Элвис. 8 января ему было бы 80
Элвис Пресли родился 8 января 1935 года в Тьюпело, в штате Миссисипи, в семье Вернона и Глэдис Пресли. Близнец Элвиса — Джесс Гарон умер во время родов. Семья Пресли была довольно бедная, и ее положение усугубилось, когда отец будущего певца попал в тюрьму по обвинению в подделке чеков в 1938 году, и был освобождён лишь через два года.
Элвис с детства рос в окружении музыки и религии: непременным было посещение церкви и участие в церковном хоре. Мать Пресли особенно следила за манерами сына, привив ему на всю жизнь исключительную вежливость и почтение к старшим. На своё одиннадцатилетие Элвис получил в подарок гитару, — взамен велосипеда, который семья не могла себе позволить. Вероятно, на такой выбор повлиял первый музыкальный успех Элвиса — за несколько месяцев до того он получил приз на ярмарке за исполнение народной песни «Old Shep».
В сентябре 1948 года семья Пресли была вынуждена переехать в Мемфис, где было больше возможностей для отца Пресли найти работу. Именно в Мемфисе Элвис Пресли начал более осознанно интересоваться современной музыкой, он слушал по радио кантри, традиционную эстраду, а также передачи с афро-американской музыкой (блюз, буги-вуги, ритм-н-блюз).
Он также часто посещал кварталы Биль-стрит в Мемфисе, где наблюдал игру чёрных блюзменов. Би Би Кинг знал Пресли когда тот ещё был подростком. Элвис часто бродил по негритянским магазинам, во время посещения которых у Элвиса выработался свой, ярко выделявший его стиль одежды.
Окончив школу летом 1953 года, 18-летний Элвис Пресли устроился работать водителем грузовика. Именно тогда он решил зайти в звукозаписывающую студию, принадлежавшую Сэму Филлипсу, и за восемь долларов записать под гитару пару песен. Отпечатанная в одном экземпляре двухсторонняя пластинка с песнями «My Happiness» и «That’s When My Heartache Begins» была формально запоздалым подарком матери Пресли, но подлинной причиной записи было желание Пресли услышать свой голос в записанном варианте.
К тому времени он уже определённо хотел стать музыкантом, но не знал в каком жанре — исполнять госпел, церковные гимны или играть кантри? Он также успел несколькими месяцами ранее выступить в клубе и на нескольких любительских концертах. Секретарь студии Филлипса записала данные Пресли, показавшегося ей любопытным исполнителем. На вопрос, к какому исполнителю наиболее близко его пение, Пресли ответил, что «такого нет», и попросил её позвонить ему, как только фирме Филлипса, у которого был свой лейбл Sun Records, потребуется певец. После этого он неоднократно бывал в конторе студии, в надежде получить работу и записал для себя ещё одну пластинку в начале 1954 года.
В июне 1954 года Сэм Филлипс решил записать несколько песен для Sun Records и для этого пригласил знакомых ему гитариста Скотти Мура и контрабасиста Билла Блэка. В поисках вокалиста, он по напоминанию своего секретаря решил попробовать Элвиса Пресли. Репетиции продолжались в студии несколько недель, и поначалу ничего выразительного не получалось.
5 июля музыканты на перерыве после записи баллады «I Love You Because» стали наигрывать «That’s All Right» (Mama). Это была блюзовая композиция Артура Крудапа, однако Пресли, Мур и Блэк придали ей неожиданный ритм. Услышавший игру в студии, Филлипс спросил музыкантов, что они играют? Те признались, что сами не знают. Филлипс попросил их повторить то же самое и записал песню. Аналогичным образом была записана песня «Blue Moon Of Kentucky», блюграссовый хит Билла Монро. Так родилось то звучание, которое искали Сэм Филлипс и сам Элвис Пресли.
Сингл «That’s All Right» с композицией «Blue Moon Of Kentucky» на обратной стороне вышел 19 июля 1954 года и разошёлся в количестве двадцати тысяч экземпляров, благодаря почти непрерывному проигрышу песни на радиостанциях Мемфиса.
По формуле первой пластинки (запись одной стороны на основе блюза, запись другой — на основе кантри) в течение года были выпущены синглы «Good Rockin’ Tonight» (сентябрь 1954 года), «Milkcow Blues Boogie» (январь 1955 года), «Baby, Let’s Play House» (апрель 1955 года), «I Forgot To Remember To Forget» (август 1955 года). Все эти песни стали не только неоспоримым артистическим достижением для самого певца, но и классикой рок-н-ролла, обязанного своим развитием в немалой степени именно работам Элвиса Пресли для Sun Records.
Стоит отметить, что его ранние пластинки не назывались тогда рок-н-роллом, а считались новой разновидностью кантри, оттого прозвище Элвиса Пресли в те годы было «Хиллбилли кэт», основываясь на определении «хиллбилли» — одном из устаревших названий кантри.
Ранняя музыка Пресли вызывала противоречивые мнения слушателей, так как радиослушателям того времени было непонятно, поёт ли белый исполнитель или негритянский (расовая сегрегация была тогда нормой жизни американского Юга), был непонятен жанр (популярная музыка, ещё с начала века, тоже чётко категоризировалась). И именно смешение всех этих элементов американской культуры ставится в заслугу Элвису Пресли.
Летом 1954 года начались первые выступления Пресли, Мура и Блэка (на афишах они все вместе назывались «Blue Moon Boys»). Несмотря на провал в популярном радиоконцерте кантри-музыки «Grand Ole Opry» в Нэшвилле в сентябре 1954 года, выступления «Blue Moon Boys» проходили с возрастающим успехом. Они много гастролировали по Югу, особенно по Техасу, иногда с ними ездили Джонни Кэш и Карл Перкинс, восходящие звёзды Sun Records. С октября 1954 года музыканты стали постоянными участниками субботних радиоконцертов «Louisiana Hayride», проходивших в Луизиане. Именно тогда родилась вызывавшая беспрецедентное возбуждение публики характерная хореография движений Пресли на сцене, заключавшаяся в неистовом раскачивании бёдер в сочетании с эмоциональными движениями рук и тела.
Эти выступления, а также новые синглы способствовали росту известности певца на Юге США, а к концу 1955 года и в национальном масштабе. Сингл «I Forgot To Remember To Forget» занял 1-е место в хит-параде категории кантри журнала «Биллборд». Это привлекло внимание полковника Тома Паркера, опекавшего в то время звезду кантри Хэнка Сноу. Паркер в течение года присматривался к Пресли, и заключил контракт с певцом в августе 1955 года на управление его делами, хотя формально прежний импресарио Пресли — Боб Нил — ещё год оставался его менеджером. Паркер понимал ограниченные возможности Sun Records и искал выход на крупные лейблы. Заинтересованность проявили в RCA Records, и 20 ноября 1955 года компанией был подписан контракт с Пресли. RCA также предусмотрительно выкупили весь каталог записей Пресли на Sun Records за 40 000 долларов, из которых 5 000 предназначались лично Пресли.
Пресли тяготел к драматическим ролям своих идолов Джеймса Дина и Марлона Брандо, однако его успех как музыканта принуждал киностудии давать ему более лёгкие роли, в которых его герой должен был петь, стремясь оправдать надежды поклонников. Четвёртый фильм с участием Пресли «Кинг Креол», снятый в 1958 году, считался наиболее артистичной работой Пресли в кино. Музыкальный материал первых фильмов Пресли был высокого качества, совершенно не уступая его обычной студийной работе. Параллельно, с 1957-го по 1959 годы продолжали выходить один за другим синглы Элвиса, занимавшие 1-е места: «Too Much», «All Shook Up», «Don’t», «A Big Hunk O’Love» и другие композиции.
24 марта 1958 года Элвис Пресли был призван в армию США.
Известие об уходе Пресли в армию вызвало протесты в стране среди молодёжи: в адрес армии и президента шли письма с требованиями отменить службу для певца. Между тем, это было взаимовыгодное предприятие. Пресли улучшал свою репутацию среди более широких слоёв населения, хотя сам переживал, что его карьере придёт конец. Армия надеялась поднять престиж службы и привлечь новых солдат.
2 марта 1960 года Элвис Пресли вернулся в Америку и 5 марта был демобилизован в звании сержанта, после чего сразу начались записи в студии. Итогом стал вышедший через месяц альбом «Elvis Is Back!», занявший 2-е место и считающийся одной из лучших работ Пресли. Из Европы Элвис вывез неаполитанские песни «O sole mio», «Sorrento», «La Paloma», и перепел их на английском языке. В течение 1960 года вышли новые синглы «Stuck On You», «It’s Now Or Never» («O sole mio») и «Are You Lonesome Tonight?», занявшие 1-е места в хит-парадах. Это не было рок-н-роллом, и для всех стало очевидным изменение не только музыки, но и имиджа Пресли, шокировавшего своих поклонников появлением на телепередаче Фрэнка Синатры. Отныне его творчество адресовалось не столько любителям рок-н-ролла, сколько обычным слушателям популярной музыки. Кроме того, по плану Тома Паркера, акцент карьеры Пресли должен был переместиться в более прибыльную сферу кино, что и произошло. Пресли перестал давать концерты, однако благодаря кино его могли увидеть несколько раз в год миллионы людей по всему миру.
Первым послеармейским фильмом с участием Элвиса стал «Солдатский блюз», повествовавший о службе американского призывника-танкиста в Германии. Фильм, несмотря на холодные рецензии, оказался одним из самых коммерчески успешных киноработ 1960 года. Не меньшей популярностью пользовалась звуковая дорожка к фильму с 12 песнями. Успех фильма убедил Паркера и самого Пресли в правильности выбора. Следом были сняты фильмы «Полыхающая звезда» и «Wild In The Country», которые стали попыткой киностудий дать Пресли обычный художественный киноформат, песен в них почти не было, и эти фильмы ожидало коммерческое фиаско. Тогда было решено вернуться к музыкально-комедийному жанру, и в 1961 году был снят фильм «Голубые Гавайи», ставший одним из лидеров кассовых сборов 1960-х годов в США и закрепивший формулу последующих кинофильмов Пресли. Успех «Голубых Гавайев» предопределил дальнейший путь певца: он почти перестал записывать альбомы с обычной, неголливудской музыкой.
К середине 1960-х годов битломания стала также явлением американской жизни. В свой первый приезд в Америку в начале 1964 года Beatles были приветствованы в прямом эфире шоу Эда Салливана телеграммой от Пресли. С этого момента начались попытки устроить встречу между «ливерпульской четвёркой» и идолом их юности. Встреча состоялась 27 августа 1965 года в доме Пресли в Калифорнии. Мероприятие было проведено в строжайшей тайне: не было сделано фотографий и пресс-релизов. Музыканты обменялись подарками, и спустя час были поглощены игрой на гитарах Участники Beatles с удивлением обнаружили, что в то время Пресли увлекался игрой на бас-гитаре. Маккартни позже вспоминал, что впервые увидел пульт дистанционного управления телевизором в доме у Пресли.
Встреча с Пресли произвела глубокое впечатление на Beatles. У самого Пресли, несмотря на его искренний интерес и гостеприимство, были смешанные чувства: в конце концов, именно Beatles стали невольной причиной того, что американская поп-музыка перестала быть популярной. Позже Пресли перенёс своё неприятие культуры хиппи и их музыки на Beatles, видя в них источник всего антиамериканского, что не мешало ему исполнять их песни на своих концертах.
16 августа 1977 года Пресли, как обычно, приехал в своё поместье глубоко за полночь, вернувшись от зубного врача. Остаток ночи был проведён им в разговорах о предстоящих через два дня гастролях, о книге его телохранителей, о планах помолвки с его новой подругой Джинджер Олден. Утром Пресли принял дозу успокаивающих лекарств, однако спустя несколько часов, не имея возможности заснуть, принял ещё одну дозу, в данном случае оказавшуюся критической. После этого он провёл какое-то время, читая книги в ванной комнате, устроенной на манер будуара. Около 2 часов дня 16 августа Олден проснулась, и не обнаружив Элвиса в постели, пошла в ванную комнату, где нашла его бездыханное тело на полу. Срочно была вызвана «скорая помощь», доставившая Пресли в реанимацию, хотя было очевидно, что все усилия напрасны. В четыре часа дня было сделано официальное заявление о смерти, в котором было сказано о сердечной недостаточности, однако вскрытие позже показало, что причиной остановки сердца стала чрезмерная доза различных медикаментов. По другим данным — наркотиков, тем не менее, вследствие полузасекреченного характера расследования существует также множество других версий смерти наравне с популярной легендой, что певец до сих пор жив. После заявления о смерти, сразу стали собираться тысячные толпы поклонников у ограды «Грейсленда».
Пресли был похоронен 18 августа 1977 года, но сразу после его смерти возникли теории о том, что певец на самом деле жив. Уже через месяц его могила подверглась осквернению. Люди хотели проверить, на самом ли деле Пресли мёртв. В конце 1980-х годов появились публикации о «жизни» Пресли после смерти: певец, якобы, сознательно осуществил постановку своей смерти, чтобы удалиться от надоевшего ему мира шоу-бизнеса и предаться духовному совершенствованию. Теория о фиктивной смерти в 1977 году подпитывалась засекреченным характером медицинского расследования причины смерти, отсутствием фотографии тела певца, изменением среднего имени на могиле (Пресли, якобы, таким образом, не считал бы себя похороненным), и психологическим нежеланием миллионов поклонников принять столь неожиданные обстоятельства преждевременной смерти Элвиса. К этому добавились периодические свидетельства людей, якобы видевших Пресли в различных местах планеты. Эта теория прочно вошла в поп-культурную мифологию о Пресли, нередко с оттенком иронии. В 1991 году лос-анджелесская газета напечатала скандальный репортаж о встрече с «живым» Пресли. В 2006 году в американских СМИ появилась история о «тайной жизни» Пресли, который якобы умер не в 1977, а в середине 1990-х годов.
Источник:
15 комментариев
9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена