Кончаловский Андрей Сергеевич
Андре́й Серге́евич «Андрон» Кончало́вский (Михалко́в-Кончало́вский, род. 20 августа 1937, Москва) — советский, российский и американский режиссёр, сценарист, общественный и политический деятель.
Народный артист РСФСР (1980). Президент киноакадемии «Ника». В 2014 году был удостоен главного режиссёрского приза Венецианского кинофестиваля, «Серебряного льва», за постановку экзистенциальной драмы «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына».
Родился 20 августа 1937 года в семье писателя Сергея Владимировича Михалкова и поэтессы и переводчицы Натальи Петровны Кончаловской. Названный с рождения Андреем, в самом начале творческой деятельности молодой режиссёр стал именовать себя Андрон, а также принял двойную фамилию — Михалков-Кончаловский. В 1997 году в наградном указе Президента РФ фамилия указана как Михалков (Кончаловский). С середины 1990-х годов постепенно, а после смерти отца, С. В. Михалкова, в 2009 году окончательно утвердилось именование Андрей Сергеевич Кончаловский, о чём сообщает официальный сайт режиссёра.
Учился в Центральной музыкальной школе по классу фортепиано у Р. Ю. Чернова (до 1952), в Музыкальном училище при Московской консерватории у А. Г. Руббаха (закончил в 1957) и в Московской государственной консерватории у Л. Н. Оборина (1957—1959, не закончил). В 1964 году окончил режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская Михаила Ромма)
Находясь в юности под влиянием творчества Акиры Куросавы, Кончаловский дебютировал фильмом «Первый учитель» по повести Чингиза Айтматова. В роли главной героини Алтынай снял молодую балерину Наталью Аринбасарову, на которой потом женился.
В 1969 году режиссёр впервые обращается к русской классике и снимает фильм «Дворянское гнездо» по одноимённому роману Ивана Тургенева. Следующая картина экранизирует классическое произведение Антона Чехова — «Дядя Ваня» (1970). Этот фильм приносит Кончаловскому первый успех за рубежом, режиссёр был удостоен приза «Серебряная раковина» Международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне.
Международное признание приносит Кончаловскому и вышедший на экраны в 1974 году фильм «Романс о влюблённых», удостоенный Гран-при кинофестиваля в Карловых Варах. В 1979 году «Сибириада», четырёхсерийная мелодрама о нескольких поколениях покорителей Сибири, была удостоена Гран-при Каннского кинофестиваля.
В 1972 году получил звание лауреата Государственной премии Казахской ССР после всесоюзного успеха фильма «Конец атамана» по сценарию Кончаловского (о ликвидации чекистами белого атамана Дутова, 30 млн зрителей за 1972 год).
В 1980 году получил звание народного артиста РСФСР.
В условиях ограничения творческой свободы, по мнению критиков, Кончаловский создал честные, искренние, правдивые, опередившие своё время фильмы: помимо картины «Первый учитель» это киноэпопея «Сибириада», музыкальная мелодрама «Романс о влюблённых», «История Аси Клячиной…» (мелодрама снята в 1966, но прорвалась на широкий экран только в 1988). Киноведами особо отмечается нонконформизм и творческая смелость молодого режиссёра, который, не объявляя себя прямо диссидентом, тем не менее нашёл в себе силы пойти против тоталитарной системы.
В 1980 году уехал в США, в Голливуд. Снял там несколько фильмов, среди которых выделяется блокбастер «Танго и Кэш» (1989) с Сильвестром Сталлоне и Куртом Расселом в главных ролях. Позже Кончаловский разочаровался в американском кино и в начале 1990-х вернулся на родину.
В начале 1990-х годов Кончаловский снимает ряд фильмов, не ставших крупными событиями в российском кинематографе. Новый успех ждёт его за границей. В 1997 году снятый Кончаловским в США мини-сериал «Одиссея» по мотивам историко-приключенческих сюжетов Гомера с Армандом Ассанте в главной роли вызвал широкий зрительский интерес в мире и стал на тот момент самым дорогим телепродуктом. Сериал получил в США телевизионную премию «Эмми». В следующие пять лет Кончаловский, впервые с начала карьеры, не ставит ни одного фильма.
После пятилетнего перерыва Кончаловский уверенно преодолевает творческий спад и в 2002 году выпускает на экраны экстравагантный «Дом дураков» с Высоцкой в главной роли и при участии канадского рок-музыканта Брайана Адамса в качестве камео в романтической сцене. На 59-м Венецианском кинофестивале остросюжетная история обитателей психиатрического интерната в контексте событий первой чеченской войны была отмечена Гран-при жюри.
В 2007 году вышел фильм «Глянец» — комедийная мелодрама о тривиальных иллюзиях и сверхмерном тщеславии профессиональных обитателей современных глянцевых миров.
В 2009 году был сопродюсером фильма «Последнее воскресение» — о последних днях жизни Льва Толстого. Фильм был удостоен двух номинаций на «Оскар».
В творчестве Кончаловского нашли отражение и авангардистские технологии. В 2010 году сначала в США, а затем в России состоялась премьера новогоднего фантасмагорического фильма «Щелкунчик и Крысиный Король», снятого режиссёром в формате 3D по мотивам сказки Э. Т. А. Гофмана и балета П. И. Чайковского «Щелкунчик», с участием Эль Фэннинг, Натана Лейна, Фрэнсис де ла Тур и Джона Туртурро. Фильм претендовал на премию «Золотая малина» в номинации «Убивающее глаза использование 3D-эффектов» (данная номинация была введена впервые).
12 октября 2013 года Кончаловский попал в аварию на юге Франции, в которой пострадали он и дочь Мария (род. 28 сентября 1999). Режиссёр не справился с управлением арендованным «Мерседесом», который выскочил на полосу встречного движения и столкнулся с другим автомобилем. Дочь Кончаловского не была пристёгнута ремнём безопасности, получила травмы и в тяжёлом состоянии, без сознания оказалась в реанимации клиники Hôpital de la Timone в Марселе.
Спустя три месяца, по состоянию на 21 января 2014 года, девочка с диагнозом «черепно-мозговая травма» не выходила из комы, состояние оставалось стабильно тяжёлым. Рядом с Марией всё это время находились родители. Спустя пять месяцев после аварии девочка по-прежнему находилась в состоянии искусственного сна. По данным на май 2014 года состояние Марии медленно улучшается, у неё есть шансы вернуться к полноценной жизни. В марте 2015 года стало известно, что Мария находится в поверхностной коме, ей сделана операция, девочка перевезена в дом родителей в Италии.
В начале 2014 года Кончаловский, вынужденно надолго застряв во Франции из-за травмы дочери, возобновил творческую деятельность и вернулся к созданию фильма «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», в августе включённого в основную программу Венецианского кинофестиваля на острове Лидо.
В сентябре 2014 года был удостоен главного режиссёрского приза Венецианского кинофестиваля, «Серебряного льва», за постановку фильма «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына».
Признание и общественная деятельность[править | править вики-текст]
Творческая деятельность режиссёра получила признание как в России, так и во многих странах мира.
2002 год — академик Национальной академии кинематографических искусств и наук.
2005 год — офицер ордена Искусств и литературы Франции.
2008 год — «Золотая звезда» международного кинофестиваля в Марракеше: за вклад в развитие мирового кинематографа.
С 2010 года член Общественной палаты Российской Федерации.
В 2010 году получил Орден Почётного легиона во Франции.
В 2010—2013 годах проживает с семьёй как в России, так и за границей, в Италии, в зависимости от того, где работает. С октября 2013 года, после автокатастрофы под Марселем и госпитализации дочери, обосновался во Франции.
В сентябре 2011 года Кончаловский скептически отнёсся к выдвижению фильма своего брата Никиты Михалкова «Утомлённые солнцем 2: Цитадель» на премию «Оскар», присуждаемую Американской киноакадемией. За несколько лет до этого Кончаловский покинул российский Оскаровский комитет, будучи убеждён, что тот не отражает соотношение сил в российском кинематографе. Кончаловского и Михалкова разъединяют и мировоззренческие разногласия по ключевым государственным и общественно-политическим проблемам. Что, в частности, нашло отражение в книге-дилогии «Низкие истины», где Кончаловский рассказал о взаимоотношениях в творческом семействе.
Анализируя в апреле 2013 года ситуацию в отечественном кинематографе, среди талантливых режиссёров современной России Кончаловский выделил Алексея Балабанова (вскоре ушедшего из жизни) и Валерию Гай Германику.
С апреля 2013 года Кончаловский — президент киноакадемии «Ника».
В марте 2015 года Кончаловский и Михалков предложили В. Путину идею создать национальную сеть общественного питания в форме кафе-кулинарий под брендом «Едим дома!» — в качестве альтернативы западным сетям фастфуда и с целью импортозамещения. С учётом социально-политической направленности проекта обратились за содействием Правительства России, оценив инвестиции в 971,8 млн руб. с выходом на окупаемость почти через 5 лет. Лицом новой сети должна стать Высоцкая, приготовление блюд будет происходить на региональных фабриках-кухнях, а меню на 30–40% будет готовиться из региональных продуктов. Путин поддержал проект.
14 комментариев
9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
А Андрон, - РЕАЛЬНЫЙ трудяга и талант!
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
А как быть с последующими "шедеврами":
Утомленные солнцем
Утомленные солнцем 2
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Или гуляй в "АНТИ": тебе там комфортнее!
Удалить комментарий?
Удалить Отмена