Алексей Афанасьев: мастер торпедных атак
С армией и флотом Алексей Афанасьев связал свою жизнь еще до войны. Служил на торпедном катере в составе Тихоокеанского флота, а в годы финской войны — в составе Балтийского. Там же встретил и Великую Отечественную.
В первый ее день, 22 июня 1941-го, экипаж Афанасьева устанавливал оборонительные минные заграждения у военно-морской базы Либава, а меньше через месяц, в ночь с 12 на 13 июля, встретившись с врагом лицом к лицу, отправил на дно Балтики первый нацистский корабль.
Это было так — четыре торпедных катера в ночь на 13 июля вышли в море на перехват немецкой колонны. Нацистские транспорты должны были доставить в Ригу оружие и технику для группировки, наступавшей на Ленинград. Конвой моряки встретили на рассвете. В четыре колонны шли ровно 48 вражеских судов. В их числе — восемь миноносцев, семь сторожевых кораблей, 20 торпедных катеров и другие суда. Бой предстоял неравный — мощная армада против четырех торпедных катеров. Командир группы Владимир Гуманенко отдал приказ начать атаку.
Два торпедных катера — Алексея Афанасьева и лейтенанта Ивана Иванова — устремились навстречу врагу. Такой дерзости нацисты не ожидали и даже не сразу начали стрелять. Вот показался большой немецкий транспорт — к нему рванул катер Иванова. Опомнившись, гитлеровцы отрыли ураганный огонь. Казалось, исход поединка предрешен, но только не в этот раз! На помощь к сослуживцу пришел Афанасьев. Маневрируя под градом снарядов, под самым носом у врага, он поставил дымовую завесу. Воспользовавшись ситуацией, Иванов вырвался из-под обстрела и выпустил две торпеды. Одна из них достигла цели, и вражеский миноносец пошел ко дну.
И вот целью нацистов стал Афанасьев. От разрывов снарядов море кипело, а маленький катер, лавируя под огнем, старался не стать легкой добычей. И снова дымовая завеса — на выручку пришел Иванов. Уходя из-под обстрела, Алексей сделал безошибочный залп по транспорту врага.
В этот день группа задание выполнила и без потерь вернулась на базу. В недолгом, но яростном бою защитники уничтожили миноносец и транспорт, подбили сторожевой корабль.
«С неизмеримой смелостью, граничащей с самопожертвованием, шел на выручку под ураганным огнем противника к своим катерам и помогал спасать людей», — писал об Афанасьеве командир бригады ТК капитан 2-го ранга Соломатин. А успех первого сражения Алексей закрепил уже через две недели.
26 июля 1941 года морской бой разгорелся в Ирбенском проливе. Сумев прорваться через охранение вражеского конвоя, моряк записал на свой счет транспорт, миноносец и сторожевой корабль. «Героические, смелые и дерзкие атаки тов. Афанасьева известны всему личному составу», — написано в его боевой характеристике.
Удивительно, но в списке побед моряка есть даже вражеские самолеты! В августе 41-го, с разницей в три дня, Афанасьев сбил бомбардировщик Ю-88 и истребитель Ме-109.
Подобных эпизодов за годы Великой Отечественной было множество. В представлении к званию Героя Советского Союза описано больше десяти, и это — лишь период с июня по сентябрь 1941-го! Высшую награду лейтенант Афанасьев получил в начале апреля 1942 года, она стала для него первой. После нее были ордена Отечественной войны и Красного Знамени, Нахимова и Ушакова, медали «За оборону Ленинграда», «За боевые заслуги» и другие.
В листовке политотдела бригады торпедных катеров Балтийского флота о нем сказано: «Афанасьев вырос в крупного новатора, блестящего мастера торпедных атак. (…)Афанасьев показал, что советские катерники могут выдержать любые штормы и холода, их воля, их мужество не знают предела».
К победному маю 45-го балтиец Алексей Афанасьев стал капитаном 1-го ранга.
Источник:
7 комментариев
10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена