Культовые киношные места Москвы
Сибирский цирюльник (1998)
Масленицу с блинами, водкой, катанием с гор и кулачными боями снимали на Новодевичьем пруду. Деревянные ярмарочные декорации были построены прямо на льду.
На Соборной площади снимали сцену военного парада с участием императора Александра III. Кстати, для съемок фильма по просьбе режиссера Никиты Михалкова не только разрешили проложить через Иверские ворота Кремля рельсы, чтобы пустить конку, но и отключили внутреннее освещение кремлевских звезд. До этого такое было сделано лишь однажды — когда началась Великая Отечественная война.
Брат-2 (2000)
Данила едет на эфир в «Останкино» и рядом с прудом видит съемки: актер на фоне черного джипа читает стихотворение Лермонтова. Сцену снимали у Останкинского пруда.
После эфира Данила с фронтовыми друзьями отправляется в «Сандуны».
В одной из сцен брат Данилы Виктор под песню «Вечно молодой, вечно пьяный» идет по Красной площади мимо Мавзолея в направлении Исторического музея, где и встречается с Данилой.
Расправившись с бандитами Белкина, братья шагают по Яузскому бульвару. В кадре виден дом на пересечении бульвара и Подколокольного переулка, который украшают две скульптуры. Что интересно, шахтер помимо отбойного молотка держит в руках книгу, а у колхозницы кроме снопа сена есть еще и винтовка. По замыслу авторов это должно символизировать то, что советскому человеку все по плечу.
Перед отъездом в Америку Данила приводит Ирину на набережную Тараса Шевченко. «А че ты меня сюда притащил?» — спрашивает она. Он отвечает: «Красиво».
Тот самый научно-исследовательский институт киноискусства на Дегтярном переулке, 8. В "Брате-2" это банк "Николаевский", которым руководит финансист с криминальными связями Белкин.
Блондинка за углом (1984)
Герои Андрея Миронова и Татьяны Догилевой работают в продуктовом магазине. Основные интерьерные съемки проходили в ленинградском универсаме «Южный», но экстерьеры и некоторые интерьеры снимались в московском магазине на Отрадной улице. В 1984 году это был обычный универсам, сейчас — сетевой магазин.
Джентльмены удачи (1971)
В одной из сцен сбежавшие из тюрьмы преступники ездят по Москве в поисках нужного дома, и у них есть ориентир: рядом был «мужик в пиджаке» и «дерево». «Мужиком в пиджаке» оказался памятник Лермонтову. А «дерево» находилось в другом конце Москвы — в витрине магазина «Цветы» на Пречистенке, который сейчас снесен.
Берегись автомобиля (1966)
Любительский театр, в котором режиссер в исполнении Евгения Евстингеева ставит «Гамлета» с Деточкиным — Смоктуновским и Подберезовиковым — Ефремовым в главных ролях, снимали в доме культуры завода «Каучук». Сейчас по этому адресу расположены другие развлекательные заведения. Но вход в ДК снимался в другом месте — в Одессе.
Отсидев положенный срок, Деточкин возвращается на свободу. Он выходит навстречу троллейбусу, за рулем которого сидит Люба, и произносит свою знаменитую фразу. Снимали финальную сцену недалеко от метро «Парк культуры».
12 стульев (1971)
Прибыв в Москву, концессионеры останавливаются в общежитии студентов-химиков имени монаха Бертольда Шварца. Здание, которое выступало в этой роли, сохранилось до сих пор, на Староконюшенном переулке.
Поэт, автор эпопеи про Гаврилу, Ляпис Трубецкой живет на Малой Молчановке в знаменитом доме со львами, который не раз был увековечен в кино. Вход в него украшен каменными фигурами львов. Поначалу они держали в лапах щиты, но к моменту съемок «12 стульев» их уже не было. Историки до сих пор спорят, куда они исчезли. По одной версии, львов уронили, когда во время войны перетаскивали в бомбоубежище, по другой — щиты демонтировали, обнаружив на них какие-то масонские символы. Ближе к истине первая версия, поскольку, если обратить внимание, в фильме у львов также отсутствуют зубы и некоторые лапы. Сейчас фигуры отреставрированы и все, в том числе щиты, на месте.
Здесь, на углу Воронцова Поля и Подсосенского переулка, с товарищем Бендером произошел неприятный инцидент, о котором было напечатано в газете: он попал под лошадь. Сейчас вместо булыжной — мостовой асфальт, и лошади по нему уже не ездят.
В конце фильма действие переносится в 1970-е, где осовременившиеся герои идут на премьеру «12 стульев». Снимали ее в кинотеатре «Россия». Долгое время в этом кинозале действительно проходили громкие кинопремьеры. Но с 2012 года в его здании находится театр «Россия», где идут мюзиклы.
Офицеры (1971)
Дом со львами, где живет поэт Ляпис Трубецкой из «12 стульев», играет в «Офицерах» важную роль. У его дверей Трофимов впервые встречает Любу и спасает ее от бандитов. А спустя много лет они приходят туда с внуком, который обращает внимание на то, что у львов нет клыков. Для первой сцены им изготовили бутафорские зубы (и щиты), чтобы потом показать, как фигуры изменятся со временем.
В конце фильма "Офицеры" герой Василия Ланового служит в Москве в военном ведомстве. В одной из сцен на скамейке возле него герой спустя много лет встречает Любу. Эпизод снимали рядом с химическим факультетом МГУ, который выступил в роли военного штаба.
Иван Васильевич меняет профессию (1973)
В доме, который из-за его ломаной конфигурации называют пьяным, живет изобретатель Шурик Тимофеев. В одной из сцен Иван Грозный, которого он с помощью машины времени перенес в 1970-е, выходит на балкон и, озирая окрестности, произносит знаменитую фразу: «Красота-то какая! Лепота!» Здесь мы видим чудеса монтажа: перед нами панорама Москвы-реки, снятая с высотки на Калининском проспекте (современный Новый Арбат).
Ирония судьбы (1975)
3-й улицы Строителей, на которой живут Женя Лукашин и Надя Шевелева, на самом деле нет ни в Москве, ни в Петербурге, а уж тем более в Ленинграде. Точнее, в столице она была с 1958 по 1963 год, так называлась улица Марии Ульяновой. Оба дома снимали в Москве на проспекте Вернадского. Кстати, типовыми они не были: таких домов было построено всего три. Рядом с Жениным домом в кадре мелькает храм Архангела Михаила. Раньше он обслуживал приход села Тропарево, которое относилось к владениям Новодевичьего монастыря, отсюда необычный для сельской местности барочный стиль. Для съемок на нужный подъезд была повешена бутафорская табличка «25». А сейчас рядом с ним возведена кирпичная пристройка Театра на Юго-Западе.
Служебный роман (1977)
Учреждение, в котором работают герои фильма, снимали на Петровке. Сейчас в этом здании расположено Федеральное агентство морского и речного флота.
Улица Тверская, 9. В этом доме живет соперник Новосельцева Самохвалов в исполнении Олега Басилашвили.
Эпизод, в котором Калугина плачет на крыше и жалуется Новосельцеву на жизнь, снимали в другом месте — в доме 10 по Большому Гнездниковскому переулку. Когда-то он был знаменит на всю Москву своей плоской крышей. В начале прошлого века на ней был ресторан, в котором устраивались модные тусовки с видом на Тверскую улицу, а при ресторане был кинотеатр. В 1915-м в доме открылась киностудия, и на крыше был съемочный павильон. После революции «крыша» сохранила за собой статус аттракциона. После войны в доме располагался детский сад, и детишки ходили гулять на крышу. Увы, сегодня проход на крышу закрыт. Недавно ее чугунное покрытие заменили на новое, из другого материала, и находиться на ней стало небезопасно. А в доме теперь находится Учебный театр РАТИ.
Операция "Ы" (1965)
Остановка «Трикотажная фабрика», на которой Шурик мокнет под дождем и никак не может попасть в автобус номер 13, снималась на улице Тимура Фрунзе рядом с домом 5/2 по Комсомольскому проспекту. На заднем плане виден храм Николая Чудотворца в Хамовниках, известный своей «падающей» колокольней. Автобусы в этом месте никогда не ходили, остановка бутафорская.
Строительство жилого квартала, на котором хулиган Федя отрабатывал под руководством Шурика 15 суток, снято в застраивающемся тогда районе Свиблово. Панорамная съемка велась с крыши восьмиэтажного дома 3 по улице Седова. Кстати, на дальнем плане видна усадьба «Свиблово».
Политехнический институт, в котором учатся Шурик и Лида, снимали в Институте элементоорганических соединений им. Несмеянова. Его можно узнать по крыльцу с фигурной крышей. А вот ведущую к институту аллею снимали уже на «Мосфильме».
Перед экзаменом Шурик в поисках нужного конспекта заглядывает во все книги, которые попадаются ему на пути. В том числе в огромную книгу, которую держит каменный юноша. На самом деле это статуя «Студент с книгой» работы Веры Мухиной, автора знаменитых «Рабочего и колхозницы». А расположена она у входа Главного здания МГУ.
Базар, на котором всем известная троица Трус, Балбес и Бывалый торгуют ковриками с русалками, глиняными кошками и петушками на палочке, снимали на знаменитом на всю Москву Тишинском рынке, где, по воспоминаниям современников, можно было купить что угодно. На его входе повесили бутафорскую вывеску с другим названием. А сейчас на этом месте торгово-выставочный комплекс «Тишинка».
Курьер (1986)
Фильм начинается с развода родителей Ивана. И хотя председатель оглашает решение от имени Гагаринского районного суда, в кадре мы видим здание Хамовнического. (Здесь же слушалось дело героя «Мимино».)
Встретив в метро своего друга Базина, Иван едет с ним кататься на скейте на Воробьевых горах. Они и сегодня остаются излюбленным местом скейтеров, роллеров и велосипедистов.
Клуб, в который Иван приводит Катю, и где играет знаменитая "212-85-06" от "Аквариума" (хотя на дискотеках под БГ никто не танцевал) снимался в кафе «У Фонтана» в Олимпийской деревне — культовом месте 1980-х. Здесь можно было играть любую модную музыку, а вот алкоголь был строго запрещен (из-за молодежного статуса кафе), подавали только молочные коктейли и мороженое, из-за чего заведение получило второе название — «Молоко». В то же время это место облюбовали фарцовщики, и обстановка здесь была не самая спокойная. Сейчас в этом здании находится торговый центр.
Катя учится на филологическом факультете МГУ. В одной из сцен Иван ждет ее у Главного здания. В кадр попала огромная статуя студентки с книгой. Ее «напарника» с другой стороны входа мы видели в «Операции «Ы».
Вот как раз во дворе этого дома на Довженко, 12, в конце "Курьера" танцевали брейк-данс.
Ночной дозор (2004)
В начале фильма жена Антона с любовником катаются на теплоходе. Действие происходит на Химкинском водохранилище: в кадре видны дома по улице Свободы.
Подросшего Егора, сына Антона, мы видим плавающим в бассейне «Чайка». Затем он выходит из него, идет мимо Крымского моста и спускается в метро «Парк Культуры».
Сосед Антона, которого сыграл Валерий Золотухин, работает мясником на Рижском рынке, и Антон ходит к нему пить кровь. Рижский рынок существует до сих пор, сменив профиль, и сейчас популярен среди москвичей цветочной торговлей.
Из метро Егор выходит на станции «Свиблово», и Антон идет за ним. Но его останавливает милиционер и проверяет документы: ему кажется, что он пьян. Антон честно говорит, что напился крови, и в итоге содержимое его желудка оказывается на стене входа в метро.
Горсвет (Орликов переулок, 1/11). Организацию «Горсвет», где работает руководитель Ночного дозора Гесер, снимали в здании Министерства сельского хозяйства РФ.
Падение самолета (перекресток улиц Сущевская, Тихвинская и Палиха). Происходит это недалеко от метро «Новослободская».
Дневной дозор (2005)
По сюжету глава Дневного дозора Завулон устраивает для Егора праздник, на который приглашает Темных. Среди них оказывается немало известных людей. А местом проведения слета темных сил стала гостиница «Космос».
Стиляги (2008)
В конце фильма стиляга Мэлс выходит на Тверскую улицу и шагает в сторону Кремля, попадая из 1950-х в современность. По дороге к нему примыкают представители различных молодежных субкультур. В обычный день по Тверской так не погуляешь: для съемок с трудом получили разрешение перекрыть улицу с четырех до восьми утра.
Метро (2012)
В фильме фигурирует несуществующая в реальности станция «Садовая». В роли ее входа выступило офисное здание на Зубовской площади. А подземные сцены в снимались в самарском метро.
Шпион (2012)
В одной из сцен Дорин и Октябрьский идут в ресторан «Метрополь». Там Октябрьский в исполнении Федора Бондарчука танцует зажигательное танго с красоткой из-за соседнего столика. Съемки велись ночью, когда в ресторане нет посетителей.
Москва слезам не верит (1979)
Героини прогуливаются по Тверской мимо витрин с вывесками «Всем давно узнать пора бы, как вкусны и нежны крабы», а потом мы видим их рядом с Театром киноактера, где Киса Воробьянинов потрошил последний стул. На этот раз здесь снимали красную дорожку Фестиваля французского кино. В середине прошлого века в Театре киноактера действительно часто устраивались подобные мероприятия.
На этой станции впервые встречаются Людмила и Гурин. В этой сцене есть киноляп: когда в поезде Людмила читает, а Гурин наблюдает за ней, за окном поезда видно название следующей станции, и ею оказывается «Охотный Ряд», от которой до «Новослободской» по прямой не доедешь. Кстати, во время съемок станция «Охотный Ряд» называлась «Проспект Маркса», прежнее название ей вернули лишь в 1990-м. Возможно, Владимир Меньшов хотел засветить в фильме старое название, чтобы подчеркнуть, что действие происходит в 1958-м.
В одной из сцен Людмила, хвастаясь тем, что достала пропуск в научный зал Ленинской библиотеки, говорит: «Представляешь, какой там контингент? Академики, философы…» А когда Катерина спрашивает: «Ну и что ты там будешь делать? Смотреть, как они читают?», отвечает: «Много ты понимаешь! Там еще курилка есть!» И идет в библиотеку в надежде поймать выгодную партию. Сегодня Ленинка называется Российской государственной библиотекой, а за женихами туда уже давно не ходят.
Богатая родня главной героини живет в знаменитой высотке на площади Восстания (сейчас она называется Кудринской). Правда, внутри показано фойе не менее знаменитой высотки на Котельнической набережной, она узнается по барельефу над лифтами.
Сцена, когда Катерина сообщает Рудольфу о беременности, а он предлагает расстаться, происходит на скамейке Гоголевского бульвара недалеко от метро «Кропоткинская». (В кадр попал дом 10 по Гоголевскому.) Здесь же герои встречаются спустя 20 лет. Сейчас в доме 10 расположен Музей современного искусства, а рядом с ним в 2007 году был установлен необычный памятник Шолохову, прозванный в народе «Мазай и зайцы».
Дочь Катерины Александра появилась на свет на улице Фотиевой, 6. Кстати, по этому адресу находится настоящий роддом №25. И что интересно, он был открыт как раз в 1958 году, когда начинается действие фильма.
Сделав карьеру на заводе, Катерина поселяется в одном из так называемых генеральских домов на Мосфильмовской. Они предназначались для советской номенклатурной элиты, и квартиры там отличаются особым простором и комфортностью.
Людмила трудится в химчистке. Снималась она в настоящей химчистке на улице Алабяна. Кстати, в этом доме до сих пор находится прачечная.
По дороге от любовника Катерина сама себе покупает цветы, а происходит это у бассейна «Москва». Это был уникальный бассейн, плавать в котором можно было даже зимой за счет подогрева воды. Сейчас на этом месте находится храм Христа Спасителя, который в 1931-м взорвали по приказу Кагановича, а восстановили в 1997-м по проекту Зураба Церетели.
Покровские ворота (1982)
Дом у Покровских ворот (Нащокинский переулок, 10; угол Краснопролетарской улицы и Оружейного переулка). В конце XVI века Москву окружили оборонительной стеной, потом город расширялся, укрепления стали неактуальными, и их разобрали, но площади, на которых были ворота, сохранили свои названия. Так вот дом на Нащокинском не снесен, как показано в фильме. К нему пристроили еще один этаж и мансарду, перелицевали фасад, так что он стал совсем неузнаваемым. И не пытайтесь искать рядом с ним гипсового пионера: киношники одолжили его в каком-то другом дворе. А вот интерьерные сцены снимались в другом месте: по внутренним лестницам видно, что в доме больше двух этажей. Дом, который ломают в начале и в конце фильма, располагался в другом месте. В кадр попадает дом 8 по Садовой-Каретной улице, значит, здание должно было стоять на углу Краснопролетарской улицы и Оружейного переулка. Если посмотреть старые фотографии, на этом месте действительно можно увидеть трехэтажный домик. В нем располагался трактир Сорокина, который попал в исторические фотоальбомы из-за того, что во время уличных боев 1905 года в него угодил снаряд и пробил дыру в фасаде. Сейчас на этом месте пустырь.
Прогулка Хоботова и Людочки (Казакова, 15; улица Каретный Ряд, 3)
Герои встречаются у больницы, где работает Людочка (здание с огромными белыми шарами при входе — дом 15 по улице Казакова, где расположен Университет по землеустройству), и идут гулять в сад «Эрмитаж». Сегодня он изменился, но по-прежнему пользуется популярностью у москвичей.
Каток, на котором катаются герои фильма, снимали на Патриарших прудах. В кадр попал расположенный здесь павильон, построенный для отдыха трамвайных работников. (Вокруг Патриарших были трамвайные пути.) В фильме снимался первый деревянный павильон, а в 1985 году вместо него построили каменный. На Патриарших и сегодня зимой работает каток.
В день свадьбы Маргариты Павловны и Саввы Игнатьевича их друзья с утра идут на рынок за продуктами для праздничного стола. Отправляются они на базар рядом с цирком на Цветном бульваре, который во время съемок еще работал. В ларьке у цирка Велюров берет кружку пива. Дальше герои идут по Цветному бульвару мимо скульптуры «Песня». Три крестьянки, поющие во время работы, и сейчас стоят на бульваре. Говорят, скульптор специально оставил между первой и второй девушками чуть больше места, чем требовалось, чтобы можно было красиво сфотографироваться. Потом герои отправляются на Рождественский бульвар. Там кинематографисты поставили еще один пивной ларек, возле которого Велюров произносит знаменитую фразу: «Я тоскую, как Блок. Наяда исчезла».
Костик и Рита в "Покровских воротах" перемещаются по городу по странной траектории. Встречаются они у памятника Пушкину. Потом оказываются на Таможенном мосту через Яузу (мост красивый, но его окрестности для романтических прогулок непригодны), и вскоре мы видим их у высотки на Котельнической, где живет Рита. Здесь она дает Костику инструкции перед знакомством с родителями. Становится понятно, что девушка не из простой семьи.
Больницу, из которой сбегает Хоботов, снимали в усадьбе «Высокие горы» на Земляном Валу. Это малоизвестная усадьба, но у нее есть уникальная особенность: обычно во дворцах два фасада (парадный и садовый), а у «Высоких гор» — три. Во второй половине XIX века усадьбу собиралась купить императорская семья, но сделка не состоялась. Парк красивый, с чугунными статуями львов и грифонов, беседками и фонтаном. Сохранился и грот, в котором Велюров рассказывает «историю, леденящую кровь»: «Под маской овцы скрывался лев». А еще отсюда открываются потрясающие виды на Яузу. Сейчас здесь находится Центр спортивной медицины, но в парке гуляют и жители окрестных домов.
Карнавал (1981)
В одной из сцен Нина идет мимо цирка на проспекте Вернадского. Остановившись, она достает из сумки орехи, набивает ими рот и начинает произносить скороговорки — так героиня, готовясь к поступлению в театральный, тренирует дикцию.
В Москве Нина ночует в школе: помогает дворничихе убирать территорию, а за это та ей сдает комнату с раскладушкой. У школьного крыльца в одной из сцен Нина подметает улицу. В роли жилища героини выступила школа № 518. Она существует по сей день. Правда, огромных вазонов у крыльца, у одного из которых в фильме примостилась влюбленная парочка, уже нет.
В конце фильма Нина и Николай гуляют по городу и, поскользнувшись на мосту, скатываются с него. Падают герои на Салтыковском мосту через Яузу. По сюжету он находится рядом со школой, где живет Нина, а на деле — далеко, в Лефортово.
Кин-дза-дза (1986)
Отправившись в булочную, дядя Вова столкнулся с инопланетянином, и с этой встречи началось его межпланетное путешествие. Булочная располагалась в доме 28 по Калининскому проспекту (современный Новый Арбат), сейчас там ресторан. А космический странник стоял на углу дома 26.
Цирк (1936)
В фильме, где Любовь Орлова сыграла американскую циркачку с чернокожим ребенком, есть смешная сценка: Скамейкин с негритенком на руках пытается взбежать по идущему вниз эскалатору. Эпизод снимали на станции «Охотный Ряд». И, кстати, это был первый в истории кино случай, когда съемочная группа спустилась в подземку.
Волга-Волга (1938)
Герои фильма плывут в Москву на конкурс художественной самодеятельности. В столицу они прибывают через Северный речной вокзал. Для съемок режиссеру Григорию Александрову разрешили украсить его главный вход приветственными транспарантами. Кстати, в сцене, когда Дуня подплывает к Речному вокзалу и слышит, как ее песню поют и играют все вокруг (листки с нотами случайно разлетелись по воде), есть маленький киноляп: идущий по берегу оркестр на самом деле марширует по далекой от этого места Пушкинской набережной. Ее можно узнать по бронзовой фигуре мальчика с рыбой. Раньше две такие скульптуры стояли в Нескучном саду.
Подкидыш (1939)
От этого здания начался маршрут убежавшей из дома девочки Наташи. Дом легко узнать по объемным фигурам зверей на фасаде. Такая красота появилась не случайно. Раньше это был доходный дом расположенной неподалеку церкви Троицы на Грязях. Поэтому архитектор стилизовал фасад под древнерусские храмы.
Рядом с кинотеатром «Колизей» Наташа с другими детьми сначала читают газеты на стендах, а потом спорят из-за воздушного шарика. Сейчас в этом здании расположен театр «Современник».
Светлый путь (1940)
Героиня Любови Орловой проходит путь от уборщицы на ткацком заводе до ударницы производства. Ее награждают орденом и приглашают во дворец. В одном из его зеркал героиня разговаривает со своим отражением и спрашивает, что будет дальше. Чудесным образом девушки оказываются в кабриолете и (за 70 лет до «Черной молнии») совершают полет над городом. Стартуют они на Красной площади, а возвращаются на ВСХВ, облетев скульптуру «Рабочий и колхозница». В фильме интересно посмотреть на 25-метровую статую Сталина, простоявшую у павильона «Космос» до 1951 года.
Летят журавли (1957)
Это место стало в фильме пунктом сбора добровольцев, уходящих на фронт. Борис и Вероника так и не смогли отыскать друг друга в толпе и попрощаться. Сцена исторически достоверна: в июне 41-го в школе №644, которая тогда располагалась в этом здании, формировался истребительный батальон Куйбышевского района, и от ее ворот солдаты действительно уходили на войну. А сейчас по этому адресу находится педагогический колледж.
В фильме есть сцена: Вероника проходит по Болотной площади, на которой установлены противотанковые ежи и баррикады из мешков с песком. Так во время войны москвичи обороняли город. А сейчас Болотная — место сбора неформальной молодежи и проведения митингов.
На Белорусском вокзале снимали возвращение солдат с фронта. Вероника, узнав, что Борис погиб, начинает раздавать принесенные ему цветы всем вокруг. Эта сцена вошла в историю мирового кинематографа, а фильм получил главный приз Каннского фестиваля.
Бриллиантовая рука (1968)
Фильм о советских контрабандистах снимали в основном в Сочи и Баку, но некоторые сцены — в Москве. Например, эпизод, когда Горбунков на лестнице подземного туалета встречает брутального типа с черепом на шее. Тот спрашивает закурить, но Семен Семеныч от страха теряет дар речи. «Ты что, глухонемой, что ли?» «Да», — отвечает Горбунков. Сцену снимали в подземном туалете недалеко от бокового входа в ЦПКиО им. Горького. Кстати, выйдя из туалета, Горбунков оказывается в Сочи.
Я шагаю по Москве (1963)
Познакомившись в метро, москвич Коля и сибиряк Володя идут по Чистым прудам. Володя рассказывает: «Раньше они назывались Грязными. А при Петре I их вычистили и переименовали», из чего Коля делает вывод: «Приезжий?» Сейчас Чистые пруды выглядят по-другому. Например, с бульвара исчезли автоматы с газированной водой, мимо которых проходят герои.
В ГУМ Коля с другом Сашей идут покупать ему костюм на свадьбу и встречают там Володю. Сначала в ГУМе хотели снимать все сцены в этом магазине, в том числе отдел грампластинок, где работает Алена — девушка, которая нравится Коле. И хотя такой отдел в ГУМе был, похожие декорации выстроили на студии, чтобы посетители не мешали съемкам. Отдел грампластинок в ГУМе давно упразднен, все магазины поменялись, но фирменное гумовское мороженое, которое в фильме ест Саша, продают до сих пор.
Рядом с музеем-панорамой «Бородинская битва» Коля и Володя ссорятся из-за Алены. Кстати, на момент съемок панорама только открылась. Долгое время она была на реконструкции, но два года назад снова начала работать для посетителей.
По сюжету Коля и Володя идут искать Алену в ЦПКиО им. Горького, а потом все вместе гуляют в парке. В фильме он показан во всей красе: Зеленый театр, Ландышевая аллея, колоннада Главного входа и, конечно же, аттракционы, к которым сегодня добавились и другие.
Коля и Алена приходят провожать Володю на станцию «Университет». В фильме есть киноляп: когда он снимался, эта станция была конечной, о чем говорит табличка «Посадки нет». Но герой садится в поезд, который едет из центра. Правда, на момент выхода фильма уже были открыты следующие станции «Проспект Вернадского» и «Юго-Западная». А финальную песню «А я иду, шагаю по Москве…» Коля поет, поднимаясь по эскалатору станции «Университет».
Три тополя на Плющихе (1967)
По дороге к дому, куда таксист Саша везет Нюру, он заезжает в кинотеатр «Горизонт» и покупает два билета, надеясь вечером сходить с ней в кино. В кадр попадает афиша фильма «Встреча в горах». Нюра, как мы знаем, так и не решится пойти на свидание. Сегодня кинотеатр «Горизонт» — современный мультиплекс.
В Москве Нюра останавливается у снохи, которая живет недалеко от Киевского вокзала в сталинской высотке, построенной в виде подковы. «Там дом такой, что и проглядеть-то нельзя, отовсюду видать, — объясняет она дорогу. — Мост там и церква старая. Как дом-то сложили, церква в землю ушла — скукожилась». Речь идет о церкви Благовещения на Бережках, разрушенной в ходе строительства дома. Специально для съемок во дворе было построено бутафорское кафе, повторяющее «Три тополя» на Шаболовке (именно там происходит действие рассказа, по которому снят фильм, но режиссер Татьяна Лиознова решила, что слово «Шаболовка» в создании зрителей прочно ассоциируется с телевидением), а после съемок демонтировали. Сегодня двор сильно изменился. Четырехэтажный дом, который виден из окна героини, пошел под снос, на месте кафе — гаражи. Но тополя здесь по-прежнему растут.
Доживем до понедельника (1968)
Практически все действие фильма происходит в средней школе, где работают и учатся герои. Картину снимали в школе № 234 района Северное Медведково. Она работает до сих пор. Слова «Доживем до понедельника» стали ее девизом, он даже над расписанием написан. Как говорят учителя, эту фразу здесь повторяют часто. Например, если кто-то провинился и дает обещание, что исправится, говорят: «Ну, доживем до понедельника — посмотрим, что будет».
Добровольцы (1958)
Главные герои в исполнении Михаила Ульянова и Элины Быстрицкой идут гулять в парк «Сокольники». Точнее, едут целый час на трамвае, сокрушаясь по поводу того, что провести его придется в компании вредной кондукторши, и мечтая о том, чтобы побыстрее было построено метро. А голос за кадром говорит: «Влюбленные завтрашнего поколенья, как просто вам будет в «Сокольники» ездить. И новая юность поверит едва ли, что папы и мамы здесь тоже бывали».
Во время войны Леля спасается от воздушных атак в метро, которое строили когда-то герои фильма. Сцену снимали на станции «Охотный Ряд»
6 комментариев
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена