Вокруг того света
Автор статьи, побывал на ежегодной конференции Международной ассоциации изучения околосмертного опыта (International Association for Near-Death Studies/IANDS), в городе Ньюпорт-Бич, Калифорния, имеющей формальный статус с 1981 года.
Полученная им информация оказалась настолько многогранной, глубокой и интригующей, что заставила его глубже погрузиться в проблему вопросов поднимаемых на конференции. Что заставляет человека поверить в то, что он по-настоящему видел загробную жизнь? Почему загробная жизнь одного человека так похожа на загробную жизнь многих других? И может ли наука разобраться в происходящем?
Опыт многих врачей общавшихся с пациентами, перенесшими клиническую смерть, во многом свидетельствует, что переживания, возникающие в момент клинической смерти, сходны и явно имеют за собой какую-то природу.
Хотя описания и частности меняются от страны к стране, общий смысл их опыта поразительно схож. Лучше всего околосмертные переживания изучены на Западе. Во многих из рассказов повествуется об ощущении полета вверх и разглядывании места вокруг бессознательного тела пациента; о времени, проведенном в прекрасном потустороннем мире; о встречах с духовными существами (некоторые называют их ангелами) и о полном любви присутствии, которое некоторые называют Богом; о встречах с давно потерянными родственниками или друзьями; о воспоминаниях о своей жизни; об ощущении связности со всем мирозданием и ощущении всепобеждающей божественной любви; и, наконец, о том, как их позвали из волшебного мира обратно, в свое тело. Многие пережившие рассказывают, что их опыт не был похож на сон или галлюцинацию, а был, как они часто описывают это, «более реален, чем реальная жизнь».
Опыт многих врачей общавшихся с пациентами, перенесшими клиническую смерть, во многом свидетельствует, что переживания, возникающие в момент клинической смерти, сходны и явно имеют за собой какую-то природу.
Хотя описания и частности меняются от страны к стране, общий смысл их опыта поразительно схож. Лучше всего околосмертные переживания изучены на Западе. Во многих из рассказов повествуется об ощущении полета вверх и разглядывании места вокруг бессознательного тела пациента; о времени, проведенном в прекрасном потустороннем мире; о встречах с духовными существами (некоторые называют их ангелами) и о полном любви присутствии, которое некоторые называют Богом; о встречах с давно потерянными родственниками или друзьями; о воспоминаниях о своей жизни; об ощущении связности со всем мирозданием и ощущении всепобеждающей божественной любви; и, наконец, о том, как их позвали из волшебного мира обратно, в свое тело. Многие пережившие рассказывают, что их опыт не был похож на сон или галлюцинацию, а был, как они часто описывают это, «более реален, чем реальная жизнь».
По-настоящему заинтересовать научную общественность данным вопросом удалось Эбену Александеру. Он был нейрохирургом, преподававшим и практиковавшим в нескольких престижных больницах и медицинских школах, включая больницу Brigham and Women’s и Гарвардскую медицинскую школу в Бостоне. Он изучил свою собственную медицинскую документацию и пришел к выводу, что в момент своего околосмертного переживания, был в такой глубокой коме, а его мозг был настолько полностью выключен, что единственный способ объяснить то, что он пережил и видел, это признать, что его душа по-настоящему оторвалась от его тела и отправилась в другой мир и что ангелы, Бог и загробная жизнь реальней реального.
Вопросы жизни после смерти интересовали людей с давних времен. Одно из философских рассуждений на эту тему можно прочесть в Катха упанишаде. Её содержание примерно такое.
Брахман Начикета еще ребенком задумался о жертвоприношении, которое совершал его отец, и предложил принести в жертву себя, вопрошая лишь о том, кому отец его предложит. Отец не выдержал настойчивых вопросов ребенка и в сердцах бросил: «Смерти отдам я тебя».
Начикета, конечно понял, что отец говорил так от гнева, но призвав в свидетели память предков он указал отцу, что не стоит в этом и без того непостоянном человеческом мире нарушать своё слово. Он сказал: «Следуй своей собственной правде и пошли меня к смерти». Отец был вынужден подчиниться.
Но, когда Начикета пришел в обитель смерти, Смерти не было дома и он жил там три дня и три ночи в ожидании его.
Когда бог Смерть вернулся и узнал, что брахман дожидался его три дня и три ночи, в благодарность, он предложил ему три благословения, по одному за каждую ночь. Так Начикета получил право на три дара. Во-первых, он попросил избавить от беспокойства отца, во-вторых, он попросил рассказать об огне жертвенного костра, который ведет на небеса. Смерть исполнил эти его желания.
Третьим желанием Начикеты стало знание о том, что произойдет с ним после смерти.
Но бог Смерть не смог выполнить это желание Начикеты ибо познать, что такое смерть можно только умерев…
Нам известно, что все народы и культуры существовавшие на планете Земля, до появления современной цивилизации хранили в своей памяти мифы и легенды о мире от куда приходят боги и куда уходят люди, когда умирают. Обряды, связанные с почитанием предков существует у всех без исключения народов.
Древние египтяне имели, как утверждают их письмена и предания, прямую связь с миром мертвых. Для них существование загробного мира быль столь же реально, как для нас существование других материков и океанов отделяющих их от нас.
«Одиссея» рассказывает нам о путешествии героя в царство Аида.
В современной науке принято считать, что возникновение погребальных обрядов в историческом плане является свидетельством возникновения современного человека, а точнее Homo Sapiens. Именно человеческий разум, достигший определенного уровня своего развития, в попытке познания законов природы создает иллюзию существования загробного мира. Как утверждают академические теории, чтобы избежать страха перед неминуемой кончиной.
Объяснение на первый взгляд кажется достаточно убедительным, но все же, невольно возникает вопрос, если человек объявил себя венцом эволюции и развития разума, взяв себе гордое имя Человек Разумный, как вышло так, что на протяжении десятков тысячелетий человечество совершает погребальные обряды и никому не приходит в голову бессмысленность этого занятия.
Например египтяне, их затраты на строительство гробниц зачастую превосходили затраты на строительство домов для живых. Возможно ли такое, что они в своем слепом повиновении безумной идее родившейся в глубине веков на протяжении тысячелетий совершали погребальные обряды не испытывая ни малейших сомнений в существовании загробного мира?
Как люди пережили минувший век атеизма и почему сами авторы научных гипотез не испытывают ни малейшего страха перед грядущей неизбежной кончиной, который следуя их логике должен был бы заставить их разум искать успокоение в историях о загробном мире. В их случае, как раз наоборот, разум с удовольствием разрушает мифы о жизни после смерти. Быть может, они утешают себя сию секундными радостями жизни, хотя их возможности, несомненно, гораздо скромнее, чем возможности фараонов и императоров прошлого?
Хотя, быть может, прав Карлос Кастанеда, который устами Дона Хуана говорит о том, что люди просто забыли о смерти:
«- Один из нас должен снова осознать, что смерть охотится за каждым из нас, что она всегда рядом, за нашим левым плечом. Один из нас должен обратиться к смерти за советом, чтобы избавиться от бездарной мелочности, свойственной людям, которые живут так, словно смерть никогда их не коснется…
- Как можно чувствовать себя настолько важной персоной, когда знаешь, что смерть неуклонно идет по твоему следу? - спросил дон Хуан».
(К. Кастанеда, Путешествие в Икстлан)
Конечно, самое простое, это отмахнуться от всех свидетельств наблюдений, закрывшись от действительности стеною удобных гипотез.
Но все же, сегодня, наука имеет возможность исследовать пограничные состояния человека. Накоплены тысячи свидетельств, и лишь неспособность выйти за пределы гипотезы мозга заставляет ученых искать причины феномена там, где их быть просто не может.
Попытки объяснить феномен околосмертных переживаний недостатком кислорода, недоброкачественной анестезией и нейрохимической реакцией организма на травму явно недостаточны. Медицинские показания, при которых происходят околосмертные переживания, слишком разнообразны, чтобы они могли объяснить столь широко распространенный и единообразный феномен.
Сама постановка задачи на поиск ответов в мозге или нервной системе человека подразумевает принципиальную позицию относительно невозможности существования чего-либо, не вписывающегося в теорию вещества, а значит, любое исследование в этом направление является лишь имитацией исследований, а не поиском ответов на главнейшие вопросы человечества.
И это при том, что современная физика шагнула уже очень далеко вперед и само существование вещества во Вселенной поставлено под сомнение. Наука же о человеке по-прежнему живет в рамках гипотез появившихся более 200 лет назад.
Вся деятельность науки в этом направлении очень сильно напоминает бег в беличьем колесе, когда ответы уже заранее написаны, а все усилие научного сообщества направлено на накопление бесконечных наблюдений в заданной области под строжайшим запретом, выходить за очерченные границы.
Затраты на исследования мозга, сопоставимы с затратами на исследования космоса, однако в ответах на главные вопросы человечества, наука, за последние 200 лет, продвинулась очень слабо. Быть может, пришло время начать искать ответы не «там где светлее», а там где их можно найти?
Источник:
6 комментариев
9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена