Panzer Vorwärts! Танки, вперед! Часть 7 Ausf В1
Внимание! «Тигры»! Attention! «Tigers»! Uwaga! «Tygryski»! Attention! «Tigres»! – гремело над полями сражений.
Наверное нет более известного немецкого танка Второй Мировой, чем «Тигр» – его угловатые формы, длинная и мощная пушка известны практически всем и каждому мало-мальски интересующемуся историей той войны.
Как же так получилось, что полтора десятка батальонов (всего немцы успели выпустить менее двух тысяч машин, при том, что тех же КВ выпустили в РАЗЫ больше) за неполных два года боев стяжали себе столь грозную славу? Однозначный ответ найти сложно, в зависимости от того по какую сторону фронта находился автор той или иной книги, фильма – «Тигры» то сами горят десятками, то десятками жгут других. Последняя часть моих постов об истории немецких танков Второй Мировой – желание разобраться в этом. Каким был на самом деле этот танк? Что сделало его столь грозным и эффективным оружием?
Сегодня мы начнем нашу беседу о боевых качествах танка. Слово человеку, провоевавшему на «Тигре» от и до – Отто Кариусу: «Мощь танка в его броне, его подвижности и, наконец, в его вооружении. Эти три фактора следует соотнести друг с другом так, чтобы была достигнута максимальная эффективность танка в действии. Похоже, что этот идеал нашел свое воплощение в «Тигре». 88-мм пушка достаточно хороша для того, чтобы уничтожить любой танк, исходя из того, что вы наносите удар в уязвимое место. Лобовая броня «Тигра» могла выдержать несколько снарядных попаданий. Однако, мы не могли допустить, чтобы удар был нанесен нам сбоку, сзади и особенно сверху. И тут требовался расчет и опыт».
Собственно боевой дебют танков Pz VI Tiger состоялся в конце августа – начале сентября 1942 года, когда танки 502-го sPzAbt (тяжелого танкового батальона) выгрузились у станции Мга под Ленинградом. Зачем фюрер приказал засунуть новейшие тяжелые танки в, мягко говоря, танконедоступную местность не понял никто. Более того, батальон понес потери еще до непосредственного столкновения с частями Красной Армии – танки регулярно ломались, проваливались на болотистом грунте и т.п.
На фото – танк 1-й роты 502-го sPzAbt. Сентябрь 1942 года
Правда, советские войска смогли захватить новинку только в январе 1943 года. Танк был сразу же доставлен на НИИТБТ-полигон в Кубинку. Эффект, произведенный новой немецкой машиной был подобен разорвавшейся бомбе.
На фото – танк командира роты с номером 100, первый захваченный советскими войсками Pz VI Tiger. На нижнем фото выделены: на лобовом листе справа – эмблема 502-го sPzAbt (тяжелого танкового батальона), слева приварена подкова
Так, в телефонограмме Д. Устинову (наркому вооружений) от 19 февраля 1943 г. говорилось: «Броневой корпус немецкого тяжелого танка «Тигр» (лоб. броня – 101 мм, борт, корма – 82 мм) с дистанции 400-600 м, несмотря на неоднократные попытки, не был пробит бронебойными снарядами противотанковых орудий, состоящих на вооружении Красной армии…».
В апреле 1943 пыла предпринята вторая попытка пробить шкуру «Тигра». Увы, и в этот раз подтвердились слова начальника артиллерии Н. Воронова, сказанные им на совещании, посвященном немецкой новинке, в конце февраля 1943 года: «У нас нет пушек, способных бороться с этими танками».
На фото – Танк «Тигр», расстрелянный различными типами бронебойных боеприпасов калибра 45-мм, 76-мм и 85-мм. Лето 1943 г
На фото – танк №121, второй захваченный советскими войсками, на ходовых испытаниях в Кубинке
На фото – американская комиссия знакомиться с танком №121
Но массово немцы применили свои новейшие тяжелые танки в ходе операции «Цитадель» и боев за Харьков в 1943 году. Описывать все перипетии боев под Курском, по моему мнению, нет никакой нужды – они описаны довольно подробно. Стоит разве что упомянуть тот факт, что с применением Pz VI на Курской дуге связан один из первых случаев применения боевых роботов – танкеток SdKfz 302/303a/303b/3036 или «Голиаф», которые должны были прокладывать дорогу «Тиграм» через минные поля. Эффект, правда, был неутешительным.
На фото – танкетка «Голиаф»
Несмотря на то что «Тигров» было мало (в общей сложности их было 7,4% от всех немецких танков) в советских источниках, особенно в мемуарах, счет подбитых немецких тяжелых танков идет чуть ли не на сотни. Дело в том, что совместно с «Тиграми» действовали Pz IV Ausf H/G, силуэты которых, особенно с экранами, сильно походили на словесное описание «Тигра». Более того, в советских документах «четверки» так и называли – «Тигр. Тип 4»
На фото – «Тигр. Тип 4» или точнее Pz IV Ausf G, подбитый под Курском
Немцы очень высоко оценили боевые возможности своих танков. Так, в отчете о ведении боевых действий 2-й роты 502-го тяжёлого танкового батальона говориться: «Ни разу огонь 76,2-мм противотанковых пушек не пробивал «тигры» роты и не приводил к серьёзным повреждениям. В одном случае командирская башенка несколько приподнялась в результате попадания снаряда в верхний край с передней стороны, потому что разошёлся сварной шов; кроме того, сломались внутренние болты.
Русское противотанковое ружьё модели 42 (ПТРД?) пробивало броню на глубину до 17 мм, как было установлено в результате замера переднего наклонного броневого листа перед местом водителя. Это противотанковое ружьё встречалось довольно часто, и его можно было узнать по сильному дульному пламени. Один раз косой удар пришёлся по передней смотровой щели командирской башенки. Её угол откололся и срикошетировал, приведя в состояние негодности смотровой прибор «Кинон». Пули противотанковых ружей обычно ударяют в области смотровых щелей. Один раз попадание в ствол 88-мм пушки (вероятно, из 45-мм противотанкового орудия) образовало сильную выбоину снаружи и очень незначительную выбоину внутри ствола орудия. Поскольку экипаж не знал, что ствол орудия повреждён, он продолжал вести огонь без перерыва».
На фото – танки разных батальонов со следами от попаданий орудий по броне.
Конечно, мне могут возразить, что Т-34-76 могли бороться, и боролись(!) с немецкими танками. Однако 76,2мм пушка Т-34 могла пробить борт немецкого танка самое большее с 500м подкалиберным боеприпасом. А их выдавали «под подпись» командиру танка в количестве 3 (прописью – «трех») штук. Остальные снаряды были эффективны на дальности не более 400м. Обычно же советские танкисты подходили на расстояние в 300(!!!)м. Как вспоминал один из участников тех боев: «Знаешь, что такое триста метров?! Это когда борт немца полностью закрывает прицел…»
На фото – дважды Герой Советского Союза гвардии полковник И.Н.Бойко (в центре) рассказывает молодым танкистам о бое с этим танком
Итог выглядел примерно так, как описывалось в рапорте американского военного ведомства за номером 20-233, озаглавленном «Gerмan Defense Tactics against Russian Breakthroughs» («Оборонительная тактика немецких войск в условиях советского прорыва») и опубликованном в октябре 1951 г., в котором в качестве иллюстрации приводится операция под Харьковом, состоявшаяся в марте 1943 г., то есть почти сразу же после того, как «Тигры» подбили двенадцать Т-34:
«В ходе этой операции немецким «Тиграм» впервые удалось полностью разгромить группу русских Т-34… За считанные минуты «Тигры» уничтожили 12 русских Т-34, а когда уцелевшие танки стали отступать, начали преследование и подбили еще 8 машин. Мощность бронебойных 88-мм снарядов оказалось столь высока, что от удара у русских танков срывало башни и отбрасывало их на несколько метров. Среди немецких солдат тут же родилась шутка, что «русские танки снимают шляпы перед «Тиграми». Такой успех имел огромное воздействие на боевой дух немецкой армии».
На фото – танк 503-го sPzAbt со следами 250(!) попаданий. Справедливости ради стоит отметить, что это скорее следы попаданий 20мм пушек Т-60 и ПТР. Ростов-на-Дону 1943 год
И, в качестве «вишенки на тортик» - приводимая диаграмма потерь танков на Восточном фронте в июле - августе 1943 года. Два левых столбца – немецкие потери, два правых – советские. Первый столбец слева показывает немецкие потери, исходя из сообщений советской прессы, второй – реальные. Первый столбец справа – советские потери по сообщениям немецких войск, второй – эти же потери после уточнения и двойной перепроверки. Комментировать тут нечего.
Досталось и англо-американским частям – в конце 1942 – начале 1943 года в Тунисе был высажен 501-й sPzAbt. 14 февраля в ходе наступления Сиди-бу-Зид 3-й батальон американского 1 -го танкового полка потерял 44 «Шермана» из 50, в том числе 15 машин записали на свой счет танкисты из 501-го батальона тяжелых танков (имея в строю 11 исправных машин). Примечательно, что с 14 по 22 февраля немцы потерь в «Тиграх» не имели.
На фото – «Тигры» Африканского Корпуса (на нижнем – захваченный в Тунисе танк номер 131 504-го sPzAbt)
Ну а избиение передового отряда «Крыс пустыни» в Виллер-Бокаже Михаэлем Виттманом уже наверняка набило оскомину всем любителям истории.
На фото – гауптштурмфюрер СС Михаэль Виттман. Один из величайших танковых асов Второй Мировой Войны
В целом бои против «Тигров» вплоть до второй половины 1944 года выглядели примерно одинаково – так, как показано на этом видео. И советские и американские танкисты для эффективной борьбы с плодом сумрачного тевтонского гения стремились максимально сблизиться с противником при численном превосходстве. Кроме этого, англичане и американцы разработали специальный прием – ТОТ («time-on-target»), когда все машины одновременно открывали огонь по одной цели. Аналогичным способом пользовались и советские танкисты
Кстати, так и погиб Виттман – в бою с «Шерманами» 4-й канадской танковой дивизии. С дистанции 1800 м он подбил два «шермана» из 1-го эскадрона. Чтобы разорвать строй атакующих, «Тигр» Виттмана рванулся вперёд, подбил ещё один «Шерман», но тут же получил пять попаданий с близкой дистанции. Три снаряда пробили башню, весь экипаж погиб.
К концу 1944 года картина несколько поменялась – на вооружение стали массово поступать Т-34-85, ИС-2 со спрямленным носом («без дырки во лбу»), «Шерман Файрфлай» с 17-фунтовой (76,2мм) пушкой. Да и качество брони немецких танков существенно ухудшилось – она стала более твердой и хрупкой. Тем не менее, бои против «Тигров» не стали легче. В этих таблицах вы можете увидеть, кто и с какой дистанции мог бороться с немецкой машиной.
Выводы делайте сами.
Вообще описывать боевое применение и бои с участием немецких тяжелотанковых батальонов нет никакой необходимости – это пространный и однообразный перечень подбитых и уничтоженных танков противника и собственных потерь. Несмотря на склонность немцев, и не только, слегка прихвастнуть в мемуарах цифры впечатляют.
На этом я заканчиваю первую главу поста о боевом применении танка. Во второй главе мы поговорим о штатной структуре «тигриных» батальонов и посмотрим, что конкретно могли противопоставить войска антигитлеровской коалиции самой страшной стальной кошке Панцерваффе. В комментариях я выложил наиболее интересный и сбалансированный документальный фильм на эту тему. Я не всегда разделяю точку зрения, изложенную в этом фильме, но…
63 комментария
9 лет назад
Я читал обе эти книги и Кариуаса и Гудариана, в своих мемуарах, они так себя преподносят, просто полубоги, только вот почему то их Берлин захватили, а не нашу Москву.
Ну а Тигр - крутая машина, тут ничего не скажешь, но крутая она пока столько только с завода вышла, тут слов нету, все круто, а после марша километров в 500... отделка приходит трансмиссии, чтоб эту дуру по ЖД дороге перевезти, нужна специальная платформа, и нужно "перобувать&q
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
нет, не ББ ни опытные кумы 76 мм от ф34 тигр с 200 метров прбить не смоогли, я б картинку дал но стата низкая.
испытания 18 мая 43
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена