МВФ пытается отделаться от БРИКС черствыми пряниками
На днях произошло событие, которое на первый взгляд выглядит крупной внешнеполитической и экономической победой России. Однако при детальном рассмотрении все оказывается не так однозначно. Речь идет о реформе МВФ.
Россия сегодня входит в десятку стран с самыми большими национальными квотами в Международном валютном фонде. По результатам недавней реформы МВФ мы поднялись с 10 на 9-е место. Также в первую десятку вошли наши партнеры по БРИКС — Бразилия, Китай и Индия (ЮАР пока недотягивает). Остальные шесть стран — это Соединенные Штаты, Япония, Франция, Германия, Великобритания и Италия. Саудовская Аравия, еще недавно входившая в этот список, из первой десятки выпала. Всего же в МВФ входит 188 государств.
В соответствии с принятыми в МВФ правилами, решения о дальнейшей деятельности фонда будут приниматься на голосовании. По маловажным вопросам решения принимаются простым большинством, при решении серьезных стратегических проблем необходимо набрать 85% голосов.
При этом действует так называемый принцип взвешенных голосов. То есть, чем больше страна вложила, тем больше голосов у нее есть. 250 базовых и по одному голосу за каждые 100 тысяч СДР (Специальные права заимствования, Special Drawing Rights — внутрифондовое платежное средство, на данный момент равно примерно полутора долларам США). Соответственно, никакого равноправия в МВФ не наблюдается: кто больше вложил, того и тапки.
Примерно так же обстоят дела и с исполнительным советом. Кресел там всего 24, и наиболее вложившиеся страны имеют своего представителя в исполнительном совете, а остальным приходится довольствоваться назначенным ведущими странами директором. Причем назначается он сразу для группы стран. Правда, к чести организаторов МВФ, деление на группы происходит более-менее адекватно.
Собственно, реформа
На днях завершилась реформа МВФ, спланированная и одобренная еще в 2010 году. Последние пять лет проведению этой реформы мешали исключительно Соединенные Штаты. У США 17% голосов, этого как раз достаточно, чтобы блокировать любые серьезные инициативы в индивидуальном порядке. Ну а в совокупности развитые страны обладают простым большинством голосов и, соответственно, некоторые решения могут проводить, вообще не спрашивая мнения подавляющего большинства членов МВФ.
Так что же мы выиграли от этой реформы?
Кристин Лагард, занимающая должность директора-распорядителя фонда, склонна считать, что страны БРИКС в результате реформы получили огромное преимущество. Правда, до блокирующего пакета немного не хватило. Суммарно у нас 14,7%: 6,4% у Китая, 2,7% у России и Индии, 2,3% у Бразилии и у ЮАР 0,6%.
Однако считается, что добрать необходимые 0,3% голосов наш блок сможет при помощи Ирана, Венесуэлы или других сочувствующих государств.
Но это только для важных, стратегических решений. А текущие решения, как уже сказано выше, принимаются простым большинством голосов. И тут счет явно не в нашу пользу. Совокупное количество голосов стран Запада действительно уменьшилось, но с 60,5% до 57,7%. Соответственно, на долю развивающихся стран приходится теперь не 39,5%, а 42,3% голосов. Больше, конечно, но все равно мало.
Кроме того, по итогам реформы вдвое возросли национальные квоты всех стран–членов МВФ. Совокупные ресурсы Фонда увеличились с 330 до 660 млрд долларов США. Нетрудно догадаться, что при этом ценность голосов стран с самыми маленькими вложениями в общее дело несколько просела.
Кстати, удвоение капитала происходит не по мановению волшебной палочки. Решение о взносах в Фонд будет принято на специальном заседании в середине января. После этого у стран-участниц будет месяц на внесение дополнительных средств, для России это 8 с лишним миллиардов долларов.
Ешь калачи, да поменьше лопочи
Но как все красиво обставлено. Соединенные Штаты сдаются под гнетом общественности и снимают свою блокировку с давно уже написанного плана реформы. Кристин Лагард немедленно выступает с соответствующими заявлениями перед прессой. В годовом отчете она назовет 2015 год инновационным для МВФ.
А на деле никаких критически важных изменений-то и не произошло.
По всей видимости, мы видим претворение в жизнь этакого «плана Б». Недавно созданный банк БРИКС, являющийся прямым конкурентом МВФ, хоть и уступает Фонду по размеру капитала, но абсолютно не контролируется странами Запада. Такого конкурента стоит опасаться, тем более, что он в первую очередь будет обслуживать интересы стран БРИКС, а также помогать государствам, пострадавшим от кредитной политики Запада.
Воспрепятствовать самому созданию банка БРИКС не получилось. Вставлять палки в колеса пока рано, банк еще толком не приступил к своей деятельности. Но можно попытаться создать для своей организации более приятный имидж, сделать вид, будто в МВФ теперь учитываются интересы и нашего с Индией, Китаем, ЮАР и Бразилией союза. Протянуть этакий пряник.
Вот только пряник этот какой-то черствый
Мы, конечно, возьмем. В хорошем хозяйстве и такой пригодится. Демонстративно выходить из МВФ или уступать свою квоту другим было бы глупостью, особенно пока банк БРИКС не заработал на полную мощность. Но подобная политика США и к ним примазавшихся стран свидетельствует, что западный мир пока не готов считаться с постепенным изменением текущего мироустройства и до сих пор надеется отделаться демонстрацией сотрудничества. Но изменения есть, и ничего не значащими подачками этот процесс остановить уже не получится.
Илья Новицкий
Источник:
11 комментариев
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Китай на конфликт с США ни пойдет ни когда, ни при каких обстоятельствах и уж тем более ради нас. Бразилия практически уже в Атлантическом торговом союзе ( TAFTA ). Нам там места нет. Банк БРИКС пока (думаю лет на десять минимум) экономический клоп. И это не злорадство. Это объективность. "Мы конечно возьмем..." Это если еще дадут.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена