Дунаевский Исаак Осипович
Исаак Дунаевский родился 30 января 1900 года в городе Лохвице Полтавской губернии в семье банковского служащего Цали Симоновича Дунаевского. Семья, в которой он рос, была очень музыкальной, мать Исаака играла на рояле и скрипке, хорошо пела. Большое влияние на будущего композитора оказал дядя, чудаковатый гитарист, время от времени приезжавший в гости к Дунаевским с гитарными концертами для всей семьи. Начальное музыкальное образование мальчик получил там же в Лохвице, занимаясь у скрипача Г.Полянского.
В 1910 году Дунаевский поступил в Харьковское музыкальное училище, где обучался у И.Ахрона по классу скрипки и у Семена Богатырева — композиции. К тому периоду относятся и первые сочинения Дунаевского. Одновременно он учился в гимназии. Когда Исааку исполнилось 10 лет, он вместе с братом Борисом переехал в Харьков. Там Исаак поступил в классическую гимназию и одновременно в музыкальное училище. Уже в те годы он пробовал сочинять музыку, но из-под его пера в то время выходили лишь печальные произведения — «Одиночество», «Тоска» и «Слезы».
Окончив гимназию с золотой медалью, Дунаевский поступил на юридический факультет Харьковского университета. В то время многие юноши из еврейских семей и стремились стать юристами, чтобы получить право пересекать черту оседлости. Одновременно Исаак продолжал заниматься и в музыкальном училище по классу скрипки, которое окончил в 1919 году. В 20-летнем возрасте он порвал с юриспруденцией, и поступил в оркестр Харьковского русского драматического театра, в котором поначалу был скрипачом, а затем концертмейстером. Позже он стал дирижером этого оркестра и заведующим музыкальной частью театра. И хотя он никогда прежде систематически не занимался, Дунаевский постепенно стал превосходным пианистом. Но о карьере композитора он по-прежнему не задумывался.
Первое выступление Дунаевского как театрального композитора состоялось в 1920 году. Он написал музыку к спектаклю «Женитьба Фигаро», а в качестве дирижёра он выступил в 1921 году, поставив совместно с Н.Синельниковым «Периколу» Жака Оффенбаха. В Харьковском драматическом театре Дунаевский проработал до 1924 года, и переехал в Москву, где два года руководил музыкальной частью Вольного театра и театра «Эрмитаж», а в 1926 году он возглавил музыкальную часть театра Сатиры, где работал над музыкальным оформлением многих спектаклей. Коллеги, работавшие с ним, вспоминали, что если композитору случалось слышать в свой адрес упреки, что он якобы срывал сроки, в нем рождался «яростный дух сочинительства».
Первая оперетта, музыку к которой написал Дунаевский, называлась «Женихи». Она была поставлена в декабре 1927 года в Москве. Затем из-под пера Дунаевского вышло еще пять оперетт - «И нашим, и вашим» в 1924 году, «Соломенная шляпка» в 1927 году, «Ножи» в 1928 году, «Полярные страсти» в 1929 году, «Миллион терзаний» в 1932 году. Кроме того, на провинциальной сцене шла его оперетта «Карьера премьера», написанная в 1929 году, что позволяло говорить о нем, как о плодовитом и стабильном композиторе.
В 1929 году Дунаевский переехал в Ленинград и начал работать дирижером в Мюзик-холле — в том самом, который позже прославился постановками Утесова. У Дунаевского с Утесовым возник творческий союз, и они вместе создали в 1932 году музыкально-эстрадное представление «Музыкальный магазин», ставшее настоящим шлягером жанра. К моменту создания «Музыкального магазина» Дунаевский искусно владел всеми приемами джазовой оркестровки. Его особенностью было то, что он намеренно избегал «грязных», «скрежещущих» аккордов и делал акцент на четких ритмах и старался вызвать музыкой хорошее настроение. Композитор уже тогда понял, что в любом сценическом жанре характер и стиль музыки определяются идеей произведения, для которого музыка создается. Создание музыки, помогающей действию и даже развивающей его, стало законом в творчестве Дунаевского. Этого принципа он придерживался и в театре «Эрмитаж», и в Московском театре сатиры, и в Московском театре оперетты.
Однажды в 1932 году в Мюзик-холл к Дунаевскому пришел представитель кинофабрики «Советская Беларусь», и композитору предложили принять участие в создании звукового фильма «Первый взвод». Предложение кинофабрики живо заинтересовало Дунаевского, он его принял, и началась работа Исаака Дунаевского в кино. Впоследствии он написал музыку к 28 фильмам. Благодаря счастливому союзу с кинематографом музыка Дунаевского быстро завоевала большую популярность.
В августе 1932 года создатель советских музыкальных кинокомедий Григорий Александров возвратился в Москву после работы в Европе, Америке и Мексике. Его не оставляла мысль о создании комедийного музыкального фильма, и Александрову порекомендовали обратиться к Дунаевскому. Их встреча состоялась на квартире Утесова. Тема разговора была одна — о музыкальной кинокомедии, о будущем фильме. Дунаевский подошел к роялю, и сказал: «Об этой работе, музыка которой, как мне кажется, уже приближается к нам, мне хочется сказать...». И в раздумье опустил руки на клавиши. Когда растаял последний звук его импровизации, Дунаевский повернулся к Александрову и Утесову и спросил: «Похоже немножко?» Пораженный Александров молча смотрел на композитора. Сейчас, в какое-то короткое мгновение, сквозь музыкальные картины, набросанные Дунаевским, он вдруг увидел кадры еще не созданного фильма. А музыка уже зримо вычертила контуры будущей работы, словно с улыбкой прошли у рояля герои фильма, сказав: «До скорой встречи!». Позже и Александров и Дунаевский, каждый по-своему вспоминали тот вечер, послуживший началом их долгого совместного творческого пути.
В 1935 году Дунаевский получил приглашение от «Мосфильма» принять участие в создании приключенческого фильма «Дети капитана Гранта». Участники фильма «Дети капитана Гранта» не переставали удивляться титанической работоспособности Дунаевского, который приходил к ним в павильон после напряженной работы здесь же, на «Мосфильме», с Александровым и сразу активно включался в работу над другим фильмом, с ходу разрабатывая вдруг родившуюся мелодию, изображая чуть ли не весь оркестр. Ему всегда хотелось, чтобы музыка была «настоящей», а песня — искренней и заразительной. «Когда я вспоминаю музыку к фильму «Дети капитана Гранта», — писал Шостакович, — я не могу не испытывать сожаления по поводу того, что блестящая увертюра к картине, открывшая новую сторону таланта композитора, не повлекла за собой продолжения работы в этом плане. Эта увертюра — симфоническое произведение большого накала и темперамента».
Более двадцати музыкальных произведений было создано Дунаевским к фильму «Цирк», снятому в том же 1936 году. Главной в фильме стала «Песня о Родине». Ее пели строители Магнитки и Комсомольска-на-Амуре, белорусские колхозники и металлурги Кузбасса. Этой песней, передававшейся по радио с января 1938 года каждое утро без 5 минут 6, начинался новый трудовой день СССР. «Песня о Родине» сражалась с фашизмом, она была паролем югославских партизан, ее пели в освобожденных городах Чехословакии, Венгрии, Польши, Болгарии. Музыка Дунаевского не только помогала отыскивать внутренний стиль и внутреннюю сущность будущего кинопроизведения, но и вела к разработке характеров будущих героев. Пожалуй, самым необычным примером активного воздействия музыки Дунаевского на литературное творчество является тот факт, что не роман Льва Кассиля «Вратарь республики» стал основой сценария, а сценарий фильма и музыка к нему повлекли за собой рождение книги.
В 1938 году Дунаевский занялся созданием музыки к фильму «Волга-Волга». Она была для Дунаевского настолько же интересной и увлекательной, насколько ответственной и сложной. Дунаевский стал не просто композитором, написавшим музыку к фильму, а одним из авторов кинокомедии. «Можно смело сказать, что без этой музыки не было бы фильма!» — утверждала газета «Кино». «Но, — заметил Исаак Осипович, прочитав этот лестный отзыв, — без этого фильма не было бы и музыки!»
«Волга-Волга», пожалуй, как ни один фильм Дунаевского, была пронизана песнями, симфоническими картинами, куплетами, музыкальными эпизодами и танцевальными ритмами.
В 1930-е годы Дунаевский пережил подлинный расцвет творчества. Начиная с 1937 года он руководил ансамблем песни и пляски Ленинградского дворца пионеров. Наряду с плотным графиком музыкальной работы Дунаевский находил время и для общественной деятельности - он возглавлял Правление Ленинградского отделения Союза советских композиторов, в 1938 году был избран депутатом Верховного Совета РСФСР. В июне 1936 года Дунаевскому присвоили звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, в декабре 1936 года наградили орденом Трудового Красного Знамени, позже — орденами Красной Звезды и «Знак Почета». За музыку к кинофильмам «Цирк» и «Волга-Волга» в 1941 году Дунаевскому присудили Сталинскую премию.
В годы Великой Отечественной войны, работая художественным руководителем Ансамбля песни и пляски железнодорожников, композитор создал более семидесяти музыкальных произведений на военную тему.
В первые послевоенные годы Дунаевский написал музыку оперетты «Вольный ветер», посвятив ее борьбе народов за мир. Все музыкальное богатство своей оперетты Дунаевский сосредоточил в «Песне о вольном ветре».
А в 1947 году он написал прекрасный «Весенний марш» для кинокомедии «Весна». В 1949 году он написал песни к фильму «Кубанские казаки», среди них тут же ставшие популярными «Ой, цветет калина» и «Каким ты был».
Лирическим гимном мира стала его песня «Летите, голуби!», впервые прозвучавшая в 1950 году в документально-художественном фильме «Мы за мир!». «Отсчет этой музыки, - говорил Дунаевский, — идет от войны».
Кроме песенной музыки, композитор работал и в других жанрах. Среди них была танцевальная музыка, что, например, нашло отражение в фильме «Кубанские казаки»: он полон вальсов, полек и галопов. Сам Дунаевский считал, что легких жанров не бывает и даже самый, казалось бы, легкий жанр требует от композитора виртуозного владения всеми секретами музыкального мастерства и оркестровки.
Всего Дунаевский написал музыку к 28 фильмам, более 80 песен, многие из которых стали поистине народными, музыку к спектаклям, балет и другие музыкальные произведения.
В 1950 году, в год своего пятидесятилетия, удостоен звания народного артиста РСФСР. При этом в творчестве И. Дунаевский сталкивался с обычными для сталинской эпохи ограничениями: партитуры его произведений не издавались из-за пренебрежительных бюрократических установок по отношению к «лёгкой музыке», в ходе борьбы с космополитизмом были забракованы многочисленные произведения Дунаевского на еврейские темы.
Умер в Москве 25 июля 1955 года от сердечного спазма. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 2).
0 комментариев