Цепные псы фюрера. Часть 2
Он действовал в качестве «заградительной сети» для отступающих и бегущих с позиций, занимался формированием из отпускников и окруженцев временных частей, разыскивал дезертиров и бежавших военнопленных, осуществлял сбор частей быстрого реагирования в случае выброски десантов, поддерживал местные части фольксштурма.
Но комплектование корпуса фельдъегерей разительно отличалось от комплектования фельджандармерии. Все зачисляемые в фельдъегерский корпус должны были иметь как минимум трехлетний боевой опыт и Железный крест 2-го класса, а офицеры к тому же должны были обладать значительным опытом службы.
Фельдъегерский корпус подчинялся верховному командованию вермахта, непосредственно генерал-фельдмаршалу Кейтелю.
Это давало корпусу даже большую власть, чем та, которой обладала фельджандармерия. Корпус состоял из трех командований, сформированных соответственно в Кенигсберге, Бреслау, Вене. 1-е и 2-е командования применялись на Восточном фронте, а 3-е с 1944 — на западе. Командир фельдъегерского командования имел статус, равный статусу командующего неотдельной армией. Он имел право подвергнуть наказанию любого солдата или офицера, но не мог вмешиваться в военные решения.
Фельдъегерский патруль получал зону действия около 15 х15 км от линии фронта и имел в своем составе одного офицера и трех опытных младших командиров. Рядовые их называли «охотниками за головами». Фельдъегерь в случае неповиновения мог использовать оружие по своему усмотрению. 50 патрулей, в свою очередь, сводились в три роты и составляли дивизион фельдъегерей. Каждое управление фельдъегерского командования имело в своем подчинении фельдъегерский полк, состоявший из пяти дивизионов.
В 1944 г. в состав корпуса фельдъегерей были включены подразделения патрульного корпуса (Streifkorps). В каждом его отделении было 9 жандармов и 1 унтер-офицер. Фельдъегеря тоже носили «фирменный» горжет, но с надписью Feldjagercorps и нарукавную повязку, на которой было написано Oberkommando der Wehrmacht Feldjager.
Фельджандармерия и корпус фельдъегерей действовали на всех фронтах и направлениях — в России, Африке, Нормандии и Италии. В годы Второй мировой войны в немецком плену оказалось около 787 тыс. польских, свыше 1,5 млн. французских, 200 тыс. бельгийских, 147 тыс. британских, 300 тыс. югославских, 100 тыс. американских и 5,7 млн. советских военнослужащих. Именно сбор и сопровождение более 9 млн. военнопленных в армейские сборные пункты, а затем в транзитные лагеря стали одной из первых задач фельджандармерии.
С началом операции «Барбаросса» в соответствии с «приказом о комиссарах» полевые жандармы выявляли коммунистов, комиссаров, политруков и евреев среди военнопленных. Но очень часто расстреливали их на месте. К началу войны с СССР в вермахте было 15 батальонов полевой жандармерии. На 1 октября 1943 г. в 198 подразделениях полевых жандармов на советско-германском фронте находилось 5 тыс. солдат и офицеров. Гораздо меньше их было в составе войск СС и люфтваффе.
Это объяснялось четким разграничением полномочий между остальными службами немецкой военной полиции: между корпусом фельдъегерей, тайной полевой полицией, железнодорожной стражей, армейской патрульной службой, железнодорожной патрульной службой, береговой полицией и полицейскими стрелковыми полками.
В 1941–1942 гг. при продвижении вермахта в глубь СССР фельджандармерия немедленно приступала на оккупированных территориях к организации боевых подразделений из числа пособников из местного населения и военнопленных (ЕКА).
Вместе с фельджандармерией они должны были противодействовать партизанам, осуществлять репрессивные меры по отношению к местному населению, заключать евреев в гетто, охранять важные объекты и коммуникации, разыскивать бежавших военнопленных, участвовать в карательных операциях вместе с немцами. Так эти подразделения становились проводниками «нового порядка».
Помимо ЕКА в непосредственном подчинении фельджандармерии до 1943 г. находились батальоны восточных добровольцев: русские охранные батальоны с 4 сотнями и запасным подразделением; казачьи части, 18 рот; восточные кавалерийские батальоны с 3–4 эскадронами.
Регулирование огромного транспортного потока в прифронтовой полосе также стало следующей сложной задачей фельджандармерии. Необходимо было контролировать движение, если, например, танковая дивизия вытягивалась на марше в 15-километровую колонну.
Стоит напомнить, что границу СССР пересекли 500 тыс. только грузовиков, не говоря уже о танках, мотоциклах, легковых автомобилях и гужевом транспорте. Установка указателей на немецком языке, борьба с автомобильными пробками, жесткий контрольно-пропускной режим на блокпостах, патрулирование дорог — всем этим занималась полевая жандармерия.
Именно немецкий патруль 12 февраля 1944 г. поставил точку в судьбе гауптмана Пауля Зиберта, под именем которого действовал во вражеском тылу легендарный советский разведчик Николай Кузнецов. На окраине Львова, не имея пропуска на выезд из города, Зиберт был вынужден в упор застрелить начальника патруля майора фельджандармерии Кантера. Бросив машину, он скрылся в лесу, где был убит бандеровцами.
С началом отступления нагрузка на фельджандармерию возросла. Под Москвой после известного «стоп приказа» Гитлера 16 декабря 1941 г. полевая жандармерия срочно начала формировать более 100 штрафных рот на советско-германском фронте. Это позволило во многом стабилизировать ситуацию.
В сталинградском котле подразделения жандармов 6-й армии до последнего дня сумели поддерживать дисциплину. Полевые жандармы охраняли подступы к взлетно-посадочной полосе, тщательно проверяя бумаги каждого раненого, дабы в самолет не пробрались симулянты. Из котла вылететь мог только тот, кто имел свидетельство начальника санитарной службы армии. Все солдаты, пытавшиеся вырваться из окружения, расстреливались жандармами на месте.
Известен случай, когда унтер-офицер фельджандармерии расстрелял прямо на аэродроме полковника-снабженца, пытавшегося удрать из Сталинграда, сославшись на болезнь. По мере того как надежды на спасительную эвакуацию таяли, жандармам все чаще приходилось прибегать к стрельбе из автоматов в воздух, чтобы сдерживать толпу желающих улететь. За скрытую буханку хлеба, сброшенную с самолета, немедленно следовал расстрел, как и за мародерство и дезертирство.
На Восточном фронте в ходе боевых действий полевые жандармы часто вступали в столкновения с частями Красной Армии. Так, уже 1 июля 1941 года в белорусском городе Слоним прорывающиеся на восток советские части 6-го механизированного корпуса разгромили подразделение жандармов 9-й армии.
Ношение всех знаков отличий полевой жандармерии и фельдъегерей, кроме горжета, было отменено в 1944 г. Чтобы избежать преследований попавших в плен жандармов, каждому из них была выдана вторая, фальшивая солдатская книжка «зольдбух» на случай пленения.
Последними немецкими частями, сложившими оружие во Второй мировой войне, оказались части 3-го фельдъегерского командования в Южной Германии. Их передали в распоряжение американской армии, где занимались передачей приказов немецким частям, розыском отказавшихся сложить оружие. Эти части были разоружены только 23 июня 1945 г.
Когда в ФРГ в 1955 г. был создан бундесвер, одной из первой была сформирована военная полиция, традиционно ставшая фельдъегерской. Сегодня фельдъегеря носят бордовые береты, к которым прикреплена звезда с надписью на латыни Suum cuiqe — каждому свое.
Унтер-офицер пехотинец, временно привлеченный к службе в военной полиции. Люди (включая гражданских лиц), временно привлекаемые к выполнению полицейских функций, носили специальную повязку зеленого цвета. Униформа при этом оставалась без изменений, включая цвет кантов (в данном случае белый цвет пехоты), а сама повязка не являлась собственностью ее временного владельца и сдавалась на склад после возвращения военнослужащего к своим прежним обязанностям. Часто такая повязка, носимая на левом рукаве, проштамповывалась чернильной печатью, поскольку являлась своего рода документом должностного лица. За поясной ремень заткнут специальный указатель, применявшийся для регулировки дорожного движения.
Обер-фельдфебель из войсковой фельджандармерии. Войсковые подразделения военной полиции дивизионного подчинения отличали оранжевый ваффенфарбе и орел в венке над левым локтем. На кителе справа был нашит обычный армейский орел; таким образом, число мундирных орлов равнялось двум (единственный случай). Низ левого рукава украшала лента с готической надписью «Фельджандармерия». Но главным отличием этой службы являлись нагрудные бляхи — рингкраги, часто именуемые в литературе горжетами, носившиеся на цепях и только при исполнении служебных обязанностей. По этой и другим, понятным, причинам фельджандармов и прозвали «цепными псами».
Обер-фельдфебель фельджандармерии дивизии «Великая Германия» с рингкрагой особого образца. К обычной нагрудной бляхе добавлена черная пластина с кантом, на которой закреплен унтер-офицерский погонный вензель «СО». С начала 1944 года военнослужащие всех этих подразделений старались носить только такие спецзнаки, от которых можно было легко избавиться в случае пленения советскими войсками. Манжетные ленты, или полицейский орел на рукаве часто стоили им жизни, как свидетельства принадлежности к карательной структуре. Сдавшиеся западным союзникам, не только оставались в живых, но сразу же после войны продолжали работу в полиции Западной Германии.
В начале 30-х. Еле сдерживая толпу...
Балканская кампания 1941 года. Унтершарфюрер СС из отряда фельджандармерии «Лейбштандарта СС Адольф Гитлер» осматривает винтовку, конфискованную у местного населения. На груди у унтершарфюрера горжет фельджандармерии (вариант для СС), на левом рукаве – две манжетные ленты: верхняя фельджандармерии, нижняя «Лейбштандарта».
Младший унтер-офицер армейской жандармерии при регулировании движения на Восточном фронте, 1942 г. Мы видим непромокаемый плащ, горжет и жезл. Вездеход «Хорьх» — типичный легковой автомобиль, использовавшийся служащими фельджандармерии. Машина выкрашена в коричневато-желтый цвет с нанесенными пятнами зеленого и красновато-коричневого камуфляжа.
Дежурство на ж/д переезде.
Необычная сцена — обер-фельдфебель армейской фельджандармерии с помощью полугусеничного мотоцикла пытается вытащить грузовичок, застрявший в превратившейся в месиво дороге, где-то в России. Обер-фельдфебель носит пилотку образца 1938 г. Полугусеничные мотоциклы не входили в число стандартных транспортных средств жандармерии.
Полевой жандарм со своей собакой.
Офицер и унтер-офицеры фельджандармерия парашютных частей.
Генерал-фельдмаршал Вильгельм Бодевин Йоханн Густав Кейтель.
На улицах Симферополя. 1942 года.
Фельджандармерия конвоирует советских пленных.
3-я рота 1-го батальона 42-го полка 21-й полевой дивизии Люфтваффе.
Сегодня фельдъегеря в ФРГ носят бордовые береты, к которым прикреплена звезда с надписью на латыни «Suum cuiqe» — каждому свое.
И техника у них уже другая.
15 комментариев
9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Дирлевангер туда,ещё надо!
Удалить комментарий?
Удалить Отмена