Благородный Ардашир
Эп–йек!
Ики–бир, Дю–бара, Сэ–ба–и–дю, Джахар–дю, Пяндж–и–дю,
Шеш–дю!
Сэ–йек, Сэ–ба–и–дю,
Джют–сэ!
Джахар–йек, Джахар–и–дю, Джахар–сэ,
Дёрт–джахар!
Пяндж–и–йек, Пяндж–и–дю, Пяндж–и–сэ, Пяндж–джахар,
Дю–бэш!
Шэш–йек, Шэш–дю, Шэш–сэ,
Джахар–шэш!
Шэш–бэш!
Дю–шэш!
Нет–нет, уважаемый фишкянин, это вовсе не ругательство, можешь на меня не обижаться и не кричать в ответ, что дескать: "Сам ты Дю–шэш!". Также можешь успокоиться, это и не заклинание в стиле "Авада Кадавра!" и махать волшебной палочкой произнося "Эксспекто Патронум!" тебе тоже не стоит.
Это парные комбинации чисел от одного до шести
Все началось с того, что шахиншаху Хосрову I Ануширвану (6 в. н.э.),
наряду со всякими дарами из Индии, Раджа выслал загадочную коробку "Чатранджа" с фигурками и доской в клеточку вместе с запиской на шелковом платке. Вот как описывает это событие Фирдоуси, в своей эпопее Шахнаме (Книге Царей, 10 в. н.э.):
Посланье, начертанное на шелку,
Являет посол и шатранджа доску.
Работой искусной дивила она,
Знать много казны поглотила она.
О деле так начал посол говорить:
«Сколь свод сей пребудет–владыке пребыть!
Пред теми, кто, век потрудясь, обрели
Познанья, шатрандж положить повели.
Дай время подумать мужам, обсудить
И сущность игры превосходной раскрыть.
Фигур имена и значенья найти,
Дом каждой, дороги движенья найти.
Узнают, что ̶ пешка, где воин и слон,
И Рух, и скакун, и каким наделён
Ферзь ходом и царь,–разгадают они.
Пошлём во дворец твой добром, не за страх,
Все выплаты, дань, как потребует шах.
Случится собранию мудрых невмочь,
Премудрости этой игры превозмочь,
Отступят в бессилье, пред знаньем смирясь–
Ни подать, ни дань да не требуешь с нас,
Но следом ответствуешь данью своей.
Нет выше, чем знанье, на свете вещей!»
Хосров, недолго думав на это сказал: "Challenge accepted!" — ведь кому как не Хосрову дерзать?! Конечно пришлось за это отдуваться визирю Хосрова, Бузурджмехру. Хороший был визирь, решил он задачу Хосрова в срок, разгадал всю мудрость шахмат и обыграл индусов в их же игре. И не только! В ответ на шахматы сей мудрец придумал свою новую игру, более "философскую".
Игра заключалась в передвижении шашек из одной части доски разделенной на две половинки в другую, сквозь 24 остановки, в соответствии с цифрами выпадавшими на костях (зарах). И все это имело глубокое значение, например:
а) Холодный рациональный расчет шахмат был дополнен волей случая, как это очень часто бывает в жизни — "Если хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах."
б) 30 шашек в общем — 30 дней и ночей,
в) Две кости — одна созвездия, другая небеса, вращение и комбинация которых определяла участь игроков,
г) Выбитые шашки — смерть, а их последующее возвращение на доску — воскрешение.
Новую игру Хосров выслал обратно Радже, взамен шахмат. Послушаем Фирдоуси:
К радже с ним сам–друг прибывает брахман.
Узрев пред собою владыку того,
Престол и венец над главою того,
Великого на пехлеви восхвалил,
Затем Нуширвана посланье вручил.
Приветствие шаха ему передал,
Раджа, скажешь, вешнею розою стал.
Потом разговор о шатрандже повёл.
Поведал радже, что уместным почёл:
О хиндских фигурах, доске, о царе,
Советниках мудрых при царском дворе;
Как с хиндской игрою поладил, в черёд
Пред взором раджи свои нарды кладёт
И молвит: «Послание время прочесть,
Да будем хранить справедливость и честь».
Раджа пожелтел, словно жаркая желчь,
Услышав о нардах и шахматах речь.
Раджа в свою очередь проиграл — трудно было решить задачу Хосрова и раскрыть секрет игры. Говорят что мудрецы Раджи на эту игру только ахали прикрывая рот ладошками от изумления (посмотрите на мудреца рядом с Бузурджмехром).
Новую игру, особенно такую, конечно стоило как–то назвать и ясно, что "как вы яхту назовете, так она и поплывет". Бузурджмехр с позволения Хосрова назвал игру "Нэв Ардашир", что в переводе означает "Благородный Ардашир" — в честь великого Ардашира (2 в. н.э.), первого шахиншаха династии Сасанидов, предка Хосрова. Со временем Нэв–АРДашир, стали произносить короче, согласитесь трудновато произносить, и название игры укоротилось до нард (как и называет их Фирдоуси) в следствии слияния этих слов. Всю эту историю Бузурджмехр увековечил в своей книге "Визаришн–и–Чатранг уд Нихишн–и Нэв–Ардашир" — "Описание Чатранга (шахмат) и Изобретение Благородного–Ардашира (нард)."
Важно то, что до изобретения нард были игры и похожие на нее . Например Греко–Римская "табула" (в переводе с греческого — доска), но так или иначе именно нарды вошли в историю и распространились по всему миру. Название табула осталось — так например нарды до сих пор называют турки или итальянцы.
Нарды считались игрой королей и часто использовались для предсказаний, благодаря своим "мистическим" свойствам. Далее нарды превратились в азартную, ставки игры по разным источникам менялись от баранов до прекрасных королев.
Из–за того их не раз запрещали, но куда там.
Напоследок я хотел бы пожелать тебе, дорогой фишкянин, удачи (а это в нардах — Дю Шэш, то есть 6:6) в этой игре под названием жизнь, ведь зары все еще вертятся и увы никто не знает что на них выпадет завтра!
Источник:
0 комментариев