От героев былых времён
фамилии погибших героев. А порой стоит присмотреться повнимательнее...
Это наше кишинёвское Центральное кладбище, чаще называемое Армянским, по идущей от него вниз улице. Справа от входа - захоронение русских офицеров, погибших в Первую мировую. Уже такую далёкую, почти забытую и непопулярную битву народов, поглотившую десять миллионов жизней...
9-го мая прошлого года я проходил мимо этих крестов по пути к Мемориалу героев Великой Отечественной. Всё-таки два воевавших деда - это серьёзный повод, чтобы память о той большой войне въелась в сердце на генетическом уровне.
Ну, проходил и проходил... но почему-то остановился... присмотрелся к фамилиям... зацепила одна, редкая.
Через какое-то время, вернувшись домой, открыл поиск на Одноклассниках - и бац! - сразу нашёл несколько однофамильцев погибшего офицера. Все из одного города, все родственники. Написал, ответили. Оказалось, что все они - потомки древнего шведского рода, основатель которого в восемнадцатом веке приехал в Россию и был принят на службу Петром Первым.
И что только его потомки носят в бывшей Российской империи эту редкую фамилию.
Да, они знают, что их предок похоронен в Кишинёве... да, были на могиле, но очень давно... спасибо, что написали... Прислали фото, выписки из наградных листов, хронику тех боёв... Хорошие люди из не очень далёкого от нас города теперь чужой страны.
...Ладно, говорю, будьте здоровы, дорогие потомки. Вижу, что 3-го октября 2014 года исполнится ровно 100 лет со дня гибели вашего предка, который в свои 33 года сложил свою гвардейскую усатую голову за "други своя". Так что приеду и положу цветочки на его могилку... Что и сделал прошлой осенью.
Штабс-капитан Сергей Федорович Мертенгрен, 33 лет, убит на австро-германском фронте, в лесу Бжезин. Окончил Владимирское военное училище в Петрограде.
Их погибло сотни тысяч - неизвестных нынче героев той далёкой войны. Хорошо, что сейчас стал возрождаться интерес к истории прошлого. Справедливо и правильно. Они ведь были такими как мы. Умными и весёлыми, молодыми и страстными, влюблёнными и горячими...
А пришла беда - встали под ружьё и отдали молодые жизни за родину, в лесах и болотах, на полях и без вести...
Я не герой. И на мою могилу через сто лет после смерти никто цветов не принесёт. Потому что просто будет уже некуда. Вот у вас есть предки, которые умерли более ста лет назад, и к памятникам которых вы носите цветы? Вряд ли...
Зачем я это сделал? Не знаю. Зачем тут написал?.. Ну, уж точно не для похвальбы.
Просто у каждого солдатского памятника - есть история. И есть родные. Для которых это не просто фамилия на камне. Это - их предок, которым можно гордиться и на примере которого можно воспитывать детей. Потому что каждый ребёнок - это тоже будущий предок.
И если у человека есть Род, в котором не было воров и подлецов, казнокрадов и предателей, палачей и подонков, то ему будет очень тяжело в жизни сделать неправильный Выбор. Потому что он спиной чувствует на себе глаза своих прадедушек и прапрабабушек, которым за него будет СТЫДНО, если он совершит низость.
...
Так что иногда остановитесь возле любого военного памятника, помолчите и вспомните о героях былых времён... Они этого достойны.
P.S. Понимаю, что сайт развлекательный, что многих достали военные посты, а многим плевать на всё вышенаписанное, но... не ржакой единой жив человек.
Есть же и другие человеческие ценности, правда?!..
Всем хорошим людям честного рода - счастья и здоровья!
12 комментариев
9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Малая це́рковка. Свечи оплывшие.
Камень дождями изрыт добела.
Здесь похоронены бывшие, бывшие.
Кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Здесь похоронены сны и молитвы.
Слёзы и доблесть. «Прощай!» и «Ура!».
Штабс-капитаны и гардемарины.
Хва́ты полковники и юнкера.
Белая гвардия, белая стая.
Белое воинство, белая кость…
Влажные плиты травой порастают.
Русские буквы. Французский погост…
Я прикасаюсь ладонью к истории.
Я прохожу по Гражданской войне…
Как же хотелось им в Первопрестольную
Въехать однажды на белом коне!..
Не было славы. Не стало и Родины.
Се́рдца не стало. А память — была…
Ваши сиятельства, их благородия —
Вместе на Сент-Женевьев-де-Буа.
Плотно лежат они, вдоволь познавши
Му́ки свои и дороги свои.
Всё-таки — русские. Вроде бы — наши.
Только не наши скорей, а ничьи…
Как они после — забытые, бывшие
Всё проклиная и нынче и впредь,
Рва́лись взглянуть на неё — победившую,
Пусть непонятную, пусть непростившую,
Землю родимую, и умереть…
Полдень. Берёзовый отсвет покоя.
В небе российские купола.
И облака, будто белые кони,
Мчатся над Сент-Женевьев-де-Буа.
Роберт Рождественский. Кладбище под Парижем
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена