Рок – наркотик? Своего рода – да!
Фэтс Домино
Рок-музыка берет свое начало еще из идолопоклонений. Африканские шаманы знали толк в гипнотизирующих звуках, поэтому и пользовались ритмичной, достаточно громкой музыкой для воздействия на людей. Доказанный факт, что свойственный именно рок музыке, особый бит-ритм, может изменять человеческий пульс, менять уровень сахара в крови и возбуждать нервную систему. Началом рок-музыки является появление жанра рок-н-ролла, вобравшего в себя черты блюза, ритм-энд-блюза, буги-вуги, джаза и кантри.
Среди тех, кто заложил основы рок-н-ролла как полноценного жанра, важнейшими исполнителями являются Фэтс Домино, Бо Диддли и Чак Берри. Чак Берри начал всерьёз заниматься музыкой в 1953 году, а в 1955 уже записал первый сингл. Чак Берри положил начало рок-стилю в текстах песен, имидже, игре на гитаре.
Бо Диддли
Чак Берри
Элвис Пресли
Поначалу рок-н-ролл считался специфической музыкой, характерной только для афроамериканской аудитории.
Однако титул “короля рок-н-ролла” завоевал другой белый артист -Элвис Пресли.
Рок-музыка как культурный феномен породила так называемый “рок-н-рольный образ жизни”, определённый стиль поведения и систему жизненных ценностей, своего рода философию.
Лед Зеппелин
Ряд групп, которые пытались на основе блюз-рока создать “тяжёлый” гитарный саунд, уже во второй половине 1960-х заложили основы стиля, получившего название хард-рок.Среди первых ярких звезд жанра : “Лед Зеппелин”, “Дип Пёрпл”, “Блэк Саббат".
Дип Пёрпл
Роллинг стоунз
Однако самой влиятельной группой, возникшей на основе ритм-энд-блюза и на протяжении всей своей карьеры возвращавшейся к блюзовым корнями, стали The Rolling Stones. Их имидж был значительно более агрессивным.
Джимми Хендрикс
Ещё более важным явлением в рок-музыке стало творчество Джимми Хендрикса, который многими считается величайшим гитаристом в истории рок-музыки. Его музыка была ориентирована, с одной стороны, на психоделию, с другой — на предельно утяжелённый блюз-рок. Протяжные, страстные, виртуозные соло Джимми Хендрикса открыли новые возможности для использовании гитары в рок-музыке, а его саунд был уже совсем близок к хард-року.
Хиппи
В конце 1965-1966 годах в Америке стал формироваться новый музыкальный жанр - психоделический рок. 1967 год традиционно считается лучшим годом в истории рок-музыки - годом, когда появлялись величайшие произведения в жанре поп-рока, психоделического рока, брит-попа, блюз-рока, и одновременно уже развивался произошедший от гаражного и психоделического рока ранний музыкальный андерграунд. С рок-музыкой связаны движение хиппи в Америке, Молодёжная революция в Европе. Музыка стала неразрывно связана с общественным противостоянием войне во Вьетнаме.В какой-то мере музыка 1966-1969 годов заложила основы для всех последующих достижений рок-музыки. Психоделическая музыка стала главным символом рок-музыки конца 1960-х
Джон Леннон
В 70-начал появляться поп-рок . Это была мягкая, спокойная, умиротворённая рок-музыка, получившая также название “рок для взрослых”. Представители этого направления- Род Стюарт, Билли Джоэл. Высококачественные работы в области поп-рока создали бывшие участники The Beatles Пол Маккартни, Джон Леннон, Джордж Харрисон и Ринго Старр. Иногда это направление называют также “мелодик-рок”.
Билли Джоэл
Рамонес
Первые ростки стиля, названного “новая волна” (нью-вейв), начали появляться в конце 1974-начале 1975 годов. Этот жанр формировался в тесном соприкосновении с панк-роком, хотя несколько отличался от него по выразительным средствам: если даже для прото-панков было характерно жёсткое, бескомпромиссное звучание, агрессивное и примитивное, то первые музыканты “новой волны” были больше ориентированы на поп-музыку, при этом сохраняя самобытность и склонность к экспериментам.
Русский-Рок
Что касается Русского-Рока то в начале 1970-х в СССР появляются местные хиппи – их можно узнать по обязательным атрибутам: длинные до плеч волосы и джинсы-клеш. Было еще много деталей гардероба хиппи, но главный принцип был один – выделиться в толпе. Конечно же, рок-музыканты в Советском Союзе становятся главными проповедниками этой культуры. Модная одежда и новые пластинки становятся общим достоянием музыкальной тусовки.
Аквариум
За рок-н-рольными пионерами, ушедшими в конструкторские бюро, рестораны или на советскую эстраду пришли новые музыканты. Волна 70-х была обреченная на 15 лет подполья. В Ленинграде собирается «Аквариум», в Москве набирает обороты «Машина времени», всенародную известность получает группа Стаса Намина «Цветы». Не имея возможности услышать в живую западных кумиров, меломаны ходят на концерты групп из братских стран.
Машина времени
В 1976 году на Таллинском фестивале впервые встретились группы «Машина времени» и «Аквариум». Эта встреча является новой точкой отсчета истории русской рок-музыки. Следующие пять лет именно эти группы будут главными героями на русской рок-сцене.
Воскресенье
В 80- годах нашим рокерам всё ещё приходилось не сладко: пришедший к власти К. У. Черненко вновь начал преследование музыкантов: права самодеятельные коллективов жёстко ограничивались, их постоянно обвиняли в «тунеядстве», а организация неофициальных концертов приравнивалась к запрещённому тогда частному предпринимательству, за что сажали в тюрьму. Больше всего в это время «досталось» московским коллективам «Коррозия метала», «Браво» и «Воскресение»: концерты этих групп были запрещены, а некоторым их участникам даже довелось побывать за решёткой. С началом эпохи гласности гонения на русский рок вновь были прекращены.
Алиса
Перестройка открыла многие перспективы, в том числе и свободу организации музыкальных коллективов и выступлений на коммерческой основе. В истории русского рока началась новая страница.
К началу 80-х годов в СССР сформировалось полноценное рок-движение, которое власть даже поддерживала, не желая провоцировать протестную стихию. Так по государственной инициативе в 1881г. был открыт ставший настоящей легендой первый в Союзе Ленинградский Рок-клуб. В его состав вошли такие мастодонты русского рока, как «ДДТ», «Кино» и «Алиса», а так же «Зоопарк» Майка Науменко, «Телевизор», «Пикник», «Бригадный подряд», «Ноль», «Мифы», «Автоматические удовлетворители», бард-рокер Александр Башлачёв и многие другие.
Кино
ДДТ
Гражданская-Оборона
Рубинштейна, 13.Стоит также отметить важную часть истории русского рока – клубы. Вслед за Ленинградом, свои рок-клубы стали обретать и другие города нашей страны, но самыми заметными, основавшими свои «школы», являются три: Ленинградский (о нём мы уже говорили выше), а так же Свердловский (Екатеринбургский) рок-клуб, и Московская рок-лаборатория.
Московская рок-лаборатория была создана в 1985г. в ДК им. Горбунова. Легендарная «Горбушка» объединила под своей крышей множество известнейших коллективов: «Машина Времени», «Король и Шут», «Воскресение», «Крематорий», «Бригада С» Гарика Сукачёва, «Звуки Му» Петра Мамонова, и другие. Для столичной рок-музыки сложно определить общие стилевые критерии, каждая группа стремилась к индивидуальности, но в качестве характерной черты московского рока можно назвать его несерьёзное, снисходительное отношение к реальности. Особенно развили это настроение такие московские команды как «Несчастный случай», «Ногу Свело!» «Дюна» и «Тайм-аут». Именно в Москве стали появляться первые русские электронщики («Биоконструктор», «Центр», «Ночной проспект») и металлисты («Ария», «Чёрный обелиск», «Чёрный кофе», «Коррозия металла», «Мастер» и другие).
К Свердловскому рок-клубу, помимо уральских музыкантов («Наутилус Помпилиус», «Агата Кристи», «Чайф», «Урфин Джюс», «Апрельский марш», «Настя», «Группа Максима Ильина»), музыка которых вдохновлёна западной психоделикой 70-х и насыщена сложными аранжировками, прежде всего, синтезатора, принято так же относить не имеющую единого центра рок-тусовку Сибири («Гражданская Оборона», «Калинов Мост», Янка Дягилева, «Инструкция по выживанию»). Её участники в большинстве своём играют панк-рок, основанный на так называемом «гаражном роке», пост-панке и частично на фолк-роке.
Король и шут
Брат
На рубеже 80-х – 90х годов русский рок окончательно перестаёт быть андеграундом: выходят в свет фильмы с участием культовых музыкантов («Взломщик» (1986) с Константином Кинчевым, «Асса» (1987) и «Игла» (1988) с Виктором Цоем, «Такси-блюз» (1989) с Петром Мамоновым, а также короткометражный документальный фильм «Йя-хха» (1986) о жизни ленинградского рок-клуба). Музыка русских рокеров ( «Сплин», «Би-2» и др.) стала саундтреком культовых фильмов эпохи «Брат» и «Брат-2».
Однако у каждого явления есть своя обратная сторона. Несмотря на открывшиеся перспективы, 90-е годы стали трудным временем даже для русской рок-культуры. Больше не было никаких гонений, новым группам, таким как «Агата Кристи», «Смысловые галлюцинации», «Ноль», «Ва-БанкЪ» и «Ногу Свело!» был дан зелёный свет, но с гибелью ненавистной системы, русский рок потерял значение культуры протеста, и со временем всё больше стал превращаться в пусть и обособленную, но всё же часть шоу-бизнеса.
Однажды возникнув, как подражание западной музыкальной моде, русский рок превратился в заметное и значимое культурное явление со своей моралью, своей философией. Русский рок прошёл долгий и трудный путь, теперь ему открыты все пути для дальнейшего развития и совершенствования, и каким мы увидим его в будущем – неизвестно, но хочется надеяться, что он не утратит своих наиболее характерных качеств: актуальности, большой смысловой и эмоциональной нагрузки, разнообразия форм и поэтичности. Как известно, поэт в Росси больше, чем поэт. А рокер – больше, чем просто музыкант.
12 комментариев
9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
А про рок есть что-нибудь подобное?
Удалить комментарий?
Удалить Отмена