Cумасшедшая торпеда
В те давние годы, когда флот Великой страны наводил ужас на вероятного противника, боевая готовность флота проверялась не только проведением всевозможных учений в боевых выходов, но и применением боевого оружия. Чем, в принципе, подводная лодка должна отличаться от пистолета? Каждый год стреляют военнослужащие на стрельбище боевыми патронами, так почему лодки не могут стрелять боевыми торпедами? Тем более есть и специальное "стрельбище" для лодок - скала, в полигоне боевой подготовки, по которой специально стреляют боевыми торпедами. Вот и было принято решение, производить периодическую проверку готовности боевого торпедного оружия к применению. Подводной лодке, возвращающейся с боевой службы, давали распоряжение, произвести стрельбу боевой торпедой по берегу. Это была не только проверка самих торпед, но и проверка лодки, и прежде всего минно-торпедной боевой части, на готовность к применению оружия. Какой торпедой стрелять, решали на флоте и сообщали об этом на лодку, уже готовую войти в базу по окончанию боевой службы. И начиналось... крики, стенания, плач мужей Ярославн, что, мол, и так в море три месяца, и семьи ждут, дети забыли, как папы выглядят... Но приказ есть приказ, и лодка шла в полигон стреляться. Правда, упражнение было тепличное, стрельба одной торпедой с перископной глубины, с обязательным наблюдением за взрывом. Время на упражнение минут тридцать, поныть и поклемить позором и нехорошими словами, штаб флота было делом нормальным.
В один из дней, очередной лодке, возвращающейся с боевой службы пришло персональное радио. И как положено, его (радио) повторяли несколько раз, не потому, что оно было адресовано военным, а потому, что было так положено, что бы случайно не пропустили. В РДО говорилось, что лодке предписано произвести, в указанное время, стрельбу боевой толстой торпедой по берегу из аппарата номер 4. Экипаж по-возмущался и начал готовиться к стрельбе.
В аппарате лежала, готовая к применению, торпеда ее и предстояло отстрелить. Экипаж занял места по боевой тревоге, включили магнитофоны для записи и хода атаки и шума торпеды. Открыты запирающие клапана торпеды, аппарат приготовлен к выстрелу, данные введены.
Все замерли.
"Аппарат ТОВСЬ! " - скомандовал Командир.
"Есть ТОВСЬ - репетовал команду командир БЧ-3,-выравнилось давление в аппарате с забортным, открылась передняя крышка.
"ТОВСЬ выполнено!"- поступил доклад в Центральный пост.
Командир лодки прижался к окуляру боевого перископа, а штурман к навигационному. Разведчик стоял в готовности фотографировать взрыв, с помощью прикрепленного к боевому перископу, фотоаппарат. Все ждали команды. И вот...
"Аппарат ПЛИ!". Командир вычислительной группы нажал на кнопку, электрический импульс побежал к соленоиду, приводя его в движение, воздух пошел по всем потребителям, поднимая шпиндели и стопора, боевой клапан начал движение. Воздух из боевого баллона устремился в аппарат. Лодка, слегка, дернулась, по ушам ударил воздух из первого отсека.
"Торпеда вышла, боевой на месте, остаточное в норме"- доложил Минер.
"Торпеда пеленг... Торпеда удаляется, интенсивность шума уменьшается."- это уже доклад акустика. И понеслось... каждую минуту акустики докладывали пеленг на торпеду. Штурман и Начальник РТС прокладывали путь торпеды по докладу акустиков. Секундомеры отсчитывали минуты и секунды до взрыва торпеды и тут...
"Интенсивность шума торпеды увеличивается, пеленг не меняется, доложил акустик, предположительно торпеда возвращается!"
"Что?» - одновременно спросили Командир и Начальник РТС.
"Интенсивность шума торпеды увеличивается, неунимался акустик.- Предполагаю, торпеда развернулась и следует обратным курсом!"
Это было не для слабонервных. Толстая, противокорабельная торпеда, шла на глубине 10 метров к лодке, находящейся на глубине 9 метров в ожидании фейерверка из 500 килограмм взрывчатки, и эти 500 килограмм, по докладу акустиков, приближались со скоростью 50 узлов. Единственным способом избежать попадание своей же торпеды, было уйти на глубину, тогда торпеда пройдет над лодкой и уйдет дальше. Вот только куда? Запаса хода хватит ей еще километров на 35, а то и 40, аппаратура самонаведения работает и сможет захватить надводную цель... И тогда... Даже от крейсера мало бы что осталось, взорвись под ним полтонны взрывчатки. А если транспорт или рыбак или еще кто, море же судоходное, а торпеде все равно на кого наводиться. Но пока, ближе всего, на пути у торпеды была лодка.
"СРОЧНОЕ ПОГРУЖЕНИЕ! Боцман, погружаться на глубину 40 метров, заполнить "быструю"!" Работа закипела, выдвижные поехали вниз. Лодка повалилась в глубину.
И тут, даже без специальных устройств, все услышали отдаленный взрыв торпеды. Она достигла скалы и, ударившись, взорвалась. Взрыв, правда, зафиксировали только акустики и их магнитофоны, все перископы были уже опущены и лодка набирала глубину, поэтому визуально зафиксировать взрыв не удалось.
Торпеда никуда не разворачивалась, а шла к точке взрыва без изменения направления. Усиление же интенсивности звука, как потом выяснилось, произошло из-за наложения шума торпеды и отраженного от скалы её же звука. Вот акустики и посчитали, что торпеда выполнила разворот и возвращается.
Вот такие бывали случаи.
22 комментария
9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена