Лучшие роли Александра Панкратова-Черного. В День рождения Актера
Александр Васильевич Панкратов родился 28 июня 1949 года в селе Конево Алтайского края. В детстве был очень смешным, поэтому мечтал о клоунаде, мать же категорически была против такого выбора, желая для сына военной карьеры. Чтобы стать артистом, ему пришлось тайком уехать из дома… Так он оказался в Горьком (ныне Нижний Новгород). Александр Васильевич рассказывает: «На вокзале меня остановила цыганка и как начала хохотать. Ну, я был очень смешной: в сандаликах на босу ногу, коротеньких штанишках, простроченных желтой ниткой, – самых лучших из “моего гардероба”. В руках – авоська, в которой рубаха скомканная белая, и в этой же рубахе – в газете завернуты сэкономленные в дороге полбуханки хлеба, огурец, пара яиц. Вот так я шел в артисты поступать... Цыганка говорит: “Мальчик, давай погадаю”. Я протянул руку, а сам другой рукой придерживаю трусы, где у меня пришитый сестрой потайной карманчик с десятью рублями. Ну, умора! Она говорит: “Хорошая у тебя будет судьба – все сбудется. Учиться поступишь. И потом все будет хорошо”. Так и случилось: я поступил». Будучи студентом Горьковского театрального училища, он немного изменил свою фамилию, добавив вторую часть – Черный, чтобы его не перепутали с однокурсником-тезкой.
В кино дебютировал в 1978-м, сыграв буровщика Сашку в 4-серийном историко-драматическом фильме «Сибириада».
О своей роли у Андрона Кончаловского актер говорит не без доли иронии: «В эпизоде, где меня придавливает нефтяной вышкой… Кругом должно было все гореть. Ну я же хитрый сибиряк: увидел, что огонь раскладывают в метре от меня, и заранее намочил валенки в луже. Андрон, как истинный реалист, говорит: “Саня, имей в виду, все должно быть по правде. Тебя надо вышкой придавить всерьез”. Меня основательно придавили – так, что я из-под нее вылезти самостоятельно не мог, пиротехники огонь запалили – ну и валенки у меня того... закипели. Я ору: “Мужики! Вытаскивайте!” Мат-перемат! И вижу, как Кончаловский большой палец вверх – мол, вот так! ...Когда меня вытащили, я, можно сказать, уже доходил. Подбежал к тому месту, где давеча лужа была, - хотел в ней валенки остудить, а там пусто. От огня в радиусе двухсот метров испарились все лужи! Так я по этому радиусу минут двадцать бегал. Андрон кричит: “Ну гениальный артист! Смотрите, из образа выйти не может!” Сейчас об этом вспоминать весело, а тогда было не до шуток».
А первую главную роль получил в музыкальной комедии «Мы из джаза» (1983). Его герой Степа Грушко, играющий на банджо, решил выступать в составе джаз-банда. Об увлечении этим стилем трудно рассказывать, надо смотреть и слушать.
Музыкальная роль у Панкратова-Черного и в мелодраме «Зимний вечер в Гаграх» (1985). Его герой Аркадий Грачев берет уроки степа у некогда первого чечеточника Беглова. Нагловатый молодой человек, приехавший покорять Москву своими «великолепными данными», имея в виду, прежде всего хорошо подвешенный язык и обаяние, он словно бы под воздействием интеллигентности мастера испытывает метаморфозу.
В конце фильма мы видим, какой великолепный танцор получился из Грачева. Актер вспоминает свою работу над ролью: «Помню я, как долго и мучительно репетировал чечетку “по-панкратовски”. Так одна бабушка с ведром в руках целый день наблюдала мои мучения и с жалостью спросила, сколько мне за это кидают денег. Я пошутил: мол, 27 копеек. Она тут же, приняв это всерьез, призвала одесситов скинуться мне по 3 рубля. Самое поразительное, что стали подходить люди, предлагать деньги. Но я отказался, конечно». Все это еще раз говорит о мастерском воплощении настырного характера.
В лирической комедии «Где находится нофелет?» (1987) Александру Васильевичу принадлежит роль бесшабашного Геннадия, дающего уроки своему двоюродному брату-холостяку, как закадрить девушку. Мастер охмурения, он очень убедительно сыграл эту роль. Его персонаж взят из жизни, человек неуемной энергии, фонтанирующий идеями, рот которого не закрывается ни на секунду.
В комедии «За прекрасных дам» (1988) запомнился актер в роли Виктора, грабителя-интеллигента.
В военной драме «Перед рассветом» (1989) его герой – блатной вор Васька Штырь, следуя по этапу в вагоне поезда, попавшего под бомбежку летом 1941-го, судом остается в живых. Война не спрашивает, какого ты уровня человек. Важно определить для себя, что значит для тебя Родина.
В боевике «Караван смерти» (1991) актеру принадлежит образ старшего прапора погранотряда Ивана Марьина, ветерана Афгана, бунтаря по натуре. Он единственный выжил в дикой схватке с диверсантами, вооруженными головорезами, заложниками которых оказались две девушки, приехавших на границу с археологической целью. Панкратов-Черный, ранее игравший преимущественно комедийные роли, достойно показал полный драматизма образ.
Интересен актер и в образе художника Зункова из мелодрамы «Вход через окно» (2002). Стареющий ловелас, пребывающий в одиночестве и вспоминающий былые дни, оказался в весьма пикантной ситуации. Однажды к нему пожаловали 4 дамы сердца.
В приключенческой комедии «Улыбка Бога, или Чисто одесская история» (2008) Панкратову-Черному принадлежит образ неудачника Рыжака.
В драме «Палата № 6» (2009) актер предстал в образе почтмейстера Михаила Аверьяновича, приятеля главного героя.
В приключенческо-драматическом сериале «Остров ненужных людей» (2011) Александр Васильевич сыграл Альберта Быкова, отчим Геннадия, бизнес-партнера главного героя. Бывший военный и выпивоха в экзотическом месте становится этаким философом, непохожим на себя прежнего.
В мелодраматическом сериале «Контуженный, или Уроки плавания вольным стилем» (2014) актер предстал в образе мэра города Андрея Андреевича Брускова.
Источник:
19 комментариев
9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена