только других таких же баб. А все мужики (до последнего) должны были уже погибнуть к тому времени. Потому как такого позора - БАБА В БОЙ МУЖИКА ВЕДЕТ- ни один русский мужик бы не вынес.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
В крещении Елена (ок. 890 — 11 июля 969 г.) правивила Древнерусским государством после гибели мужа, Великого князя Киевского Игоря Рюриковича с 945 до 962 года. Первая из русских правителей приняла христианство ещё до крещения Руси, первая русская святая, мать великого древнерусского полководца князя Святослава. Княгиня Ольга не была воительницей подобно былинным поляницам, роль женщины-полководца ей пришлось на себя взять скорее поневоле.
Поход на древлян (месть древлянам за смерть мужа)
Древляне после убийства князя Игоря прислали к его вдове Ольге сватов звать её замуж за своего князя Мала. Княгиня последовательно расправилась со старейшинами древлян, а затем привела к покорности народ древлян. Древнерусский летописец подробно излагает месть Ольги за смерть мужа:
1-я месть княгини Ольги: Сваты, 20 древлян, прибыли в ладье, которую киевляне отнесли и бросили в глубокую яму на дворе терема Ольги. Сватов-послов закопали живьем вместе с ладьёй.
«И, склонившись к яме, спросила их Ольга: Хороша ли вам честь?». Они же ответили: Горше нам Игоревой смерти». И повелела засыпать их живыми; и засыпали их.. »
2-я месть: Ольга попросила для уважения прислать к ней новых послов из лучших мужей, что и было с охотой исполнено древлянами. Посольство из знатных древлян сожгли в бане, пока те мылись, готовясь к встрече с княгиней.
3-я месть: Княгиня с небольшой дружиной приехала в земли древлян, чтобы по обычаю справить тризну на могиле мужа. Опоив во время тризны древлян, Ольга велела рубить их. Летопись сообщает о 5 тысячах перебитых древлян.
4-я месть: В 946 году Ольга возглавила войско в походе на древлян. По Новгородской Первой летописи киевская дружина победила древлян в бою. Ольга прошлась по Древлянской земле, установила дани и налоги, после чего вернулась в Киев. По ПВЛ ( Повесть временных лет ) после безуспешной осады в течение лета Ольга сожгла город с помощью птиц, к ногам которых велела привязать зажжённую паклю с серой. Часть защитников Искоростеня были перебиты, остальные покорились.
На этом её военная деятельность не ограничилась и она совершила ещё ряд походов приводя к покорности восточнославянские племена и земли.
Стоит ли удивляться воинственности и полководческим дарованиям сына Ольги Святослава?
Анастасия Слуцкая (Княгиня-амазонка)
В 2003 году на студии «Беларусьфильм» был снят фильм «Анастасия Слуцкая», посвящённый княгине Анастасии. Несмотря на художественный вымысел с уклоном в фентези, у этой картины была своя реальная историческая основа.
В XV в. владельцем города Слуцка (с 1481 г.) был Семен Михайлович Олелькович (из рода Гедеминовичей/Ольгердовичей). Его женой в начале 1490 -х годов стала княгиня Анастасия, дочка Мстиславского князя Ивана Юрьевича.
По одним данным Семён Михайлович умер от эпидемии в 1505 г., согласно другим, это произошло ранее, в 1503 году. Поскольку их сын, Юрий, был ещё мал, то управление княжеством оказалось в руках Анастасии. В это время на территорию княжества часто нападали татары. Князю Семёну не раз приходилось отражать набеги. А после его смерти отражением набегов занялась княгиня Анастасия, которая лично возглавляла войска. И ей в период 1505—1508 годов удалось защитить Слуцк, хотя территория княжества подверглась сильному разорению.
Молодая вдова княгиня не раз привлекала внимание своих современников. Наиболее известным из поклонников Анастасии был крупный литовский магнат — князь Михаил Львович Глинский (дядя Елены Глинской, матери Ивана IV Грозного). Согласно польскому историку конца XVI века Мацею Стрыйковскому, между Анастасией и Михаилом был роман, однако когда Михаил в 1508 году посватался к княгини, Анастасия отказалась выйти за него замуж. Для того, чтобы завоевать руку Анастасии, Михаил дважды пытался взять Слуцк, но неудачно. Вскоре Михаил Глинский с братьями перешёл на службу к великому князю московскому Василию III. Впрочем, из послания Михаила Глинского Василию III известно, что Слуцк во время мятежа осаждал не Михаил, а его родственник Андрей.
О последних годах жизни Анастасии ничего неизвестно. Она умерла в 55-летнем возрасте (около 1526 года).
Примечание:
Князь Фёдор Иванович Мстиславский (XVI век — 1622 год) — один из предводителей "Семибоярщины", был последним из рода Мстиславских. Анастасии Слуцкой (по сестре Ульяне) он приходился внучатым племянником в третьем колене.
Алёна Арзамасская (женщина-воительница и полководец)
казачка, монахиня из крестьян, возглавившая крупный отряд беглых и крепостных людей Арзамасского уезда во время крестьянской войны 1670—1671 гг. под предводительством Степана Разина.
Родилась в казачьем селе Выездная Слобода под Арзамасом. Известно, что ещё в молодости её насильно выдали замуж за пожилого крестьянина, но тот прожил недолго и вскоре она стала вдовой. От нужды она постриглась в монахини в женском Николаевском монастыре под Арзамасом. Здесь она обучилась грамоте, узнала народное врачевание.
В 1669 году, когда началось крестьянское восстание Степана Разина, Алёна покинула монастырь и присоединилась к восставшим. Ей удалось собрать отряд из 300—400 человек и с ним она направилась к городу Темникову, расположенному на территории современной Мордовии. В 1670 году её отряд объединился с отрядом Фёдора Сидорова, разбил отряд воеводы Арзамаса Леонтия Шайсукова. После этого повела отряды численностью до 700 человек от Арзамаса к Шацку, затем повернула и взяла Темников. Алёна более двух месяцев управляла городом и войском. В отряде насчитывалось более 2000 повстанцев.
наменитую Жанну д’Арк, которая считается национальной героиней Франции и причислена к лику святых.
Знаменитые женщины военачальники
Военные победы Жанны начались в начале мая 1429 года при взятии бастиона Сен Лу. Тогда английские войска, после прекращения длительных междоусобиц в стране, вступили на территорию Франции и одерживали победы одну за другой. Когда король Карл VI назначил Жанну военачальницей, армия под ее командованием словно ураган прошла по захваченным территориям, сгоняя англичан с уже насиженных мест.
23 мая 1430 года она попадает в плен к бургундцам в результате предательства, которые затем продают ее англичанам. Не менее предательский суд признает Жанну д’Арк виновной в ереси и сообщничестве с дьяволом, за что она и была сожжена заживо в Руане 30 мая 1931 года.
Дахия аль-Кахина
Правитель княжества Орес, находившегося на юго-востоке Алжира, не отличался добрым нравом, о его жестокости знал и стар, и млад. Однажды влюбился он в красавицу из одного селения. Звали её Дахияаль-Кахина бинт-Табита. Ей он, однако, не пришёлся по нраву, и девушка отказала правителю. В гневе он стал угнетать жителей села Кахины, и те, доведённые до отчаяния, упросили девушку уступить князю и спасти деревню. Гордая Дахия уступила мольбам односельчан, но первая брачная ночь стала для князя последней, а Кахина заняла его место. А не надо заставлять женщину делать, то чего она не хочет!
Власть женщины: воительницы древности
Однако вскоре на территорию 9-ти Берберских и иудейских княжеств вторглись арабские завоеватели. В первых же столкновениях берберы потеряли своего главу – князя Косейла и Кахина возглавила берберские войска.
Женщина во главе войска берберского государства – она оказалась смелым воином и хорошим тактиком. Смелые засады, летучие отряды, ловушки и удары по арабской армии с тыла позволили победить её войску 40-тысячную армию противника под командованием лучшего арабского полководца Хасана ибн Нумана. Армия Кахины освободила захваченные земли, включая Карфаген, ставший столицей Африканского царства.
Везде встречали Кахину как освободительницу. Она не только смогла отвоевать захваченные территории, но и смогла стабилизировать государство. И тогда Хасан пошёл на хитрость, предложив Кахине мир и союз против Вестготского королевства в Испании. По замыслу Хасана Береберы должны были просто пропустить через свою территорию арабские отряды. Вскоре стало ясно, что они не просто идут по землям берберов, а захватывают их. Кахина всё ещё могла переломить ход истории в свою пользу, если бы не предательство…. Халид ибн Йезид аль-Кайси, которому царица безгранично доверяла, сначала передавал сведения о намерениях берберского войска Хасану, а затем возглавил одни из арабских отрядов в последней битве…
Дахия аль-Кахина знала, что этого боя ей не выиграть, что время упущено, но встала с мечом в руках во главе своих воинов и погибла в бою. Голову царицы Африканского царства аль-Кахины отослали халифу Абд-эль-Малику.
Храбрость, свободолюбие и отвага женщины – насколько они велики?
Царица Томирис
Царица сакская Томирис (570-520 г.г. до нашей эры) – легенда Востока, символ свободолюбия и жестокости, почитаемый многими степными народами. Историю её войны с персидским царём Киром описал Геродот. Своё наступление на Великую степь «царь царей» и «властитель Азии» Кир начал с предложения царице Томирис… стать его женой и объединить их государства без боя. Царица отказалась…
Первый бой сакские воины во главе с сыном царицы Спаргаписом выиграли. Но праздновать победу было ещё рано. Персы хорошо знали обычаи народа, на который напали, и им был известен обычай праздновать каждую победу. Персы покинули свой лагерь, оставив там крепкое вино, не ведомое саксам, а затем внезапно напали на опьянённое войско. Треть войска саксов была захвачена персами, среди пленных оказался и сын царицы Томирис, покончивший с собой в плену.
Власть женщины: воительницы древности
Томирис вызвала Кира на второй бой. В последней битве сражались не только воины, бились женщины и девушки во главе с царицей. Победой саксов завершилась та битва, ни один из персов не ушёл живым, пал и Кир. Столь мужественные атаки храбрых воительниц оказались полной неожиданностью для врага! Голову Киру отсекла сама Томирис, погрузив её в бурдюк с кровью со словами сдержанной ею клятвы – утолить его жажду человеческой крови.
Сила женщины-воина в её ненависти к войне. О прекрасной и отважной Томирис сложено немало народных сказаний, о ней написаны книги, ей посвящён балет.
Хуа Мулань
Цветок магнолии – так переводится имя легендарной китайской героини, легенды о которой превратились в поэму. Был или это достоверный образ или нет, кто знает? Если верить древнекитайской поэме, то жила-была девушка по фамилии Хуа. Когда это было, точно не известно – то ли во времена династии Суй, то ли ещё раньше при династии Северная Вэй.
Власть женщины: воительницы древности
Отец её был солдатом и учил дочь всему, что знал. Девочка вышивала, как и её подруги, но при этом умела фехтовать, ездить верхом и… читала о военной стратегии! И когда император стал собирать армию, чтобы отразить набеги кочевых племен, Мулан решила воевать вместо отца. Переодеться мужчиной? Но это нарушает все правила благочестия! Однако родители благословили дочь, ведь в тяжёлые для страны времена, долг родине выше благочестия….
12 долгих лет длилась служба Хуа Мулань, 12 лет не снимая мужской одежды даже ночью, чтобы не быть разоблачённой. Многих наград была удостоена отважная девушка, лишь от высокой должности, предложенной императором, она отказалась, попросив лишь для себя хорошего коня, чтобы скорее вернуться к родным И лишь под родным кровом она вновь одела женскую одежду, несказанно удивив всех таким превращением. Что было дальше? Никто не знает, ведь поэма на этом обрывается….
Наверное, многие видели мультфильм о Мулан, а ведь это было…. Что заставляет девушек брать оружие в руки? Любовь – к семье, родине и долг чести.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена