Народный артист СССР, БССР - Николай Николаевич (старший) Ерёменко
Девятнадцатилетним юношей Николай Еременко окончил курсы младших лейтенантов и в 1942 году отправился воевать на фронт. Попав в плен, он четыре года провел в фашистских лагерях, и был освобожден лишь после победы. Фашистский плен обернулся молодому Еременко допросами чекистов, выбитыми зубами. Но это не поколебало его веру в Советскую власть… И в 1964г. вступил в члены КПСС.
В 1948 году Николай Еременко окончил театральную студию при Театре им. Я.Коласа в Витебске. До 1959 года он работал в этом театре, а с 1959 перешел в Белорусский академический театр им. Я.Купалы в Минске.
Начиная с 1960 года Николай Еременко начал сниматься в кино. Первой его большой работой стала роль советского офицера Алексея в киноромане "Люди и звери". Его герой попадает во время второй мировой войны в плен и, оказавшись в числе перемещенных лиц, не сразу решается на возвращение в СССР.
К началу 70-х Еременко снялся уже в десятке фильмов, среди которых были: историко-революционные ленты "Москва-Генуя" и "Крушение империи", приключенческая комедия "Музыканты одного полка", драме Валерия Исакова "Погоня".
В это время начинает сниматься и его сын, который довольно быстро становится известным и популярным. Первоначально и отец и сын писались в титрах просто - Николай Еременко. Но со временем зрители стали путаться. Еременко-младший вспоминал: "Отец рассказал мне такой курьезный случай: когда появился телевизионный фильм с моим участием "Красное и черное", к нему в Минске после пятой серии подошла женщина и на полном серьезе сказала, как он замечательно молодо выглядит в этой картине. Или наоборот: после "Вечного зова", где снимался отец, подходили ко мне с недоумением: "В титрах написано - Николай Еременко - все глаза проглядели, не можем тебя найти. Ты что, вырезан из фильма?" Чтобы каждый раз не объяснять, где какой Николай Еременко, мы стали писать: "старший" и "младший"".
Еременко-старший продолжал активно сниматься до начала 80-х. В военной киноэпопее "Солдаты свободы" он сыграл молодого Леонида Брежнева, в производственной драме "Молодость с нами" энергичного директора нефтезавода Колосова… Но, начиная с 80-х он практически перестает сниматься.
"Сын за отца"
Как рассказывал его сын, в 90-е годы Николай Еременко утратил интерес к работе. Это и не случайно - за плечами было прожито 70 лет, два перенесенных инфаркта, многое его не устраивало и в общественной жизни. Сын решил всколыхнуть отца, вдохнуть в него интерес к жизни, к работе. К тому же до сих пор они вместе ни разу не снимались в кино.
Еременко-младший решился снять фильм сам: "Говорю: "Давай кино снимать!" Он, понятное дело, ответил: "Ты что, с ума сошел? Еще мне не хватало в конце жизни облажаться!".
Сниматься в фильме сына Николай Еременко-старший все же согласился. И наверное, совсем не ожидал, что "Сын за отца..." станет для него мощной "терапией", которая оторвет его от кресла. После окончания съемок семидесятилетний актер забыл о болезнях, снялся еще в нескольких картинах, вернулся на театральную сцену, великолепно сыграв одну из главных ролей в английской пьесе "Костюмер", которая была отмечена призами на театральных фестивалях.
В последние годы жизни Николай Еременко работал на сцене Белорусского национального академического театра имени Янки Купалы. 8 июля он должен был принять участие в международном фестивале искусств "Славянский базар" в Витебске. Кроме того, актер планировал выступить на сцене родного Витебского театра и записать ряд телевизионных программ.
Много лет Николай Еременко был во главе Белорусского союза театральных деятелей. Благодаря усилиям этого неутомимого человека в республике была создана Белорусская конфедерация творческих союзов, которую он же и возглавлял.
30 июня 2000 года (на 74-ом году жизни) он внезапно умер от инфаркта. На последнем спектакле "Милый лжец", в котором играли он играл вместе со своей женой за три дня до смерти, было что-то необъяснимое: полный аншлаг, люди "висели" на люстрах, как будто пришли попрощаться с любимым актером. Потом все так и скажут: в этот день Николай прощался с Галиной Александровной и со зрителями.
Галина Александровна Орлова - актриса национального театра, народная артистка республики, жена Николая Еременко-старшего. Супруги любили и уважали друг друга. Еременко-старший был настоящим, глубоким и правильным человеком, таким же, как и его герои в кино, обреченные изменять жизнь к лучшему; Галина Александровна - женщиной строгой, но справедливой. Не случайно среди минской интеллигенции их семью называли идеальной. О них говорили как о людях очень гордых, которые никого не пускали в свой внутренний мир, семья для них была самым главным в жизни.
Николай Ерёменко был похоронен в Минске на Московском (Восточном) кладбище. Рядом с Николаем Ерёменко-старшим похоронен его сын Николай Ерёменко-младший, скончавшийся через 11 месяцев после смерти отца. Авторы памятника на их могиле - скульптор Геннадий Буралкин и архитектор Евгений Ковалевский.
0 комментариев