"Комедия должна нести людям свет надежды": 88 лет Эльдару Рязанову
В 2015 году кинодеятелю исполняется 88 лет.
Рязанов родился в Самаре, но вскоре его семья переехала в Москву. Никто из родственников будущего режиссера не был связан с кинопроизводством. Как признается сам Эльдар Александрович, с самого детства он мечтал стать писателем. Мальчик стал завсегдатаем всех ближайших библиотек. С ранних лет его мечтой было стать новым Мартином Иденом, отправиться в путешествие, а после перенести на бумагу свои впечатления. Но обстоятельства сложились так, что план молодого человека провалился: на службу в морской флот Рязанову попасть не удалось.
"Писатель должен знать жизнь, это я усвоил крепко", - считает Рязанов.
То же самое можно сказать и о режиссуре. В кино Эльдар Александрович попал практически случайно и, как говорится, совсем "зеленым".
Поступая во ВГИК вслед за товарищем, будущий режиссер, как он сам признается, смотрел мало кинолент и с трудом представлял себе, из чего делают кино. Нет, он не проявил уникальных творческих способностей перед приемной комиссией, тем не менее, волею случая был принят в режиссерскую мастерскую знаменитого Григория Козинцева ("Шинель", "С.В.Д.", "Юность Максима", "Новый Вавилон"). Именно там, усваивая и познавая жизнь, режиссер научился переносить ее на бумагу и экран такую, как есть, настоящую.
Наиболее популярными фильмами Рязанова являются комедии. Этот жанр предусматривает некоторую условность, характер героев в них как правило упрощен. Комедии смотришь, как сказку - не сравниваешь фильм с обыденностью. Тем не менее, в простых историях Рязанова живут реальные люди. В отличие от классических героев жанра, они имеют не одну характерную черту, являются более жизненными - в чем-то смешными, нелепыми, в чем-то героическими, порой с трудной и даже трагической судьбой.
В день рождения режиссера вспомним четыре самых любимых зрителями комедий Рязанова. Все знают их наизусть, тем не менее, признайтесь, эти истории не надоедают.
"Берегись автомобиля" (1966)
"Берегись автомобиля" - первый киносценарий, написанный Рязановым совместно с Эмилем Брагинским, с которым впоследствии они шагали плечом к плечу, точнее сказать - пером к перу.
"Если говорить серьезно, то нас объединило одинаковое представление о том, какой должна быть комедия. В первую очередь умной, доброй, где смех не самоцель, а лишь результат. И комедия должна нести людям свет надежды", - писал Брагинский в "Воспоминаниях о Рязанове и самом себе".
История советского Робина Гуда в исполнении Иннокентия Смоктуновского выросла из знаменитой в то время городской легенды об угонщике автомобилей. Причем, как признаются авторы, реального подтверждения этой истории найти так и не удалось - история была полностью вымышлена. По словам Рязанова, характер Юрия Деточкина продумывался не один год, еще до написания повести, и он получился в меру героическим, но с долей иронии. Эта комедия - по-настоящему грустная, с печальным концом. Дебют Рязанова в большом кинематографе удался на славу, фильм стал классикой и до сих пор транслируется в эфире телеканалов.
"Невероятные приключения итальянцев в России" (1973)
Невероятные приключения - настоящая комедия. Несколько итальянцев, так похожих на советских граждан (тем не менее, это совсем не смущает), отправляются на поиски сокровищ в Ленинград, где встречают белозубого гида (Андрей Миронов) и штурмуют каждого каменного и не только льва, а их в северной столице несчетное количество. Кстати, взрыв в конце фильма отсылает к "Забрийски-поинт" Микеланджело Антониони - истории по-настоящему трагичной, хоть и рассказанной с намеренным равнодушием.
"Ирония судьбы, или С легким паром!" (1975)
Тут представления излишни. Это кино - такой же новогодний атрибут, как мандарины, елка и оливье. Начинаясь, как комедия положений, история постепенно перерастает в настоящую драму. Эмоции героя трансформируются и взаимная неприязнь плавно сменяется влюбленностью на глазах у телезрителей. А это действительно завораживающее зрелище, не зря миллионы людей до сих пор смотрят "Ирония судьбы, или С легким паром!" ежегодно. И тут, в противовес "Невероятным приключениям", где итальянцев играют русские, роль простой учительницы из Ленинграда исполняет польская актриса Барбара Брыльска. Но, как признается Рязанов, из нескольких претенденток только она смогла передать характер героини так, как хотел того мастер.
"Служебный роман" (1977)
История любви советской мужественной "бизнес-леди" и рядового работника ее конторы - отца двоих детей, но донельзя инфантильного. Первоначально пьеса "Сослуживцы", Рязанова и Брагинского была поставлена в театре, и только спустя шесть лет ее перенесли на экран. Здесь, как и в "Иронии судьбы", взаимные неприязнь и презрение героев друг к другу постепенно сменяются симпатией и подводят к счастливому концу, от которого история не становится менее интересной. Тем более, так увлекательно наблюдать за преображением героини из "мымры" в привлекательную и нежную женщину.
Источник:
14 комментариев
9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена