Случайный выстрел
Так уж получилось, что две лодки эскадры собирались выходить в море и обе оказались в соседней базе.
Одна 675 (с модификацией толи М, то ли МК, не помню) грузила у 3, стационарного пирса, практические ракеты, вторая 945 проекта, просто пока жила там. Дивизия была переведена в другой пункт базирования, а лодки и их экипажи жили по месту прежней прописки. Было глупо проверять их в разные дни, поэтому штаб эскадры отправился на проверку обеих лодок.
675 проект проверили быстро, чего там, стрельбы не первые, командир опытный, личный состав БЧ-2 подготовленный, матчасть исправна. Оставив на "раскладушке" флагманского ракетчика (вернее его ВрИО), зачем он нужен на лодке без ракет, штаб перекочевал на "Барракуду" и начал проверку экипажа. А "раскладуха", проверив УДРом цепи аварийного старта ракеты, ждала прибытие практической ракеты.
Решили провести учение по Борьбе. За Живучесть, когда прибудет Командир Эскадры.
И он прибыл. Вахтенный офицер доложил, Командир Дивизии, и Командир лодки встретили, спустились в центральный и началось. В отсеках все условно горело, заполнялось водой, дымило, замыкало. Экипаж тушил, перекрывал, размыкал...
Вахтенный офицер сидел на рубке и наблюдал за обстановкой.
Окончив учение все собрались в центральном и хотели приступить к разбору.
Тем временем, на 675 проект привезли ракету, положили на тележку и приступили к ее погрузке. Все шло отлично. Экипажи работали, штабы контролировали.
"Раскладуха" загрузила ракету в контейнер. Все расслабились, один камень с плеч. Ракетопогрузочная партия, во главе с ВрИО флагманского ракетчика уже стала вялой, ракета в контейнере и слава крановщику.
Все потянулись на пирс покурить, только один, не курящий мичман, то ли старшина команды старта, то ли просто старшина команды, полез в газоотбойник подстыковать разъемы бортовой сети к ракете. Как только разъемы была вставлены друг в друга, взревели стартовики и ракета вышла из контейнера. Все, кто это видел, были в шоке, мичман в газоотбойнике просто пропал, а ракета, обдав окружающих пламенем от стартовиков, пошла точно в штаб Флотилии подводных лодок.
А на "Барракуде", тем временем, оба штаба и командиры всех степеней лодки, собрались в центральном на "разбор полетов".
Командир эскадры, уже набрал воздух в легкие, что бы сказать все, что он думает, но его речь была прервана докладом вахтенного офицера.
"Центральный, мостик - спокойным голосом произнес вахтенный офицер, наблюдаю, старт крылатой ракеты." Голос был такой спокойный, что даже никто не подумал, что это фактический старт ракеты.
"Командир-так же спокойно произнес Командир Эскадры, мы закончили учения, скажите об этом вахтенному офицеру."
Командир взялся за микрофон "лиственницы" что бы "обрадовать" вахтенного офицера, но тот его опередил.
"Ракета прошла причальный фронт и идет в сторону штаба флотилии."- был очередной доклад вахтенного офицера.
"Командир, с доктором наверх - отдал распоряжение Командир Эскадры, проверьте температуру у вахтенного офицера. От уже бредит от жара."Командир рванулся на мостик, но через минуту бледный как снег и с испугом на лице спустился в ЦП и доложил: -"Товарищ адмирал. Произошел несанкционированный старт ракеты с лодки. Ракета прошла над штабом флотилии!" Немая сцена из пьесы "Ревизор" длилась недолго. Штаб эскадры, возглавляемый Командиром Эскадры, вылетел наверх. За штабом флотилии поднимался дым, но штаб был цел, ракета его не зацепила.
Стартанув на стартовых двигателях, она шла точно в середину штаба флотилии. Все, кто был в штабе и слышал звук старта ракеты, инстинктивно посмотрели в окно и волосы у всех встали дыбом. Прямо в окна шла многотонная махина, раскинув крылья. Казалось, что все, штаб уничтожен, ракета хоть и учебная, без заряда, но в ней и топливо и окислитель, да и скорость с массой приличные, мало бы не было. В самый последний момент, у ракеты отстрелились стартовики, масса уменьшилась и ракета, чуть поднявшись вверх, пройдя над штабом, провожаемая взглядами, рухнула на землю.
Как потом выяснила комиссия по расследованию, перед состыковкой разъемов бортовой сети с разъемами ракеты, мичман не проверил наличие напряжения на контактах (вернее его отсутствие). На посту управления не был обесточен пульт старта, и на нем висела команда на "Аварийный старт". Как только мичман состыковал разъемы, пошел сигнал на запуск стартовых двигателей со всеми вытекающими отсюда последствиями. Мичман сгорел в газоотбойнике, нескольким обожженным была оказана помощь. Штаб флотилии, после обеда на работу не вышел, видимо пили.
29 комментариев
9 лет назад
они наше все...
если нам будет "финиш" (не дай Бог)
именно они покарают чертей!
и они это сделают!
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Наводил порядок на антресолях и вот наткнулся на металлический ящик из под ЗИПа веселого желтого цвета с прорезиненной ручкой и двумя откидными замочками.
В ящике кроме всего прочего лежала старенькая тетрадка с моими записями о флотской жизни.
Были там и записи о боевой службе 1991 года на АПЛ «К-276», 945 проекта «Барракуда», с 582 экипажем под командованием В.С.Каноненко.
Запомнилось начало боевой службы, а именно старт крылатой ракеты с АПЛ 675 проекта «раскладушка».
Решил поискать информацию по данному событию на просторах Интернета и вот нашёл данную заметку.
Автору большое спасибо, конечно в статье присутствует художественный вымысел, но как без этого.
От себя хочу добавить следующее
С утра 13 мая 1991 года весь экипаж был на борту, шли последние приготовления к выходу в море. В 13:00 закончили ввод ГЭУ, убрали концы питания с берега, выставили вахтенного офицера.
Все случилось (случайный выстрел) в семь часов вечера.
В 19:15 был объявлен ужин, по поводу нахождения в это время на борту проверяющих, не помню.
Да, был бодрый доклад вахтенного офицера о старте крылатой ракеты и ее движении в сторону штаба флотилии, далее о падении ракеты рядом со штабом. При этом действительно у нас возникли некоторые мысли о психологическом состоянии вахтенного.
По флотилии сыграли «боевую тревогу».
В час дня 14 мая 1991 г. по сигналу «Корабль к бою и походу приготовить», началось окончательное приготовление к выходу в море. На борт поднялся комдив и командующий флотилией, оба по трансляции сказали напутственные слова, в 14:10 мы отошли от пирса.
Автономка длилась 77 суток, в Западную Лицу вернулись 29 июля 1991 года.
Такие дела.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена