Кавалерист-девица Надежда Дурова
Детские годы Надежды нельзя назвать беззаботными. Страстно желавшая сына мать относилась к ней неприязненно. Появление двух сестер и брата Василия еще более отдалили ее от старшей дочери. Психологическая травма усугублялась тем, что Надежда сама очень хотела быть мальчиком, чему способствовало и то, что ее воспитателем был подчиненный отца гусар Астахов, обучавший ребенка навыкам армейской науки и относившийся к ней как к будущему солдату.
В октябре 1801 г. Надежда, следуя воле отца, вышла замуж за председателя Сарапульского нижнего земского суда В.С. Чернова. Семейная жизнь у нее не сложилась, не помогло и рождение в 1803 году сына Ивана. Вскоре она возвращается в отчий дом, оставив мужа и ребенка в г. Ирбит. Целых три года Надежда «разрывается» между сыном, нелюбимым мужем и отчим домом, где мать встречает ее отнюдь не с восторгом. Такая жизнь становится для нее невыносимой и в свой день рождения 17 сентября 1806 г., переодевшись в мужское платье, Надежда присоединяется к казачьему полку. В казаках она пробыла недолго. 9 марта 1807 года в Гродно под именем дворянина Александра Васильевича Соколова Надежда Дурова завербовалась юнкером (рядовым) в Конно-польский уланский полк, сбавив свой возраст на 6 лет и, естественно, не упомянув о муже и сыне.
В уланском полку Дурова участвовала в сражениях при Гутштадте, Гейльсберге, Фридланде, где проявила смелость, и за спасение в бою от гибели офицера была награждена Георгиевским крестом. Служебная карьера складывалась успешно, вскоре Надежда была произведена в корнеты (первый офицерский чин в кавалерии). Но родителям удалось разыскать пропавшую дочь, и они написали Александру I, прося вернуть ее в отчий дом. По распоряжению императора Дурова была вызвана в Петербург, где 31 декабря 1807 г. удостоилась высочайшей аудиенции. У Надежды состоялась долгая беседа с императором, который, вняв ее просьбам, разрешил остаться в армии. Возвращаться к старому месту службы было нельзя, там теперь знали, что корнет - женщина. Поэтому Александр I дал ей новое имя - Александр Андреевич Александров - и перевел на службу в Мариупольский гусарский полк. Через три года она перевелась в Литовский уланский полк - то ли из-за романтической истории с влюбившейся в нее дочерью полковника (в полку так и не узнали, что она женщина), то ли по прозаической причине: дороговизне жизни гусарских офицеров.
С литовскими уланами Надежда участвовала в боях с французами. В Бородинской битве Дурова (ставшая к тому времени подпоручиком), командуя полуэскадроном, получила контузию в ногу, но осталась в строю. После оставления Москвы была назначена адъютантом М.И. Кутузова. Вскоре сказались последствия контузии, и ее до мая 1813 г. отправили в отпуск. К полку она присоединилась уже в ходе заграничного похода. Участвуя в боях за освобождение Германии, Дурова отличилась при осадах Гамбурга и крепости Модлин.
В 1816 году Дурова в чине штабс-ротмистра вышла в отставку с пожизненной пенсией. Несколько лет она жила в Петербурге, один год на Украине, затем в Сарапуле и в Елабуге. На досуге начала писать записки о своих приключениях, которые были опубликованы Пушкиным.
Пушкин знал о ней еще с 1828 года, когда во время «путешествия в Арзрум» познакомился с ее братом Василием. Через 6 лет Александр Сергеевич получил от него письмо, в котором говорилось, что сестра написала воспоминания и желает их издать. Пушкин с готовностью откликнулся: «Если автор «Записок» согласится поручить их мне, то с охотой берусь хлопотать об их издании. Если думает он их продать в рукописи, то пусть назначит сам им цену. Если книгопродавцы не согласятся, то, вероятно, я их куплю». Получив отрывок записок, Пушкин воспринял его как документальный очерк и убрал из него всю «беллетристику». Публикация его в таком виде во втором томе «Современника» Дурову и обрадовала, и огорчила, так как текст был существенно сокращен.
Записки Дуровой были с большим интересом встречены читателями. Интересен отклик на них Белинского: «В 1836 году появился в «Современнике» отрывок из записок девицы-кавалериста. Не говоря уже о странности такого явления, литературное достоинство этих записок было так высоко, что некоторые приняли их за мистификацию со стороны Пушкина».
Вскоре ее «Записки» вышли и отдельной книгой. Успех окрылил Дурову, она переезжает в Петербург, где быстро завоевывает широкую известность. Она пишет повести и рассказы, которые печатаются в «Библиотеке для чтения», в «Отечественных записках», журнале «Сто русских литераторов», издаются отдельным четырехтомным изданием.
Казалось, жизнь отставного штабс-ротмистра складывается вполне успешно. Дурову охотно принимают в высшем петербургском свете и в Зимнем дворце. Император Николай I и Великий князь Михаил Павлович здороваются с ней за руку, чего удостаиваются не все генералы. Императрица водит ее по залам дворца, показывая редкие вещи и интересуясь ее мнением о батальных картинах.
По непонятной причине все это внезапно обрывается. В 1840 году Надежда прекратила литературный труд и уехала в Елабугу, где провела остаток жизни. Она скончалась 21 марта 1866 года в возрасте 83 лет. Похоронена Надежда Дурова в Елабуге, и в наши дни ее могилу украшают живые цветы - дань памяти славной российской женщине-офицеру.

0 комментариев