Канадец в 20 лет узнал, что он русский
Представь, что ты гражданин другой страны, например, Канады. Ты родился там, вырос, у тебя была традиционная канадская семья и барбекю по выходным. И вот в один прекрасный день твоих родителей забирает ФБР, ты узнаешь, что они на самом деле русские (а ты слышишь об этом впервые), и родина твоя вовсе не Канада, а Россия. Нет, это не сон и не детектив, это абсолютно реальная история про детей русских разведчиков.
Еще в далеком 2010 году разразился скандал с десятью российскими шпионами, которыхрассекретили в США, а затем обменяли на четырех американских заключенных. Если вам эта история ни о чем не говорит, то имя Анны Чапман вы наверняка слышали. Так вот она как раз была в числе этих десяти разведчиков. Только если про Анну Чапман знают многие, то судьбой других разведчиков мало кто интересовался.
А между тем относительно недавно британская газета The Guardian опубликовала историю о детях одной пары шпионов – Андрея Безрукова и Елены Вавиловой. О самом Алексее очень хорошо писал «Русский репортер», но об этом уже никто не помнит. Их дети, Алекс и Тим, родились в Канаде и имели канадское гражданство до тех пор, пока их родители не были разоблачены. В один момент парням полностью пришлось изменить свою жизнь и приехать в незнакомую для них Россию.
Чтобы вы понимали, их родители даже между собой никогда не говорили по-русски. Мальчишки даже догадаться не могли, что они по крови – русские. Отец был специалистом по прогнозированию, имел патенты, разработки. Когда Тиму было 5 лет, а Алексу – год, они с родителями переехали в США. Они никогда не видели своих бабушек и дедушек. Точнее, старший брат Тим когда-то видел, но после 11 лет они исчезли из его жизни. Как он сам предполагает, это потому что родственники не знают языка. Зато Алекс и Тим регулярно получали от родных посылки и фотографии. Родители говорили, что они живут в провинции Альберта недалеко от Торонто (что по климату очень похоже на Россию, поэтому фотографии не вызывали подозрений). И вот в один прекрасный день, в канун празднования 20-летия Тима (Алексу на тот момент было 16 лет) они внезапно теряют все: родину, друзей, дом, - "становятся русскими" и уезжают в Россию. В 2010 году парни получили российские паспорта – теперь они Тимофей и Александр Вавиловы.
Тим описывает свое детство как абсолютно нормальное: все члены семьи были очень близки, проводили время вместе, у родителей было много друзей. Он не помнит, чтобы они обсуждали Россию или Советский Союз; они никогда не ели русскую еду.
Второй брат – Алекс работает в Европе, в Россию приезжает, чтобы навестить родителей. Но он очень хочет вернуться в Канаду, чтобы продолжить образование. Он окончил Британскую школу бизнеса в Москве и дальше собирался учиться в университете Торонто. Он туда даже поступил, предварительно восстановив свидетельство о рождении и канадский паспорт, и даже получил студенческую визу от канадского посольства. Но через четыре дня его вызвали туда на срочное собеседование, которое производилось в весьма враждебном тоне, а затем на глазах Алекса его визу аннулировали. Затем он поступил в Лондонскую школу экономики, но снова были отказы в визе теперь уже от лондонского посольства. В итоге, он все же поступил в европейский университет.
Тим и Алекс не видят ничего плохого в России, но просто не чувствуют своей принадлежности к ней. Они даже собирались в путешествие в Россию как раз в тот год, когда произошло разоблачение родителей, но резко переезжать в такую далекую, и одновременно близкую для них, страну они были не готовы. Они не чувствуют себя русским и даже толком не говорят по-русски. «Я жил 20 лет как канадец и до сих пор верю, что я канадец. И ничто не может изменить мое мнение. У меня нет никакой привязанности к России, я не говорю на языке, у меня там почти нет друзей, я там долго не жил, и я не хочу там жить», - написал Тим в своих показаниях в суде.
Скорее всего, путь на одну родину - в Канаду - для Тима и Алекса будет закрыт навсегда, ведь там их знают как детей шпионов, а значит они тоже шпионы. Даже The Wall Street Journal писал о том, будто Тим в Москве отдавал честь, как российские военные. Но ФБР не дали комментариев для The Guardian по этому поводу.
Возможно, должно пройти еще 20 лет, чтобы Тим и Алекс влились в российское общество, завели семьи, нашли работу и, может быть, тогда они смогут понять и почувствовать Россию. Иногда переход из одной школы в другую или переезд из одного города в другой в рамках одной страны воспринимается достаточно болезненно, так как человеку заново приходится социализироваться. А здесь русские по происхождению, но канадцы по менталитету, внезапно обрели новую родину, в которой они вынуждены строить новую жизнь. А должны ли они вообще отвечать за жизнь своих родителей?
Источник:
46 комментариев
9 лет назад
- What?
- You know? You actualy RUSSIAN!
- Da nu nahuy?!
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Это неправда.
Принадлежность к той или иной этнической группе определяется культурой, а не генами. Семья влияет на то, к какой этнической группе (или группам, если родители имеют разную этническую принадлежность) отнесет себя человек. Но это влияние определяется не генами, а воспитанием, традициями общества, в котором человек вырос, языком, на котором он говорит, и многими другими особенностями культуры.
Разумеется, от родителей каждый получает не только язык и воспитание, но и гены. То, какие родительские гены достанутся ребенку, определяется при слиянии сперматозоида и яйцеклетки. Именно в этот момент формируется геном индивида — совокупность всей наследственной информации, которая во взаимодействии со средой определяет дальнейшее развитие организма.
Процессы изоляции отдельных групп, перемежающиеся миграциями и смешением народов, оставляют генетические «следы». Если число браков внутри группы превышает приток генов извне, то в такой группе накапливаются варианты генов, по спектру и частоте встречаемости отличающие ее от соседей.
Такие отличия выявлены при изучении групп населения, проживающих в разных регионах мира и имеющих разную этническую принадлежность. Поэтому анализ генома может показать, к какой группе относятся родственники и предки человека — в том случае, если эти более или менее отдаленные родственники уже были изучены популяционными генетиками и если при исследовании они указали свою этническую принадлежность. Но этот анализ не указывает национальность или этническую принадлежность самого владельца анализируемого генома — эта национальность может быть той же самой, что и у его родственников (особенно если это близкие родственники), но может быть и совершенно иной.
Национальность (или этническая принадлежность) не пришита к генам, это явление не биологическое, а культурное. Времена, когда считали, что этнос имеет биологическую природу, ушли в прошлое. Этничность, так же как и язык, не является врожденным признаком — ее обретают (или не обретают) в общении с другими людьми. Миф о том, что «кровь» или гены определяют национальность (или любые другие формируемые под влиянием культуры признаки), очень опасен. Его не раз использовали для манипуляций общественным сознанием, последствия которых варьировались от разной глубины дискриминации до геноцида.
Светлана Боринская
Доктор биологических наук, главный научный сотрудник лаборатории анализа генома Института общей генетики им. Н. И. Вавилова РАН.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена