Panzer Vorwärts! Танки, вперед! Часть 6 Ausf А
Каноническая легенда гласит, что столкнувшись с советскими мега-танком Т-34 немцы пришли в ужас и решили, во что бы то ни стало, скопировать советский мега-танк. Но в силу своей неспособности постичь советский гений, немцы создали ухудшенную версию Т-34 – танк Pz V Panther, который был страшно дорогим и сложным в производстве и эксплуатации и вообще во всем уступавший оригиналу. Так ли это? Об этом мы и поговорим сегодня.
Собственно разработка перспективного среднего 30-тонного танка, который должен в будущем заменить Pz III, велась фирмой Henshell с 1937 года. Добавлю, что в то же время велись работы и по перспективному тяжелому танку на замену Pz IV – будущему Pz VI Tiger. Темп работ был невысоким – немцы считали, что толстобронные танки с более мощной, чем штатная, пушкой понадобятся им только в 1942 году – когда придет время воевать с Англией и, возможно, с США. 18 июня 1941 года фирма Rheinmetall получила заказ на разработку длинноствольного орудия, способного пробивать 140мм броню с 1000м.
Однако ко второй половине лета 1941 года немцы стали все чаще сталкиваться с новейшими советскими танками Т-34 и КВ, о которых толком ничего известно не было. Надо сказать, что немцы были неприятно удивлены, поскольку считали, что советская промышленность не способна наладить выпуск не то, что современных танков, а массовый выпуск боевых машин вообще. В дополнение немецким генералам надо было внятно объяснить хотя бы самим себе, почему они столько времени не могут справиться с советскими войсками – восемь недель пошли, конца войны не видно, а противник не только упорно сопротивляется, но и временами громит Вермахт! «Виновник» неудач Панцерваффе нашелся быстро – танки Т-34 и КВ. (Вдаваться в подробности мы пока не будем. Скажу лишь, что дело было не только и не столько в неких «убер-свойствах» советских машин). Для анализа советских танков к октябрю 1941 года была создана комиссия т.н. «Танковая комиссия» Управления Вооружений под руководством Ф. Порше. Позднее к работе комиссии подключились «производственники» под руководством А. Шпеера
На фото – А. Шпеер осматривает Т-34 с пушкой Л-11. Куммерсдорфский полигон, осень 1941 г
Ознакомившись с захваченными в боях советскими танками Т-28, Т-35, Т-34, КВ и некоторыми другими, комиссия пришла к выводу, что разрабатываемые тяжелые танки превосходят советские по всем статьям, а вот со средним танком дела обстоят сложнее.
Поднять скорость движения на местности, усилить вооружение и бронирование танков было, разумеется, можно, но подобные меры по затратам были сопоставимы с разработкой нового танка. Кроме этого, проекты 20 – 30 тонных машин, имевшиеся в Германии, не шли в сравнение с возможностями, заложенными в конструкцию Т-34 – высокая подвижность вне дорог, мощное вооружение и бронирование. Справедливости ради должен отметить, что немцы указывали на массу недостатков советской машины – в частности, «слепота» и «глухота» танка, теснота боевого отделения, неудачный выбор подвески (подвеска Кристи в конце 30-х годов ХХ века уже становилась архаикой), плохая трансмиссия, неудачная конструкция двигателя (дизель В-2 в то время и на стенде не отрабатывал положенных 100 часов!) и т.д.
В итоге было решено поручить фирмам Deimler-Benz и MAN разработку прототипов нового, 35-тонного, танка. Тактико-технические требования к новой боевой машине определили следующие: ширина до 3150мм, высота – 2990мм, двигатель мощностью 650-700 л.с., броневая защита – 40мм, максимальная скорость движения – 55 км/ч. Задание получило условное название – «Пантера». Любопытно, что, при выдаче техзадания, было проигнорировано мнение Ф. Тодта, предлагавшего разрабатывать новые машины на базе уже отработанных шасси прототипов «Тигра» – VK 3001 (Н) и VK 3001 (Р), хотя танк Порше «Леопард», построенный на таком шасси «бегал» со скоростью 60 км/ч
На рисунке – прототипы танка Pz V фирм Deimler-Benz и MAN
Как видно, проект Deimler-Benz внешне сильно напоминал Т-34. Более того, конструкторы отступили от традиционной в Германии схемы компоновки мотора и трансмиссии, поместив трансмиссионное отделение сзади. В качестве двигателя новой машины предполагалось использовать… дизель Daimler-Benz MB 507.
Проект фирмы MAN был более «классическим» для немцев – трансмиссия впереди, мотор сзади, башня с пушкой посередине (над центром тяжести танка). В качестве двигателя предлагали бензиновый мотор Maybach.
Оба прототипа в итоге получили подвеску с шахматным расположением катков конструкции Г. Книпкампа. Дело в том, что такая конструкция ходовой, помимо всего прочего, обеспечивала наиболее плавный ход машины и, теоретически, позволяла обойтись без стабилизатора вооружения для огня с ходу. Кстати, стабилизатор немцы до конца войны так и не создали.
Проект DB представили Гитлеру в феврале 1942 года. Фюрер, ознакомившись с машиной, пришел в восторг и дал команду А. Шпееру немедленно начать выпуск нового танка в количестве не менее 200 машин. Но этому воспротивилось Управление вооружений, склонявшееся к проекту MAN. В результате этого противостояния была образована специальная «Пантер-комиссия», задачей которой стало решить, каким должен стать новый танк. Изучив оба прототипа, комиссия отдала предпочтение проекту MAN. MANовский прототип имел меньший вылет ствола, облегчавший маневрирование; более удачную подвеску; больший комфорт работы экипажа; монолитность бортов; больший резерв массы; бензиновый двигатель. На двигателе стоит остановиться подробнее. Дело в том, что бензиновый мотор легче и компактнее дизельного при равной мощности, а самое главное – «натуральное» топливо в Германии было в дефиците, а его основными потребителями были авиация и флот (последнему солярки не всегда хватало). Все остальные довольствовались синтетическим топливом (соляр искусственно не воспроизводится).
Выдвигался и еще один аргумент в пользу MANовского проекта – непохожесть на Т-34 (впрочем в реальной обстановке немцы активно обстреливали свои «Пантеры», принимая их за Т-34; советские войска – Т-34, принимая их за «Пантеры»).
Гитлер согласился с мнением специалистов, но потребовал, что бы первая машина была готова в июле, а две следующие – в августе 1942 года. Но первые две машины V1 и V2 (V – «Versuch» - «опыт») были готовы только к октябрю 42-го. Примерно тогда же прототип DB отправился на свалку.
На фото – прототип VК 3002 с макетом башни на полигоне, 1942 год
На фото – недостроенный корпус VК 3002 DB на свалке фирмы. 1943 год
Новые машины содержали массу недоработок, из-за чего срок начала выпуска постоянно отодвигался – пришлось «подрезать» нижние углы башни, что бы они не ударяли по люкам механика-водителя, усилить мотор поворота башни и многое другое. И, в довесок, фюрер решил увеличить огневую мощь танка, установив на нем 75мм пушку с длинной ствола в 100 калибров. К счастью (для немцев, разумеется) орудие было не готово и машины пошли в серию с более коротким орудием. После всех проволочек первые серийные машины «нулевой» серии покинули сборочные цеха 11 января 1942 года. Эти танки получили обозначение Ausf А, но ничего общего с танками, выпускавшимися с осени 1943 года они не имели (потом их обозначение переделали в Ausf D1). Основными особенностями этих машин стали однокамерный дульный тормоз грушевидной формы (похожий стоял на Pz IV Ausf F2) и прилив под командирскую башенку оригинальной формы. Все машины «нулевой» серии в боях не участвовали и использовались только для подготовки экипажей.
Первая же серия танков, поступавших в войска, так же получила обозначение Ausf D. Но что бы избежать путаницы их позднее стали именовать Ausf D2. Эти танки получили уже более привычный нам «пантеровский» вид – двухкамерный дульный тормоз, командирская башенка, аналогичная установленной на Pz VI Tiger, переместилась на привычное нам место. Выпуск танка, кроме фирмы MAN, велся и на заводах фирм Henshell, Deimler-Benz и МАН.
На фото – машина первых выпусков
На фото – новенькие Pz V во дворе фирмы MAN. 1943 год
На фото – танк производства Henshell. Обратите внимание, на то, что люки имеют защитные козырьки от дождя. Май, 1943
Второй особенностью Pz V Ausf D2 стало наличие бугельной установки пулемета и наличие лючков по бортам башни.
На рисунке – отличия в конструкции лобового листа корпуса Ausf D2
Должен отметить, что надежность первых машин оставляла желать много лучшего – только 77 машин было принято в феврале-марте при плане 200 танков! Более того, к середине 1943 года встал вопрос о прекращении выпуска танков для устранения недоработок – так, в середине мая из 108 дорабатываемых машин было готово к отправке в войска только 5(!!!). Дорабатывалось все – подвеска, трансмиссия, электрооборудование, прицелы.… Однако, такая ситуация характерна для любой машины, создаваемой «с нуля» в сжатые сроки – для сравнения, Т-34 доводили более-менее «до ума» три года во время войны, а после войны танк Т-34-85 был подвергнут доработкам по программе УКН.
На фото – подготовленные к отправке Pz V. Танки без камуфляжа и окрашены в стандартный желтый цвет Dunkelgelb
Уже в ходе выпуска Ausf D2 в конструкцию танка начали вносить изменения – машины, выпущенные в конце весны 1943 года, получили новый монокулярный прицел вместо бинокулярного, усилили до 80мм толщину лба корпуса. Кстати, тогда же началась обмазка танков «циммеритом» и установка 5мм экранов по бортам корпуса, прикрывавших вертикальные участки бортовой брони.
На фото – поздний вариант Ausf D2. Машина из состава 39-го танкового полка выдвигается на позицию. Лето 1943 года
В сентябре 1943 года Ausf D2 сменила новая модификация Ausf А. Изменения затронули установку курсового пулемета – с бугельной на шаровую, были ликвидированы лючки для стрельбы в башне, а вместо двух фар начали устанавливать одну.
На фото – танкист рядом с Ausf А. Обратите внимание на габариты машины
На фото – Ausf А. На верхнем фото хорошо видна шаровая установка пулемета. На нижнем - одна из немногих машин этой модификации, оставшаяся на ходу до наших дней
В марте 1944 года увидела последняя выпускавшаяся серийно модификация танка – Ausf G, ставшая и самой массовой. Чуть раньше, в феврале 1944, приказом Гитлера танку было присвоено наименование «Panther», до этого машина называлась просто Pz V. Новая модификация получила больший наклон броневых листов (61 градус против 50 ранее). Лобовой лист стал толще – 110мм и потерял люк-пробку механика-водителя. Кроме этого, часть машин получила броневую «юбку» внизу башни, делавшей невозможной ее заклинивание и попадании снарядов. Часть танков получила необрезиненые катки (по одним данным выпустили всего 24 таких машины, по другим – дальше проекта дело не пошло). Был разработан ряд проектов машины с иной трансмиссией, а так же проект огнеметного танка, но дальше проектов дело не пошло. Кроме этого, предлагался вариант Pz V «Panther», вооруженный 50мм пушкой в башне экспериментального разведывательного танка VK1602, но проект отклонили.
На фото – танк Ausf G с «юбкой»
На фото – танк Ausf G в Бовингтоне
На фото – танки с необрезинеными катками
На рисунке – отличия разных модификаций танка
Проекты – проектами, но войну одними проектами не выиграть. Особенно летом 1944 года – именно тогда в Вермахте появились «немецкий взгляд» и мрачноватая шутка: «Если самолеты в небе камуфлированные, то это англичане. Серебристые – американцы. А если никого нет – Люфваффе». По сути, летом 1944 передвижение по дорогам в Западной Европе днем стало для немецких танков невозможным – английские и американские Jabo (истребители-бомбардировщики) охотились дае за одиночными машинами. Поэтому немцам пришлось ставить на танки приборы ночного видения, разрабатываемые с 1937 года. В частности на «Пантерах» устанавливались командирские приборы FG 1250. Они позволяли видеть на расстоянии до 200м, а механик-водитель вел машину по указаниям командира. Но вести бой с таким прибором было нельзя – нужен был более мощный осветитель. Поэтому на БТР Sd Kfz 251/21 Falke был установлен прожектор, диаметром 600мм и мощностью 6кВт, известный как «Uhu» («Филин»).
На фото – танк с прибором ночного видения и сам прибор (внизу)
На фото – Sd Kfz 251/21 Falke
В 1943 году началась разработка очередной модификации Pz V «Panther» – Ausf F. По сути это была наиболее радикальная модернизация танка, направленная на сщественное повышение огневой мощи и бронезащиты машины. Кроме этого, новый танк должен был стать проще и технологичнее в производстве. В первую очередь изменялась башня – вместо привычной, «пантеровской», новая машина получала т.н. «Schmalturm» – «узкую/тесную башню», с большей толщиной брони (до 110мм), разработанную фирмой Rheinmetall в ноябре 1944 и построенной фирмой Daimler-Benz. Вооружать же эту машину предполагалось либо пушкой 7,5сm KwK 42/1или пушкой Skoda 7,5сm KwK 44/1 L/70 (без дульного тормоза в маске типа «Saukopf» – «свиное рыло». Кроме этого, рассматривались варианты с пушкой калибром 75мм со стволом в 100 калибров, либо 88мм пушкой
На фото – «узкая башня»
На фото – вариант «узкой» башни с 75-мм орудием, установленный на шасси «Пантеры» Ausf G. Сентябрь 1944 года
На рисунке – проекты танка «Panther» Ausf F c 88мм пушкой, разработанные компанией Krupp (вверху) и Daimler-Benz (внизу)
Впрочем, все эти проекты остались проектами – до конца войны немцы не построили ни одного танка этого типа.
На бумаге осталась и «Panther II». Фирма Henschell предложила проект с высокой степенью унификации между танками «Panther II» и «Tiger II», благо производится они должны были на одном заводе. Паралельно с «Panther II» разрабатывался и танк Е-50, призванный ее заменить. Танк предполагалось вооружить либо 75мм, либо 88мм пушкой в Schmalturm, радикально переделать корпус, двигатель и трансмиссию.
На рисунке – предполагаемый внешний вид «Panther II» и Е-50 (в центре и внизу)
На этом я заканчиваю наш сегодняшний разговор о Pz V Panther. А впереди нас ждет беседа о машинах на его базе, боевом применении этого танка и о сравнение этой машины с аналогами.
P.S. В качестве «бонуса»
71 комментарий
10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Вот моя Пантерка. Собирал и красил котик Барсик - не обессудь. Лапками трудно клеить и красить... :)
Удалить комментарий?
Удалить Отмена