ЖИЗНЬ СО ЗВЕЗДАМИ о быте на космическом корабле
Бортжурнал: L+10. Непривычные привычные действия в космосе
Кстати, без какой-либо конкретной причины я только что попыталась удержать руки вдоль своего тела, в том естественном положении, в котором они находились всю жизнь, когда я стояла: удивительно, как много усилий на самом деле нужно, чтобы держать мои невесомые руки в этом положении. Они стремятся занять совсем не то положение, которое считается естественным.
Кроме того, во время выполнения упражнений я заметила, что мои руки намного больше устают от удерживания планки тренажёра, например, во время становой тяги. Я не могу найти этому объяснения, но Терри предположил, что это может быть связано с тем, что я весь день использую руки, чтобы перемещаться по Станции с помощью поручней. Может быть и так…
Так или иначе, но сейчас мне пора спать. С тех пор, как я попала сюда, я сплю как ребенок: я позволяю себе свободно плавать в своей маленькой спальной кабине, и моё тело не испытывает никакого давления. Я думаю, что именно так я всегда и мечтала спать!
Бортжурнал: L+11. Чем пахнет внутри станции?
Наука является целью нашего пребывания здесь, но нам, безусловно, необходимо также заботиться и о нашем корабле, чтобы мы могли жить тут по-человечески. И хорошо функционирующий туалет, определённо, является частью такой жизни. Вчера я в первый раз получила доступ к недрам нашего любимого космического туалета для выполнения относительно простой стандартной операции: заполнения бака для промывочной воды.
У нас тут, разумеется, нет унитаза, который требуется промывать, но перед каждым использованием, когда мы включаем вентилятор, чтобы создать необходимое разрежение, определённое количество химиката предварительной обработки, разбавленное небольшим количеством воды из этого самого бака, пропускается по трубопроводу — это занимает несколько секунд, после чего свет гаснет, и туалет готов для исполнения «номера 1».
Время от времени запасы промывочной воды необходимо пополнять. Как правило, для подачи воды в баки требуется лишь манипуляция клапанами, но опыт прошлого показал, что при этом образуется избыточное давление, которое вызывает срабатывание аварийной сигнализации. Поэтому теперь, чтобы обеспечить сброс давления во время пополнения, мы используем временную установку, которую вы можете видеть на фотографии.
Люди часто интересуются тем, как пахнет внутри Космической станции. На самом деле это очень интересовало и меня, поскольку я слышала противоречивые мнения на этот счёт. По правде говоря, я не могу сказать, что ощущаю здесь какой-либо особый запах, мне атмосфера на Станции кажется достаточно нейтральной — фильтры хорошо справляются со своей работой. Только наш «Союз» имеет особенный запах, мне сложно его определить, но он очень дорог для меня: всякий раз, когда я бываю здесь, я мгновенно возвращаюсь ко дню запуска!
Если вы находитесь рядом с контейнером для твёрдых отходов, как я вчера во время работ в туалете, вы можете ощутить некоторый запах. Также вы будете чувствовать его там, где мы собираем мусор, будь то в модуле РММ, выполняющем функции временного склада, или в грузовом корабле ATV, который готовится к разрушительному входу в атмосферу. Но в целом неприятный запах на борту отсутствует. Или, может быть, я просто уже привыкла к нему?
Бортжурнал: L+12. Что делать, когда вещи от тебя уплывают
Анализируя прошедшую рабочую неделю, я могу сказать, что добилась улучшения своей способности не давать различным предметам уплывать от меня: необходимо постоянно помнить о том, что следует надежно закрыть пакет, полный различных предметов, даже если я отворачиваюсь в сторону лишь на несколько секунд; осмотреть всю рабочую зону в трёх измерениях, прежде чем покинуть её; правильно крепить вещи на липучки или с помощью резиновых стяжек, даже если появляется мысль просто зажать их коленями или подсунуть под поручни — на самом деле это не лучшая идея.
Однако здесь есть и положительная сторона — тот факт, что вещи плавают, также означает, что у вас есть нечто вроде «третьей руки», которую вы наверняка всегда хотели иметь (а то и четвертой, или даже пятой). Допустим, что вам нужно использовать обе руки, чтобы что-либо сделать, но вы что-то в них держите: пока вы не отвернётесь в сторону, можно просто позволить этому предмету плавать в воздухе. «Третья рука» будет «держать» его плавающим перед вами, а если он начнёт уходить из поля зрения, вам просто нужно слегка толкнуть его в нужном направлении. В невесомости действительно есть что-то волшебное! И также интересен процесс обучения этим особенностям: я несколько раз слышала, как Буч говорил мне: «Просто оставь эту штуку в покое».
И последнее, о чём я хочу рассказать вам сегодня: Буч установил в Лаборатории рождественскую ёлку и даже повесил там шесть носков для каждого из нас. Таким образом, с сегодняшнего дня и до Рождества, если мы обнаружим чьё-либо любимое блюдо во время поисков в пищевом контейнере, мы сможем положить его в соответствующий носок!
Бортжурнал: L+13, L+14. О гигиене, душе и еде
Прошли ещё одни выходные, и настало время подготовиться к новой рабочей неделе на аванпосте человечества в космосе.
Как я уже писала в прошлые выходные, суббота является днём наведения чистоты. Это также день, когда у вас есть немного больше времени для личной гигиены, когда вы можете принять роскошную ванну... кхм, шучу. Но в условиях космической станции это всё равно замечательный день: вы можете, например, как я, торжественно приготовить для себя на воскресенье новое, свежее и чистое полотенце. Оно конечно не такого размера, как полотенце для душа, — дома вы скорее использовали бы его для вытирания рук, — но всё равно это приятно.
Каждые два дня мы также получаем так называемый «душ в сумке»: это одно из тех самых походных полотенец, которые пропитываются водой, — большинство из них поступают к нам в пакетах с такой же трубкой для подачи воды, как в пакетах с напитками, — воду можно подать непосредственно в пакет, не пролив ни капли мимо.
Каждые две недели мы получаем пакетик жидкого мыла. Таким образом, мы «моемся», используя походное полотенце и жидкое мыло, и затем насухо вытираемся обычным полотенцем. Кроме того, каждую неделю мы получаем ещё одно маленькое полотенце. Я обычно использую его в течение недели для вытирания пота во время физических упражнений, а на следующей неделе оно переходит в ранг полотенца для сбора остатков использованной зубной пасты. Я знаю, что у меня очень высокие запросы: многие астронавты просто проглатывают её.
Если плевание в полотенце — это уже слишком для вас, то на этом вы можете остановиться, потому что дальше будет хуже. Что вы думаете о подстригании ногтей в космосе? Мне неловко признаваться в том, что я откладывала эту процедуру до вчерашнего дня, потому что чувствовала в себе некоторую неуверенность. Как сделать так, чтобы ни один из обрезков не остался плавать внутри Станции и в конечном итоге не попал кому-либо в глаз? Это было бы серьёзным нарушением космического этикета. Коллеги говорили мне, что ногти следует подстригать рядом с сеткой отверстия вытяжной вентиляции, но я не была уверена, что всё пройдёт гладко. В любом случае, я рада сообщить, что эта процедура была выполнена без проблем. Я нашла вытяжное отверстие с очень мелкой сеткой и сильным потоком воздуха и аккуратно подстригла ногти прямо перед ним, все обрезки проследовали в нужном направлении и прилипли к поверхности сетки. После чего мне осталось лишь убрать их с помощью пылесоса.
Еще одна вещь, которую мы предпочитаем делать в выходные, в зависимости от соблюдения заданной нормы потребления пищи, это пополнение наших контейнеров с продуктами в модуле Node 1.
Запасы продовольствия организованы по типу, например, мясо, овощи, фрукты и орехи, завтраки и т.д. Когда мы берём со склада новый пакет (я держу один из них на фотографии), мы сканируем нанесённый на него штрихкод и переносим его в нашей системе управления запасами в позицию «вскрытая упаковка», поэтому «Земля» всегда знает, как мы расходуем наши запасы. Маленькие контейнеры, которые видны на фотографии слева, служат в качестве наших кухонных шкафов для хранения вскрытых пакетов с едой в модуле Node 1. На переднюю панель каждого контейнера наклеена этикетка, где указана дата последнего пополнения продукта данного типа: это помогает нам контролировать расход продуктов питания.
Сегодня я приняла у Терри функции «дежурного» в рамках еженедельной ротации ряда административных и хозяйственных обязанностей, таких как включение освещения утром и отключение его в вечернее время, закрывание ставней окон Купола на ночь, организация ежедневных конференций по планированию с центрами управления и просмотр ежедневной сводки. Эта сводка представляет собой документ, который каждое утро загружается на МКС и содержит важную информацию по обеспечению безопасности станции (на случай серьёзного отказа с потерей связи с «Землёй»), а также раздел вопросов и ответов: вопросы для экипажа и ответы на вопросы, заданные экипажем ранее. Кроме того, в этом документе указано штатное расписание смен всех центров управления на день, поэтому мы всегда знаем, кто работает за пультами управления в Хьюстоне, Хантсвилле, Мюнхене, Цукубе и Москве.
Бортжурнал: L+15. Как «превратить наш вчерашний кофе в наш завтрашний кофе»
Сегодня я снова должна была посетить грузовой корабль ATV, взяв с собой на этот раз большой резервуар с рассолом.
Что за рассол, спросите вы. Отвечу цитатой: рассол — это то, что остаётся, когда мы «превращаем наш вчерашний кофе в наш завтрашний кофе», как метко отметил один из моих коллег, Дон Петтит (не уверена насчёт этого, но может он цитировал кого-то ещё).
Как вы, возможно, знаете, мы утилизируем жидкие отходы жизнедеятельности на борту с помощью установки по переработке урины (UPA). Урина из туалета поступает в UPA, и на выходе этой установки мы получаем два продукта, один из которых после дальнейшей обработки в системе очистки станет питьевой водой, а второй представляет собой концентрированные отходы, которые не должны попасть в завтрашнюю чашку... кхм, пакет с кофе.
Рассол накапливается в резервуаре регенерации. Когда этот резервуар заполняется, мы перемещаем его в ATV, чтобы перекачать содержимое в один из больших баков для жидкостей после того, как мы закончим откачку воды, которую доставил ATV в этом баке.
Непосредственно к установке UPA подключён только туалет, размещённый в модуле Node 3. В туалете Служебного модуля, которым, в основном, пользуются члены российского экипажа, урина собирается в резервуар. Для поддержания водного баланса на борту мы, конечно же, должны переработать и её, поэтому заполненные уриной резервуары периодически складируются в модуле Node 1, и мы постепенно перекачиваем её в UPA.
Если вы относитесь к тем, кто считает эту тему неприятной или даже отвратительной, попробуйте посмотреть на неё с другой стороны: наш общий космический корабль под названием «Земля», помимо прочего представляет собой гигантскую установку UPA. Мы просто не привыкли думать об истории молекул воды в наших напитках — ведь это лишено смысла, не так ли? На МКС мы точно так же не думаем об этом!
Кстати, я должна признаться, что сегодня я не участвовала в поддержании общего водного баланса. Но на то у меня была уважительная причина — наука! Я выполняю 24-часовой сбор урины, поэтому мы должны будем вычесть из баланса воды на борту все заполненные мной пробирки, которые сейчас находятся в морозильной камере Melfi. Это одна из тех задач, решая которые впервые, вы немного нервничаете, потому что в невесомости эта процедура сопряжена с рядом сложностей, но я рада отметить, что на этот раз всё прошло гладко.
Исследования продолжаются о новых открытиях, экспериментах и реакции организма в космосе будет опубликовано.
0 комментариев