Kraftwerk. Music, Non Stop
текущий состав группы: Ральф Хюттер, Хеннинг Шмиц, Фриц Хильперт, Фальк Гриффенхаген
Ральф Хюттер
Основатели группы, Флореан ШнАйдер-Эслебен и Ральф Хюттер, познакомились в 1969 году в академии искусств Дюссельдорфа, где учились в консерватории. Они решили писать собственную музыку вместе и назвались Organisation.
Первые выступления группы относились скорее к категории авангардных хэппенингов, чем к музыкальным событиям: они играли на вернисажах и в галереях, а среди их знакомых художники преобладали над музыкантами. Ральф говорил об этом периоде: «У нас не было никакой стратегии - мы просто стали делать индустриальную музыку, используя всё, чему до этого научились. Ни тогда, ни сейчас мы не задумывались о каком-то там будущем».
Флориан Шнайдер
Роли в группе тогда распределялись следующим образом: Ральф играл на электрооргане, а Флориан - на скрипке и флейте. Пригласив ещё троих музыкантов, они (что было неожиданно для немецкой группы того времени) подписали контракт на выпуск диска с английской фирмой RCA. Пластинку - она называлась Tone Float - постигла судьба весьма незавидная - в Англии группу никто не знал, а в Германии она не была переиздана и продавалась как «импортная».
Tone Float ~ Organisation
В музыкальном отношении «Tone Float» представляет собой типичные для того времени экспериментальные психоделический рок и краут-рок.
«Tone Float» не имел большого успеха, продавался плохо, и в том же 1970 году группа распалась. Двое её участников — Ральф Хюттер и Флориан Шнайдер-Эслебен — основали Kraftwerk, при поддержке ударника Клауса Дингера и звукоинженера Конрада (Конни) Планка.
«Tone Float» примечателен тем, что это — первый альбом, на котором сотрудничали Хюттер, Шнайдер и Планк, которым удалось достичь успеха несколькими совместными альбомами позже, с альбомом Kraftwerk «Autobahn» (1974).
Tone Float переиздавался только неофициально на компакт-дисках и виниле в виде бутлегов.
Organisation - Ruckzuck
Однако для Ральфа и Флориана тогда происходили события намного более важные - они делали студию.
Они назвали её «студия Клинг-Кланг» и, оклеив стены звукоизолирующим материалом, начали записывать коллекцию странных и необычных звуков.
Архив они хранили на стереокассетах - последнем писке тогдашней моды. Вскоре они записали второй альбом, сменив слишком интернациональное название Organisation на немецкое Kraftwerk («Электростанция»).
Альбом, так же называвшийся Kraftwerk, продавался неплохо.
Kraftwerk, 1970
Музыка альбома довольно экспериментальна, альбом состоит из инструментальных композиций, и из всех песен только части «Ruckzuck» и «Stratovarius» напоминают структурированную рок-музыку.
Диск был спродюсирован Конни Планком. За время записи в группе сменились двое ударников — Андреас Хоманн и Клаус Дингер. Кроме ударных, на альбоме были использованы такие инструменты как Орган Хаммонда, электронный бас-инструмент под названием тубон, флейта, электроскрипка, гитара.
После записи этого альбома к группе присоединялся гитарист Михаэль Роттер, но ещё до записи следующего альбома, он вместе с Клаусом Дингером покинул Kraftwerk. Вскоре после выхода из состава Kraftwerk, Дингер и Роттер основали другую успешную группу краут-рока — Neu!, продюсером которой также стал Конни Планк.
Группа начала давать концерты в рок-клубах. На их афише обнаженная девушка сидела на огромном полосатом красно-белом столбе, разделяющем ряды на автострадах - эмблеме первых двух дисков. Летом 1971 года они записали второй альбом, бесхитростно названный Kraftwerk 2, изданный на Philips.
Диск этот был не только музыкальным продолжением первого, но даже вышел с той же обложкой - многие думали, что это просто допечатка тиража первого альбома. Поэтому продавался он хуже первого и не дотянул и до 50000 экземпляров. Сами же участники группы винили во всём предвоенную эмиграцию из Германии, в результате которой в стране осталось совсем немного людей, способных оценить их музыку по достоинству.
Kraftwerk - Live in Soest (Germany), November 1970
Kraftwerk 2, 1972
Альбом «Kraftwerk 2», так же как и последующий «Ralf und Florian» (1973), записан укороченным составом Kraftwerk — дуэтом Ральфа Хюттера и Флориана Шнайдера без дополнительных музыкантов.
Ральф Хюттер:
"Никто не хотел с нами играть, потому что мы делали всевозможные странные вещи… и фидбэки, и обертоны, и звуки, и ритмы. Ни один ударник не хотел работать с нами, потому что у нас были эти электронные штуковины".
Ни в одной композиции нет произносимого или поющегося текста. Альбом открывает семнадцатиминутная «Kling-Klang», и она является единственной композицией, которая имеет чёткую ритмическую структуру. Однако, темп в ней меняется, и ритм является скорее пульсацией, чем обычным «битом» рок-музыки. Для создания в неё партии перкуссии был использован звук органа. Она дала название первой собственной студии Kraftwerk в Дюссельдорфе — Kling Klang. Другие композиции ещё более авангардны и экспериментальны: «Atem» состоит из записи дыхания, «Harmonika» состоит из звуков губной гармони.
Первые два альбома, к сожалению, довольно малоизвестны даже среди ценителей группы (возможно, потому, что лишь недавно были переизданы на CD большим тиражом), а жаль - это удивительные и необычные эксперименты со звуком и ритмическими структурами, не менее интересные, чем любой хороший арт-роковый альбом начала 70-х. Ральф и Флориан очень много экспериментировали в это время шумами и звуками искусственного происхождения, накладывая их на записи аналогового синтезатора. Консерваторское образование и штокгаузеновская школа, помогавшие им в начале, теперь уступили место поиску уникального и неповторимого звука.
«До определенного момента я учился музыке серьезно, - рассказывает Флориан, - а потом мне вдруг стало скучно. Я понял, как ограничены возможности флейты и начал искать чего-то нового. Вскоре я купил микрофон, потом усилитель с колонками, потом синтезатор. А потом я просто выкинул флейту, и это было вполне закономерно».
Новое звучание группы хорошо демонстрирует трек Klingklang со второго диска, где темп темы постоянно изменяется, следуя за ускорениями и замедлениями бита, генерируемого драм-машиной, и создавая ощущение, что именно бит является главной музыкальной темой всей семнадцатиминутной композиции, для того периода это было попросту революцией: построить музыку на бите и рисунке ударных, да к тому же электронных! Так появился их фирменный звук.
Однако для завоевания масс потребовалось добавить к фирменному звуку и простым, ритмичным и мгновенно запоминающимся мелодиям третий компонент - радикально новый имидж. Причем стало ясно, что Ральфу и Флориану это удалось в большей степени, чем, пожалуй, всем остальным музыкантам земного шара (исключая, быть может, Майкла Джексона). Kraftwerk притворились роботами...
Ralf und Florian, 1973
Этот альбом, так же как и предыдущий «Kraftwerk 2» (1972), записан укороченным составом Kraftwerk — дуэтом Ральфа Хюттера и Флориана Шнайдера без дополнительных музыкантов. В роли звукоинженера и сопродюсера снова выступил Конрад (Конни) Планк.
«Ralf und Florian», так же как и два предыдущих альбома Kraftwerk, были изданы только на грампластинках, и никогда не переиздавались официально на компакт-дисках (только на пиратских изданиях).
Альбом почти полностью состоит из инструментальной музыки. Голос (без слов) появляется в композициях «Tanzmusik» и «Ananas Symphonie», в которых Kraftwerk впервые использовали вокодер, ставший впоследствии визитной карточкой группы.
На третьем альбоме Ralf Аnd Florian определились важнейшие элементы их стиля, подсказавшие напрашивавшийся сам собой имидж: повторяющиеся синтезаторные арпеджио, позволявшие Ральфу играть их с определенной долей автоматизма, и использование вокодера - электронного устройства, искажающего речь и делающего ее как бы «механической», позволяющего изменить ее тональность при помощи клавиатуры синтезатора. Благодаря этому музыка Kraftwerk местами стала напоминать сцены из научной фантастики - так мог звучать саудтрек к фильму о какой-нибудь планете будущего, где власть захватили человекообразные механизмы, развлекающие себя легкой музыкой.
Осознав это, музыканты сделали еще один шаг: они заказали для всех членов группы одинаковые костюмы и сделали одинаковые прически - очень классические и абсолютно неотличимые друг от друга. Примерно в это же время в студии Kling Klang был установлен режим работы, не меняющийся уже двадцать с лишним лет: музыку здесь писали шесть дней в неделю с пяти вечера до часу ночи. В это же время окончательно утверждается состав группы, превратившейся в квартет, который остается неизменным вплоть до начала 90-х годов.
Карл Бартос
Вольфганг Флюр
На постоянную работу были взяты Карл Бартос и Вольфганг Флюр, до того эпизодически сотрудничавшие с Ральфом и Флорианом. С этого момента интеллектуальная прогрессив-рок-группа из Дюссельдорфа начала превращаться в данс-бит-проект, ремиксы которого сейчас занимают почетные места на полках, пожалуй, любой студии мира.
Им мало было простой известности: сам имидж Kraftwerk предполагал музыку идеальную, совершенную - не просто запись новых пластинок, а задание стратегии и стиля для всей танцевальной музыки компьютерной эры. Их альбомы становились концептуальными, обращаясь к темам, адекватным стремительно расширяющемуся миру, балансирующему на грани самоуничтожения и потерявшихся в конвейере индустриального производства людей, переставших быть тождественными себе: за «Автобаном» следовал «Транс-европейский экспресс», а за «Радиоактивностью» - «Человек - машина».
Однако Kraftwerk, достойные последователи немецкой аналитической философии, не комментировали ни одно из этих явлений. Напротив, и в музыкальном ряду, и в текстах они максимально абстрагировались от этой реальности, оставаясь словно бы роботами, оснащенными чувствительнейшими датчиками, и скрупулёзно транслирующими для всех желающих информацию об окружающем их мире. Это отношение и выделяло их в первую очередь из числа поп-групп, немедленно давая понять, что здесь речь идёт о каком-то новом жанре, для которого ещё даже не придумали термина.
Именно в этом состоянии сознания постепенно превращающиеся в роботов люди записали первый из прославивших их дисков - Autobahn. Рецензии критиков и объемы продаж альбома немедленно убедили их, что они избрали верное направление: хвалили на диске всё.
От немецкоязычного вокодированного голоса до синтезаторных пассажей на заднем плане; от беспредельного минимализма (кстати, абсолютно адекватно передающего ощущение поездки по нескончаемой автостраде, где ни один метр не отличим от другого, и каждый из них лишен каких-либо индивидуальных признаков) до уникальной творческой концепции и наличия своего лица. Попросту говоря, избранный способ воздействия на аудиторию начал, наконец, приносить плоды: Kraftwerk заметили и оценили по достоинству. Так начался расцвет.
Autobahn, 1974
"Autobahn" один из ярких образцов ранней электронной музыки 1970-х годов, повлиявший на дальнейшее формирование электронной музыки как стиля. Это — первый более-или-менее концептуальный альбом группы: в основном благодаря 22-минутной заглавной композиции, занявшей всю первую сторону пластинки (эта песня призвана музыкально представить поездку по автобану, с перестроением на скоростную полосу, настройкой радио и общей монотонностью вождения).
«Autobahn» является также первым альбомом, принёсшим Kraftwerk успех и известность не только в Германии, но и в Великобритании и США.
«Autobahn» является первым альбомом коллектива в жанре электронной музыки — стиля, одними из родоначальников которого стали Kraftwerk.
Несмотря на обилие электроники, альбом не был совершенно синтезированным: на нём присутствовали такие инструменты как скрипка, флейта и гитара. Заглавная песня имеет характерный для краут-рока ритм «моторик», в разработке которого сыграл большую роль продюсер альбома Конни Планк, и рефрен «Wir fahr’n, fahr’n, fahr’n auf der Autobahn» (пер. с нем.: мы едем-едем-едем по автобану), весьма напоминающий «Fun, Fun, Fun» The Beach Boys (музыкально песни не имеют ничего общего).
Вторая сторона альбома отдана инструментальным композициям. Одна из них — «Kometenmelodie 1» — была вдохновлена появлением Кометы Когоутека и первоначально вышла на сингле в другой версии под названием «Kohoutek-Kometenmelodie» (декабрь 1973).
Kraftwerk - Autobahn (Midnight Special) (US TV 1975)
Впрочем, дюссельдорфские эксперименты не намеревались останавливаться на достигнутом: уже год спустя выходит фантастический альбом Radioactivity, который по меланхолическому мелодизму способен дать фору почти любому диску того периода.
Альбом о вечном распаде материи, о радиоволнах, пронизывающих бесконечно трансформирующийся и при этом такой неизменный мир, и о сладком слове «ОМ» - мантре, настраивающей сознание на повторение единственной вечной истины, которая, как известно, мать любого учения - ничего подобного никто ещё не записывал! Пластинку, в начале которой предостерегающе пищал счетчик Гейгера, а затем кодом Морзе в самое подсознание слушателю пищало K-R-A-F-T-W-E-R-K, рвали с руками. Группа стала не только популярной - она перешла в категорию моды, той самой изменчивой субстанции, которая ближе всего связана с вечностью (совсем как радиоактивность).
Radio-Aktivität, 1975
"Radio-Aktivität" второй, после «Autobahn» (1974), концептуальный альбом группы, посвящённый на этот раз разнообразным аспектам радио.
Название альбома основано на игре слов, которую участники группы, проявив своё специфичное чувство юмора, выразили путём добавления всего лишь одного дефиса. В результате получился каламбур, основанный на двух темах, затронутых в песнях этого альбома: половина из них о радиоактивности, а другая — о феномене радио как такового.
Однако музыкантам всё же пришлось выслушать упрёки в том, что они подобным названием прославляют радиоактивность. Тема радио, напрямую связанная с электричеством и электроникой, уместно отразилась в звучании альбома: это был первый их альбом, полностью записанный при помощи электронных инструментов, без скрипок, флейты и гитар, как раньше. В «Radio-Aktivität» нет традиционных пауз между композициями, как и песни на радио, они «наплывают» друг на друга.
Kraftwerk - Radioactivity
За «Радиоактивностью» последовал Trans Europe Express - ещё один «крафтверковский» road movie, бесконечное в своей неизменности путешествие по застывшей в шубертовской гармонии Европе. Успех этого диска уже не должен вас удивлять - Kraftwerk научились «попадать в жилу», хотя про этот коллектив никогда нельзя было сказать, что он подстраивается под вкусы аудитории - он всегда формировал их. Но даже на этом фоне установившегося и стабильного величия (и, разумеется, статуса корифеев и метров жанра) выделяется следующий альбом.
Trans-Europa Express, 1977
Третий, начиная с «Autobahn» (1974), концептуальный альбом группы, посвящённый на этот раз Европе. «Trans-Europa Express» считается шедевром группы, повлиявшем на становление жанра синти-попа; пластинка не раз включается в списки лучших альбомов крупных музыкальных изданий.
Европеизму, культивируемому группой с самого начала, было в этом альбоме дано концептуальное основание. По этому поводу Ральф Хюттер говорил: «Культура Центральной Европы была вырезана в 30-е гг, и многие из интеллектуалов уехали в США или Францию, либо были уничтожены. Мы начинаем там, где всё это было брошено, продолжая эту культуру 30-х гг., воссоздавая её духовно». Название альбома отсылает к сети скоростных поездов, обслуживавших западноевропейские линии в 1957—1991 гг.
Нестандартное звучание альбома было достигнуто при помощи различных секвенсоров и драм-машин, придавших текстуре песен запрограммированную минимальность, что отличало пластинку как от электроники таких музыкантов как Шульце, Вангелис, Жарр, так и от поп-музыки того времени. Режиссёр Гюнтер Фрелинг снял первый видеоклип группы на заглавную песню альбома. Эстетика клипа была навеяна фильмом Фрица Ланга «Метрополис»; во фрагментах можно увидеть музыкантов в железнодорожной поездке из Дюссельдорфа в Дортмунд.
Kraftwerk - Trans Europa Express
Седьмой альбо Kraftwerk назвали "The Man Machine", напомнив о своём социальном статусе людей-роботов, обслуживающих механизм общественного потребления музыки. На обложке альбома, оформленного в стиле конструктивизма (отсылающего к двадцатым годам в Советской России - работам Родченко / Маяковского и утопической мечте о всеобщей механизации) по-русски написаны слова, по-русски же засэмплированные в заглавной вещи: «Я твой слуга. Я твой работник». Фраза оказалась пророческой, но не без двусмысленности: слуги и работники потребителя, Kraftwerk, двигаясь по направлению к тотальной безличности, стандартизируя даже облик музыканта, стали (не побоюсь этого определения) самой «индивидуализированной» группой своего времени, обретя в поисках идентичности с индустриальной средой неповторимое собственное лицо.
Die Mensch-Maschine, 1978
Манера записи альбома отражала новейшие технологии: так, с помощью секвенсоров, проигрывающих беспрерывно одни и те же структурные фрагменты композиции, музыканты на месте пробовали различные звуковые эффекты. Работа была далека от спонтанности: ритм, мелодия и аранжировки проходили долгие пробы. Название альбома (по англ. «The Man-Machine») было впервые использовано на афишах американского турне группы в 1975 году.
С этого альбома четыре года спустя вышел хит-сингл «The Model» (немецкое название «Das Model»), занявший 1-е место в британском хит-параде. Песня была вдохновлена знакомой музыкантов, моделью Кристой Бергер.
Kraftwerk - Die Roboter 1978 (Rock Pop TV)
Kraftwerk - Das Model
Computerwelt, 1981
Это пятый, начиная с «Autobahn» (1974), концептуальный альбом группы, посвящённый на этот раз миру компьютеров, калькуляторов и цифр. Ко времени выхода «Computerwelt» поп-музыка насчитывала уже десятки добившихся успеха электронных коллективов, которые взяв на вооружение предыдущие идеи Kraftwerk, вывели их на следующий уровень; на этом фоне альбом Kraftwerk не был настолько революционным. В перспективе творчества группы пластинка, тем не менее, считается сильной, не в последнюю очередь благодаря новаторским ритмам.
Год спустя ритм песни «Nummern» («Numbers») и мелодия «Trans-Europa Express» из одноимённого альбома были использованы в композиции Африки Бамбата «Planet Rock», которая оказала большое влияние на дальнейшее развитие хип-хопа и электро.
Kraftwerk - Nummern/Computerwelt Live 1981
Музыка Kraftwerk продолжала соответствовать принципам баухауса — она всегда отражала то, что происходило в обществе. Так, когда вышел альбом "Radioactivity", в обществе было немало споров об использовании атомной энергии, а когда вышел "Computer World", было много споров о том, не потеряет ли человек своего значения в обществес развитием компьютерной техники.
Трудно поверить, но в то время это всех пугало, что во многом сравнимо с тем эффектом, который производили на людей первые поезда. Порой дело доходило до абсурда. Так, в 80–х музыканты Kraftwerkне раз обращались к правительству Восточной Германии (то бишь ГДР) с предложениемвыступить там, но неизменно получали отказ. Другим иностранным исполнителям (даже тем, кто имел "некоторую политическую окраску"), которые использовали электрические гитары и другие инструменты, разрешали, а им— нет лишь потому, что они играли электронную музыку.
За "The Model" последовали еще два хита: "Show-room Dummies" и "Tour DeFrance" (последняя вошла в саундтрек к фильму "BreakDance" и стала своеобразным гимном одноименной велогонки в 1983 году). Затем должен был выйти альбом "Technopop" (в который и должна была войти "TourDe France"), но по непонятным причинам было решено не выпускать его.
Существует две противоположные версии этого. В соответствии с первой музыкантысами были недовольны работой, в соответствии со второй — EMI не захотелаиздавать альбом, мотивируя тем, что там слишком много хип–хопа и записьне будет пользоваться успехом, а значит и издавать незачем. Лишь некоторые композиции с "Technopop" в измененном виде вошли в следующий альбом "Electric Cafe", который вышел только в 1986 году.
По задумке это изначально была танцевальная музыка. Продюсером работы былАртур Бэйкер (Arthur Baker). Многие ортодоксальные фэны группы не оценилиэтого произведения, назвав весьма странной имитацией музыкантами своихже ранних работ, но без прежнего блеска. В результате объем продаж былневероятно мал.
Tour de France, 1983
«Tour de France» — песня посвящённая велогонкам Тур-де-Франс, в ней слышны звуки, ассоциирующиеся с ездой на велосипеде. Авторами музыки указаны Ральф Хюттер, Флориан Шнайдер и Карл Бартос, авторами текста — Ральф Хюттер и Maxime Schmitt. Были выпущены два варианта песни: с текстом на французском и на немецком языке.
Идея песни получила дальнейшее развитие на позднем альбоме Kraftwerk «Tour de France Soundtracks», вышедшем в 2003 году (20 лет спустя после выхода сингла). На этом альбоме представлены как новая версия песни, так и цикл из пяти композиций на тему Тур-де-Франс.
Kraftwerk - Tour de france
В 1986 году группа выпускает очередной студийный концептуальный альбом - Electric Cafe, не столь меланхоличный, сколь предыдущие, и поражающий чистотой и изяществом звука по сравнению с уже появившимися апологетами: Kraftwerk снова дали понять всем, кто за пять лет начал сомневаться, что есть иерархия в мире танцевальной и электронной музыки.
New Musical Express охарактеризовали новый диск так: «Вагнер сидит в зале ожидания аэропорта и пытается вызвать по мобильному телефону носильщика». Это был опять какой-то новый стандарт, новый язык эмоций, где метафорой меланхолии становилась фраза из песни: «Я уделяю тебе время и внимание / пытаясь соединиться по телефону», а вместо припева слушателя гипнотизировал закольцованный механический голос: «Номер, набранный вами, временно отключен».
Kraftwerk - The Telephone Call
Electric Café, 1986
Подготовка к альбому, первоначально названному «Techno Pop», началась сразу после выхода «Computerwelt» (1981). Первым результатом стал вышедший летом 1983 года сингл «Tour de France», после чего работа была прервана из-за несчастного случая, произошедшего с Ральфом Хюттером во время велосипедной поездки. Кома и последующий период реабилитации по меньшей мере на шесть месяцев отвлекли Хюттера от работы в студии.
Когда работа возобновилась, музыканты сочли, что записанный материал уже не настолько революционный по звучанию, как были их предыдущие работы, и заново стали перезаписывать все композиции с нуля, проведя перед этим закупку новейшего оборудования. В итоге работа заняла ещё больше времени, и ко времени окончания альбом получил название «Electric Café» вместо «Techno Pop»; песню «Tour de France» решено было не включать, так как к тому времени уже прошло 3 года с момента её выхода. На альбоме впервые можно услышать голос Карла Бартоса — он исполняет «Der Telefon-Anruf». С момента выхода альбома все концерты Kraftwerk заканчиваются композицией «Musique Non-Stop».
Существует некая путаница относительно «Electric Café» и так называемого альбома «Techno Pop»: хоть и была проведена кампания по рекламе альбома, были подготовлен видеоклип, тем не менее, альбом с таким названием никогда не выходил и все композиции, которые в него предполагалось включить, вышли на «Electric Café» за исключением "Tour De France"; тем не менее, некоторые дискографии ошибочно включают его в список альбомов. Некоторые пиратские бутлеги содержат две композиции 1983-го года «Techno Pop» и «Sex Object» в виде довольно сырых и примитивных набросков. Однако в ремастированном издании 2009 года альбом получил название «Techno Pop». На обложке альбома изображены трехмерные проекции лиц участников Kraftwerk в их классическом составе квартета. Через два года Вольфганг Флюр покинул группу.
Kraftwerk - Music Non Stop
Через несколько лет после выхода "Electric Cafe" Kraftwerk покинул Флюр, а еще через некоторое время за ним последовал и Карл Бартос. Флюр объяснил свой поступок тем, что после долгих лет работы в группе ему захотелось сделать что–то новое. И хоть уйти было нелегко, он это сделал. Долгое время было неизвестно, чем он занимался, и ходили самые невероятные слухи (даже о том, что он умер).
На самом деле он вернулся к своей работе дизайнера мебели, а вскоре записал сольную работу. В 1993 году он выпустил кассетныйсингл "Little Child", доходы от продажи которого пошли в помощь детям, эвакуированным из Боснии.
С тех пор Kraftwerk — это Ральф, Флориан и сессионныемузыканты.
В 1991 году вышла следующая работа группы под названием "TheMix", в которую вошли ремикшированные версии лучших песен.
Ральф Хюттер сказал по этому поводу: "Это гораздо больше, чем просто альбом ремиксов. Мы начали с того, что взяли наши оригиналы и сэмплировали их. Многие песни были просто заново переделаны, так что это скорее перезапись, чем ремикс. И мне кажется, мы сделали это лучше, чем кто–либо другой."
The Mix, 1991
Вместо выпуска «сборника лучшего» группа решила переписать песни в новых аранжировках с применением современных цифровых технологий и перевести свои пленки в цифровой формат.
Ральф Хюттер считает «The Mix» своего рода «живым альбомом», так как он записан методом импровизации на подготовленных партиях в памяти компьютера, в точности как на концертах группы. Карл Бартос, принимавший участие в записи альбома, отыграл с группой четыре концерта в 1990 году в Италии.
Вольфганга Флюра на сцене сменил Фриц Хильперт, звукоинженер группы, непосредственно занимавшийся оцифровкой звукового архива. К моменту выхода «The Mix» Бартос покинул группу.
Kraftwerk - Die Roboter
The Mix - последняя победа студии Kling Klang над рынком поп-музыки. Этот 70-минутный альбом ремиксов не только окончательно превратил Trans-Europe Express, Pocket Calculator и Computer Love в интернациональные танцевальные хиты, но ещё и позволил группе отдать должное сразу нескольким новомодным общественным движениям: за счет того, что тексты песен у Kraftwerk всегда играли вторую роль, их можно было несколько изменить - и в композиции Radioactivity появляется упоминание городка Chernobyl.
Они продемонстрировали не только тот факт, что смысл композиции можно изменить путем замены нескольких сэмплов, но и то, что функция сэмпла, «закольцованного» обрезка речевой или музыкальной фразы в современной культуре неизмеримо важнее, чем смысл композиции.
Потом они замолчали: возможно, чем ты старше, тем труднее поддерживать идентичность самим себе, особенно, если ты начал играть музыку, растиражированную и повторенную впоследствии миллионами умелых последователей. Так или иначе на рубеже девяностых это привело к превращению квартета в дуэт.
Kraftwerk - Radioactivity (Stop Sellafield Concert 1992)
Но Kraftwerk не распался: хотя Бартос и Флюр ушли из группы, однако оригинальный дуэт Ральфа Хюттера и Флориана Шнейдера остался, и последние двое работают с различными составами приглашенных музыкантов (пожалуй, они могут себе это позволить). Kraftwerk настолько велики, что их даже не забыли, при том, что с 1991 года не выходило ни одного релиза группы, а новых песен не было аж с 1986-го.
Любая другая поп-группа, осмелившаяся повести себя подобным образом, вскоре ушла бы в небытие, изредка напоминая о своём некогда славном прошлом трибьютами и сборниками greatest hits. Однако с Kraftwerk всё происходит совсем иначе: они скорее напоминают неких гуру электронной музыки, вышедших за двери храма лишь для того, чтобы загадать очередную загадку пораженным ученикам. Слухи о новом альбоме начали появляться ещё в конце 80-х, участились после выхода альбома The Mix, и с новой силой муссируются теперь адептами техно-сцены.
Видавшие виды фанаты группы обычно отвечают на это так: «Всё это очень интересно, но сам я поверю, когда подержу эту пластинку в руках!». Однако 24 мая 1997 года произошло событие, всколыхнувшее весь музыкальный мир (впрочем, в умении делать это Kraftwerk никогда нельзя было отказать) и поколебавшее сомнения даже самых скептичных фэнов. Kraftwerk выступили в Англии «живьём» на техно - фестивале Tribal Gathering 97!
Мало того - они сыграли несколько новых композиций, из чего без труда можно заключить, что новый материал всё-таки существует, и, возможно, когда-нибудь выйдет в виде альбома. А пока что, по некоторым сведениям, 50-летние музыканты записали библиотеку звуков для новой серии синтезаторов Quasar Quasimidi, а год назад Флориан Шнейдер передал немецкому журналу Keys пропущенную через вокодер запись поэмы, посвященной другому любимому инструменту - синтезатору Doepfer A-100.
Kraftwerk - Tribal Gathering
На дворе стоял 1999 год, а новостей о новом альбоме так и не было. Вместо этого группа записала джингл, позже превратив его в композицию "Expo 2000", приурочив её выход к всемирной выставке в Ганновере.
Сингл «Expo 2000» был выпущен на CD и 12-ти дюймовом виниле в декабре 1999 года лейблом EMI в Германии, а в январе 2000 и в других странах Европы. В марте 2000 года достиг 27 места в британском хит-параде синглов. В ноябре 2000 года был выпущен сборник ремиксов на «Expo 2000». Оба сингла были выпущены в США вместе на одном CD лейблом Astralwerks в октябре 2001 года.
На оригинальном джингле был типичный для Kraftwerk искажённый вокодером голос, поющий фразу Expo 2000 (экспо цвайтаузенд) на шести языках: немецком, английском, французском, русском, испанском, японском.
Общая продолжительность звучания была около 30 секунд. Эта версия была доступна для скачивания в интернете и издана только на сувенирном CD «Expo 2000». За производство этого джингла группа получила 400.000 немецких марок (около €200.000) — по мнению некоторых критиков, довольно много за полминуты искажённого вокодером голоса.
Kraftwerk - Expo 2000
Tour de France Soundtracks, 2003
И наконец, случилось чудо. Спустя 17 лет после выхода последнего полноценного диска с новым материалом, группа готовит концептуальный альбом "Tour de France Soundtracks". Развив идею одноимённого сингла 1983 года, коллектив выпустил альбом, знаменующий собой не только новую вершину творчества, но и звучания, достигшего абсолютного качества в симбиозе с визуальным рядом.
В отличие от прежних альбомов Kraftwerk, «Tour de France Soundtracks» вышел в одной языковой версии. Большинство песен исполнены на французском, и только тексты «Vitamin» и «Elektro Kardiogramm» — на немецком и английском.
Уже в следующем, 2004 году, группа отправляется в новый концертный тур.
Kraftwerk - Tour De France
Minimum-Maximum, 2004
Первый и единственный официальный концертный альбом немецкой электронной группы Kraftwerk, вышедший в 2005 году.
Диск записанный в разных городах мира, вышел на двух компакт-дисках, сопровождался отдельно изданным одноимённым DVD, а также коллекционным изданием на виниле (4xLP).
На альбоме представлены выборочные записи с концертов, данных в рамках международного турне, проходившего весной и летом 2004 года (Варшава, Москва, Берлин, Лондон, Будапешт, Любляна, Таллин, Рига, Токио и Сан-Франциско).
В «Minimum-Maximum» вошли наиболее известные композиции коллектива, начиная с «Autobahn» 1974 года и заканчивая песнями из последнего альбома «Tour de France Soundtracks» (2003); кроме того, только на этом альбоме присутствует новая песня — «Planet der Visionen», являющаяся переработкой ремикса на сингл Kraftwerk «Expo 2000». Полутораминутную интерлюдию к «Radioaktivität» также можно услышать только на этом альбоме (схожая интерлюдия к «Die Mensch-Machine» не вошла в альбом, её можно только найти на DVD «Minimum-Maximum»).
Kraftwerk - Minimum Maximum, 2005
01. The Man Machine
02. Planet Of Visions
03. Tour De France Etape One
04. Chrono
05. Tour De France Etape Two
06. Vitamin
07. Tour De France
08. Autobahn
09. The Model
10. Neon Lights
11. Radioactivity
12. Trans Europe Express
13. Metal On Metal
14. Numbers
15. Computer World
16. Home Computer
17. Pocket Calculator
18. Denkatu
19. The Robots
20. Elektro Kardiogramm
21. Aero Dynamik
22. Music Non Stop
Штефан Пфаффе
В январе 2009 года, согласно официальным данным EMI, группу покинул один из ее основателей — Флориан Шнайдер, проработавший с Kraftwerk почти 40 лет. Его место занял Штефан Пфаффе, ранее работавший видео инженером в группе.
В конце 2009 — начале 2010 года Kraftwerk объявили о записи нового студийного альбома группы. О названии диска и дате выхода не было известно, но участники сказали, что поклонники смогут насладиться новым материалом уже в конце 2010 года, однако альбом так и не был выпущен.
Фальк Гриффенхаген
В октябре 2011 года бутлег-альбом группы K4, выпущенный в 1971 году, занял 14 место в списке 50 величайших бутлегов рок-н-ролла по версии журнала Uncut.
Группа покидает Пфаффе, ему на замену приходbт Фальк Гриффенхаген.
В апреле 2012 года группа выступили с концертами в Музее современного искусства в Нью-Йорке (каждое выступление было посвящено одному из альбомов группы). Во время этих выступлений Хюттер подтвердил, что планируется к выходу новый студийный альбом группы.
По состоянию на август 2015 года, новый альбом до сих пор не выпущен.
21 комментарий
9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена