На яхте за айсбергом: как фотограф нашел свой клад в Гренландии
С грохотом рушится ледовая стена айсберга, мотор «Тузана» ревет и выдирает нас подальше от свирепого гиганта. Древние ледяные гиганты, словно тысячелетние хранители северных земель, медленно плывут в море, чтобы встретить свою гибель. Мы только что стали свидетелями обрушения одного из самых прекрасных архитектурных творений природы. Эти скульптуры изо льда возрастом более тысячи лет мы будем наблюдать все три недели в Гренландии с борта «Петра I», нашей стальной «Магнитки».
Маршрут экспедиции «Петра I» пролегал из Питера через Фарерские острова, Исландию, восток и юг Гренландии. Капитан Дэн и его команда пересекли Атлантику и вышли к западным берегам Гренландии, заходя в одно из самых интересных мест «царства льда» — залив Диско. Ребята плыли два месяца, чтобы попасть в точку нашей встречи с ними на «крыше мира», в порту городка Иллулисат. Вот он, «Петр I», светится оранжевой точкой на горизонте, разрезая носом плотное кольцо льдов залива Диско, чтобы войти в порт. Сегодня нам предстоит принять на борт новую группу фотографов — мы делаем это каждую неделю. Люди прилетают через Копенгаген или Рейкьявик, а мы их катаем среди льдов, айсбергов и игрушечных деревенек Гренландии.
Маршрут спланирован так, что к каждому из отрезков пути может присоединиться любой желающий. Так, и в том числе за счет спонсоров, удалось осуществить это невероятное мероприятие. Почему невероятное? Так ведь русская яхта в Гренландии — это почти как русская подлодка у берегов Швеции. Вряд ли кто-то еще, кроме Дэна, капитана яхты и основателя компании RusArc, смог бы решиться на такое мероприятие. Ведь Дэн (Даниил Гаврилов) — рекордсмен: в 2010 году российский экипаж парусной яхты «Петр I» впервые в истории мирового мореплавания обогнул Арктику вокруг земного шара, пройдя Северо-Восточным и Северо-Западным морскими проходами за один сезон. Уникальность экспедиции заключалась в прохождении этого маршрута за одну навигацию и без помощи ледокола.
Впрочем, «встреча на Эльбе» в Иллулисате показала, что на яхтах сюда плавают. Каким-то невероятным образом в порту встретились три судна: наш «Петр I», поляки «Lady Dana» и французы «Vagabond». Да, звучит, как начало анекдота, но эти три яхты действительно знамениты среди покорителей северных морей. Здесь же встретились и увлеченные фотографы, готовые отправиться в далекие края за уникальными кадрами. Ведь в среде фотографов очень ценится не только место съемки, а еще и жажда открытий, познания нового, исследования мест, где до тебя никто не снимал. Именно этим мы и занимались две недели наших фотографических плаваний у западных берегов Гренландии.
Маршрут наш пролегал не только по бухте Диско, природа которой занесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Где-то на причале от старых рыбаков-эскимосов мы услышали истории о дальних китовых кладбищах, мраморных пещерах и заброшенных деревеньках. Конечно же, глаза загорелись, карта тотчас же была залеплена крестиками. Словно клад отправились искать! В первый же день плавания поиски «клада» были отложены: нужно было выплеснуть восторг по поводу великолепных айсбергов-хранителей бухты Диско.
Даже немыслимо было представить, что такие гиганты могут существовать в природе! Огромные небоскребы с 12-ти этажный дом, арки, ступени, замки — и все это «сгорает» буквально за минуты. В такую историю мы и вляпались в первый же день плавания, когда многоэтажный дворец начал рушиться у нас на глазах, а мы, словно герои фильма-катастрофы, сматывались от наступающего апокалипсиса. Этот урок заставил нас раз и навсегда запомнить: с гигантами не шутят. Лучше наблюдать за ними издалека. И мы частенько видели это зрелище: айсберги рушатся, переворачиваются, трещат «по швам». Этот звук — грохот и треск — почти каждую минуту раздается в бухтах, где швартуются ледяные глыбы.
Несколько раз мы высаживались на «Тузике» на побережье Гренландии и остров Диско. Диско — это Исландия в миниатюре. Тот же черный песок, красивые реки, горные ущелья и ледники. Только здесь чувствуешь себя первооткрывателем. «И все-таки она зеленая!» — с такими возгласами мы отправились исследовать красивые берега Диско, с яркими плюшками мха и полями розовых цветов. Кто бы мог подумать, что Гренландия может иметь такое цветовое разнообразие. Однажды мы заметили, что черный вулканический песок острова Диско дымится. Приложил руку к песку и тут же отдернул: он был натурально раскален. Видимо, здесь до сих пор проходит вулканическая активность. Конечно, сразу где-то нашелся ржавый таз, и шустрые добровольцы, готовые «основать» курорт. На берегу была спешно выкопана громадная яма, из ближайшей реки проведен канал, и через десяток минут мы уже были как те японские обезьянки, отдыхающие в собственном «онсэне». А мимо проплывали айсберги.
Когда налетает морской туман, мы идем по радару. Вокруг много льдин, и все нужно отслеживать. Иногда видимость не превышает и сотни метров, а мы движемся на север. По пути много заброшенных деревень и поселений. Как и в нашей деревне, молодежь здесь тоже уезжает в города и не хочет жить промыслом. Только цветные домики, как конфетки, стоят рядками на берегу.
Киты помахивают хвостами нам вслед, а «Петр I» уплывает все дальше на север. Мы шли за уходящим солнцем — ведь в конце июля солнце первый раз за лето начинает касаться горизонта. Каждую ночь горящие краски заката постепенно перетекали в рассвет. Через несколько дней мы пришли в город Уманак. Цветные домики расположились под высокой горой, вырисовывающейся из тумана. Это небольшой безжизненный на вид остров, но эскимосы живут здесь вполне неплохо: есть пара супермаркетов, школы, детские сады, церковь и кафе. В бухтах Уманака высокие горы — выше, чем в Иллулисате, и те же прекрасные ледники. Чтобы увидеть Ice Cap — шляпу льда Гренландии — в один из солнечных деньков мы забрались на километровую вершину, откуда открылся удивительный вид: почти на 300 градусов нас опоясывали ледники, проходя тонкой полоской по горизонту. Тут-то и понимаешь, что «Зеленая земля» внутри все-таки белая! А невероятно красивые фьорды, скалы и острова — результат постоянного движения льда с уменьшающейся шапки Гренландии.
В итоге мы нашли свой «клад»: им оказались великолепные фотографии, снятые в полярный день с яхты, берегов и вершин. Обнаружили мы и китовое кладбище, и легендарный китобойный кабак (и даже устроили там концерт гитарной музыки); узнали про мраморные пещеры. Это определенно стоило четырех месяцев плавания — а ведь сколько еще осталось неизведанного!
2 комментария
9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена