Интервью с телохранителем президента
Александр, 36 лет, женат, двое детей. Работает охранником. Вот краткое досье героя нашей статьи. Вроде бы ничего интересного. Да только Александр далеко не простой охранник – он сотрудник службы безопасности главы одного из поволжских регионов. Люди его должности обычно немногословны и остаются темными лошадками для большинства обывателей. Но нам удалось уговорить его дать небольшое интервью в обмен на обещание не раскрывать его личность и личность клиента. Неразглашение – это негласный закон всех бодигардов.
До того как Александр получил свою нынешнюю работу, ему пришлось пройти немалый путь. Началось все с Суворовского училища, куда он пошел скорее по нужде, нежели по своему желанию. Мать его воспитывала одна, и училище было единственным шансом начать нормальную жизнь. После этого служба в армии, где он попал в спецназ ГРУ. По словам Александра ему пришлось побывать в нескольких «горячих точках», которые удалось пройти без единой царапины. Мало по-малу дослужился до капитана. Так бы он и остался на военной службе, если бы в 2004 году ему не предложили интересную и перспективную должность в службе безопасности президента одной из национальных республик в составе РФ. Правда, перед этим ему пришлось пройти специальные курсы.
– Я раньше думал, что президентские телохранители – это совершенно особые, выдающиеся люди, чемпионы по всяким восточным единоборствам, стреляющие от бедра точно в цель, – вспоминает Александр. – Но сейчас все больше убеждаюсь, что физическая подготовленность далеко не самое важное – тут надо думать головой.
Ох, рано встает охрана
Рабочий день человека, «максимально приближенного к первому лицу», начинается рано. Порой приходится вставать еще засветло. График президентов бывает настолько загружен, что на сон их телохранителей остается лишь пара часов. Работать приходится и в выходные, и в праздники. Кстати, именно в дни, когда весь народ отдыхает, нагрузка на Александра удваивается. Президент, как почетный гость, обязан посетить множество торжеств, и каждая площадка, где проходят такие мероприятия, должна быть соответствующим образом подготовлена. По словам Александра, ему лично приходится руководить местными сотрудниками полиции и частных охранных структур, которым не хватает опыта в обеспечении высшей степени безопасности.
Люди в черном
В кино всех телохранителей принято изображать тупоголовыми качками, этакими «шкафами» в черных костюмах. Но иметь подобных людей у себя в окружении сейчас, по меньшей мере, немодно. Высшая каста охранников одевается так, что их легко спутать с каким-нибудь бизнесменом, а косая сажень в плечах и громадные бицепсы считаются излишними атрибутами.
– Формальных требований к внешнему виду у нас нет, в трудовом договоре про это нет ни слова, – говорит Александр. – Но ходить в джинсах и в футболке мы, конечно, не можем. Мы одеваемся так, чтобы нас не могли сразу идентифицировать как охранников. Поэтому учитывая, что все люди, с которыми проходят встречи нашего шефа, одеваются в костюмы, вопрос выбора гардероба у нас не стоит.
По словам Александра, костюм не должен быть обязательно дорогим, главное выглядеть опрятно. Ботинки следует всегда держать начищенными, а рубашку – выглаженной. Единственное, что может выдать охрану президента, так это прозрачный проводок, ведущий от воротника пиджака прямо в ухо – это переговорное устройство с коллегами.
Деньги – не главное
Кстати, на дорогой костюм у телохранителей может просто не хватить денег.
– Все мои знакомые считают, что если я охраняю самого президента, значит, я просто купаюсь в деньгах. Но это далеко не так, – сетует Александр. – Моя зарплата оставляет желать лучшего. Например, бывшие сослуживцы, работающие сейчас в военных штабах, получают вдвое, а то и втрое больше меня. По этому поводу и жена меня не перестает «пилить». Хорошо еще я все время в командировках и не слышу ее постоянных упреков.
По словам Александра, деньги в его профессии далеко не главное. Есть много приятных моментов, которые можно считать дополнительным бонусом.
– В какой еще профессии столько заграничных командировок?! И это при том, что в каждой стране принимающая сторона организовывает все по самому высшему разряду, – рассказывает наш собеседник. – Хотя, честно говоря, за 7 лет на этой работе я от дальних поездок немного устал. Иногда хочется тихо посидеть перед телевизором со своей семьей или пожарить шашлыки на даче.
На вопрос, есть ли какие-то дополнительные преимущества от «близости к телу», Александр недовольно ухмыльнулся. По его словам, даже ребенка в детский сад устроить было большой морокой, не говоря уже о чем-то большем.
Кстати, Леди Гага платит своему телохранителю 400 тысяч долларов в год – это почти 80 тысяч тысяч рублей в день. Столько не получает охранник президента даже за месяц напряженной работы
Рабочие будни
За все время работы охранником, Александр так ни разу и не вынул пистолет из кобуры. Исключением являются ежегодные тренировки на базе регионального МВД. Но это, как он говорит, на самом деле тоже показатель качества работы телохранителей. Основная их миссия состоит в том, чтобы предотвратить саму возможность покушения. А если оно уже произошло, значит, охранник где-то не доработал.
– Все начинается со сбора информации, – делится секретами профессии наш герой. – Нужно четко прорабатывать маршрут передвижения, знать подробный план зданий. Особое внимание уделяется тесному взаимодействию со всеми коллегами и правоохранительными органами. Когда президент уже прибыл на объект, основная часть нашей работы уже считается выполненной.
Светлое будущее
Как ни странно, профессия телохранителей считается очень перспективной. Часто бывает, что личный охранник какого-нибудь предпринимателя становится в будущем его партнером по бизнесу. И в этом нет ничего странного или неправильного. Просто сотрудник службы безопасности, проработав достаточно долго, становится человеком, который больше всех знаком с делами своего клиента.
– Однажды состоялась встреча президента с одним влиятельным бизнесменом из США. Так его бодигардов я сначала принял за деловых партнеров – они участвовали в разговоре, и американец даже спрашивал у них совета, – рассказывает Александр. – Да и среди моих российских коллег подобное не является чем-то из рода вон выходящим. Охранник президента вполне может стать сотрудником администрации и даже кем-то выше. Тем более подобные случаи, кстати, уже имели место.
По словам Александра, несмотря на довольно тесные отношения с клиентом, есть определенные правила, которые не позволяют охраннику вмешиваться в дела и в личную жизнь последнего.
– Телохранитель никогда не становится «мальчиком на побегушках», – уверяет Александр. – Меня никогда не пошлют в магазин или вымыть машину. И дело не только в том, что это непрестижно для людей моей профессии – просто существуют правила этики, которые важны также для безопасности клиента.
Ильдус ШАКИРЗЯНОВ
Инетересный факт
В России не существует закона, который бы официально регламентировал работу телохранителя по «защите тела». Поэтому все контракты заключаются на охрану какой-нибудь собственности клиента: документов, мобильного телефона или даже пуговицы от пиджака.
73 комментария
9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена