"Как я летал на российских самолетах в Северной Корее": репортаж авиалюбителя
Рассказывает Энрике Перрелла: "Пхеньян, Северная Корея - не то туристическое направление, где собирать полетные мили, останавливаться в роскошных отелях или брать в аренду автомобили. Цивилизованная туристическая индустрия здесь не существует, а правила и законы заставляют вздрагивать от ужаса. По крайней мере, меня.
Но при этом я люблю авиацию и самолеты. В Северную Корею едет множество таких людей, как я - тех, кто хочет совершить скачок во времени и оказаться с банкой газировки в полете 20-летней давности. Авиапарк Северной Кореи - это советские самолеты 1960-х годов. Поэтому услуги северокорейской авиакомпании Air Koryo уникальны - и настоящие любители авиации не могут удержаться и не взглянуть на это!"
Незабываемое приключение на российских самолетах
"Я заплатил чуть больше 2 200 долларов, заказав семь полетов на российских и украинских самолетах в Северной Корее через лондонское туристическое бюро Juche Travel Services, которое специализируется на этом.
В цену были включены еда, перемещения по Северной Корее и размещение в отеле. Планирование северокорейской "одиссеи" было, мягко говоря, нестандартным: в JTS мне посоветовали выбрать туристическую страховку, включающую в себя "экстренный перелет" из Пхеньяна в Пекин на случай, если что-то пойдет не так. Также в отправленном мне туристическим бюро письме настоятельно рекомендовалось слушаться гида во всем, не делать фотографий без его ведома и уважать убеждения жителей страны. Утверждалось также, что визиты журналистов и граждан Южной Кореи не приветствуются - я подходил под первую категорию.
Большинство авиаэнтузиастов, записавшихся в тур вместе со мной, ехали уже не в первый раз. Лишь 30% из них были американцами, как я.
Чарльз Кеннеди, наш гид австралийского происхождения, смотрел на Северную Корею позитивно, считая ее направлением, где туристы могут увидеть нечто уникальное. "Это мой 14-й тур в Северную Корею", - сообщил он мне на стойке регистрации в Пекине. - "После того, как я столько раз побывал там, я чувствую себя ответственным за корейцев, у которых отвратительный имидж в СМИ, но сами они добры и любопытны".
Перелет в Корею: бургеры Koryo Burger и пропаганда прямо во время полета
"Экипаж северокорейского самолета поприветствовал нас при посадке в Пекине сухими улыбками. Мы сели на свои места и приготовились к рейсу в Пхеньян.
Я ожидал более устаревшего и шумного самолета, но в Ту-204 было довольно тихо, и состояние его казалось хорошим. Посреди полета нам предложили сок и воду, а также бургеры Koryo Burger - из сомнительного мяса, но довольно вкусные. Бортпроводники с улыбками обслуживали нас. За просмотром эксцентричных пропагандистских видео, демонстрировавших грандиозные достижения северокорейских лидеров, полтора часа полета пролетели незаметно. Вскоре показалась земля. Посреди грязных дорог, сельских домиков и полей стояло здание аэропорта Пхеньяна; в нем мы и приземлились.
В роскошном, но почти пустом аэропорту мы увидели множество магазинов и киосков и даже несколько функционирующих ресторанов. Паспортный контроль мы прошли быстро, но на таможенном контроле меня попросили открыть iPad, и таможенник сразу просмотрел мои фото и видео. Он проверил каждое изображение, каждые папку и файл - и отпустил меня.
В Северной Корее за нашими действиями постоянно наблюдали, и северокорейские гиды внимательно прислушивались к нашим разговорам.
Наш первый ужин в Koryo Hotel был съедобным, но не очень-то аппетитным: в основном овощи, дефицит белка, главным образом жареная еда. Вообще сложно было понять, что именно мы едим, на протяжении всего тура: склизкая и безвкусная еда не поддавалась идентификации".
1. Полет 1: тур начинается с "безумных гармоний"
"Первый рейс был забит под завязку: лететь мы должны были на самолете времен Холодной войны - Ил-62. Он отличается четырьмя двигателями Д-30КУ и необычным Т-образным хвостом. Увидеть его с близкого расстояния и даже подняться на его борт - это удивительный опыт! Это, кажется, последний Ил-62 в гражданской авиации всего мира. Он прибыл в Северную Корею в далеком 1979 году. "Ил-62 - настоящий флагман советской эпохи", - сказал Кеннеди.
После посадки множество пассажиров устремились к местам в хвосте салона, чтобы послушать шум двигателей. "Для любителей авиации звуки Ил-62 - это безумные гармонии, истинная музыка", - объяснил Кеннеди. Авиалюбитель из Италии Паоло Лоати горячо согласился с ним: "Я сел на место под номером 27А, чтобы слышать все четыре двигателя. Этот шум способен повергнуть вас в настоящий экстаз!"
Когда мы поднялись над Пхеньяном, и табло "Пристегните ремни" погасло, началась настоящая фиеста: пассажиры встали и начали фотографировать салон, включая его "секретное" отделение, где хранились черные ящики.
Приземлившись в Вонсане, на северо-востоке страны, мы ринулись фотографировать самолет".
Полет 2: ревущее 200-тонное чудовище
"Во время возвращения в столицу нам пришлось полететь на еще более необычном самолете. Это был не гражданский и не военный самолет - это было грузовое судно Ил-76, один из последних советских грузовых самолетов, произведенный в 1990 году. Сейчас большинство авиалюбителей могут лишь мечтать о полете на таком.
Шумные двигатели Д-30 мы услышали еще на трапе - турбины в буквальном смысле ревели, и вибрация передавалась нашим скелетам. Внутри у самолета были длинные скамьи вдоль фюзеляжа; предполагалось, что пассажиры будут опираться прямо на стены салона. Четыре двигателя начали работать на полную мощность, и самолет взлетел.
Сложно сказать, где именно мы летели - окна в самолете были очень маленькими. В кабине пахло старым двигателем и грязными инструментами.
"Ил-76 не предназначен для пассажиров", - сказал Кеннеди. - "Этот шум - не для человеческих органов чувств".
Кеннеди сравнил перелет на Ил-76 с шумом в метро, "но таким, как если бы вы были с наружной стороны вагона".
Двигатели умолкли, лишь когда 200-тонное чудовище коснулось земли, и для всех нас это было настоящим избавлением".
Полет 3: Плавный-134
"Произведенный в 1984 году самолет "Туполев-134", использующийся Air Koryo, был одним из последних сошедших с конвейера самолетов этого типа. Он был одним из самых удачных творений конструктора Туполева. Как сказал Кеннеди, на нем тренировали военных летчиков в СССР.
В салоне Ту-134 можно было стоять, хотя сиденья и были немного узкими.
Рон Левин, любитель авиации из Бостона, который, как и я, приехал в КНДР первый раз, отметил "плавные и мягкие" характеристики Ту-134".
Полет 4: разозлить власти
"Следующим нас ожидал полет на одном из самых новых самолетов КНДР - Ан-148 2015 года. Этот украинский самолет был произведен в соответствии с западными требованиями и способен вместить до 85 пассажиров. LED-лампочки, экраны, комфортные сиденья - все это давало ощущение настоящего западного комфорта.
Полет был мягким, а двигатели - достаточно тихими, чтобы сказать, что они соответствуют современным стандартам.
Тем не менее, благодаря северокорейским властям, мой личный полет был не очень-то приятным. Я прикрепил свою камеру GoPro к окну и начал снимать полет, когда ко мне подскочил северокорейский гид и закричал: "Это же GPS!" Он потребовал показать все видео и фото, которые я сделал. К счастью, один из худших моментов в моей жизни закончился лишь дрожью и головной болью".
Полет 5: один из самых удачных советских самолетов своего времени
"Новый день и новый полет - на этот раз на одном из лучших советских самолетов. Ан-24 - одно из лучших детищ его конструктора: всего таких самолетов было произведено чуть более 600, и созданы они были для работы в самых тяжелых условиях, таких, как лед и грязь.
"Настоящая рабочая лошадка", - сказал Кеннеди, когда мы шли в хвост самолета. - "Удобный, простой, надежный, может садиться и приземляться где угодно, и при этом пассажирам в нем комфортно".
50-летнее воздушное судно на момент полета было в отличном состоянии. Деревянные надстройки и откидные двери в нем - наследие советской эпохи. Окна во время полета были полностью занавешены синими занавесками, контрастирующими с белым салоном.
Самолет приятно удивил всех тем, как тихо и стабильно работают его двигатели. Взлет был необычайно тихим, и для советского самолета Ан-24 отлично справлялся с облаками и турбулентностью".
Полет 6: бывший самолет северокорейских ВВС?
"Пожалуй, именно за полетом на этом самолете охотятся все любители авиации. Ил-18 - одна из настоящих "жемчужин" Северной Кореи. Именно она позволила северокорейским авиалиниям открыть прямой маршрут в Москву. Это последний Ил-18, использующийся для коммерческих целей где-либо в мире.
Когда наша группа высадилась из автобуса перед великолепным Ил-18 с его голубыми пропеллерами и безупречно отполированным фюзеляжем, мы не удержались от аплодисментов. Именно этот самолет был причиной приехать для многих из нас.
Один из гидов сказал нам, что этот самолет был личным подарком самому Ким Ир Сену. Сегодня он используется для регулярных рейсов.
У Ил-18 достаточно комфортный и просторный салон. Самая привлекательная деталь в нем - конечно, его голубые пропеллеры, которые работали невероятно тихо и стабильно. "Грациозная птица, которая ничего не делает в спешке", - сказал Кеннеди".
Полет 7: мечта всех авиационных гиков
"И вот пришло время последнего полета - того самого, которого мы ждали с особенным волнением. Ту-154 - самолет с тремя двигателями и Т-образным хвостом, который впервые взлетел в 1968 году. Он стал одним из лучших советских самолетов - и первым реактивным самолетом в Северной Корее.
Оказавшись внутри, мы немедленно ринулись к двигателям - слушать, как они работают. Пассажиры даже спорили о том, кто займет лучшие места!
Мы завороженно следили за "историей успеха" советской авиации, будто разворачивавшейся на наших глазах. Некоторые из нас фотографировали каждый дюйм салона, другие спали под шум двигателей.
Когда наша авиаодиссея подошла к концу в конце этого полета, некоторые из нас начали плакать".
Смешанные чувства
"Помимо авиационных впечатлений, у нас остались впечатления и от Северной Кореи в целом - это огромные и грязные поля, и это страна, где бедность и рабский труд остаются нормой. Автоматизации труда в сельском хозяйстве нет и в помине. Даже мостовые выстилаются вручную! Сердце сжималось, когда мы видели, как сотни людей вручную мостят дороги или подстригают траву ножницами.
Нам нельзя было фотографировать все это. Зато можно было кланяться статуям северокорейских лидеров - семь раз. Нам казалось, что нас унижают специально, вовлекая во всю эту идиосинкразию.
На самом деле это одно из самых сложных физически, ментально и эмоционально путешествий, в которых мне довелось принять участие.
Вернусь ли я? Сомневаюсь. По крайней мере, до того момента, как эта страна откроется миру. Но должен сказать, что семь полетов сделали каждую минуту моего путешествия бесценной".
Источник: — переведено специально для fishki.net
113 комментариев
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена