В поисках капитана Гранта
Фильм состоит из двух сюжетных линий. Первая рассказывает о жизни писателя Жюля Верна и истории создания и публикации романа «Дети капитана Гранта». Вторая собственно повествует сюжет романа так, как он постепенно рождался в воображении писателя.
Лорд Гленарван и его жена Элен совершают свадебное путешествие в шотландских водах на яхте «Дункан». Экипаж корабля вылавливает акулу, во внутренностях которой находят бутылку из-под шампанского. Внутри неё лежат разъеденные водой бумаги на трёх языках с просьбой о помощи: английское судно потерпело крушение, спастись удалось двум матросам и капитану Гранту. Прослышав о находке, к лорду приезжают дети капитана.
После отказа английского правительства вести поиски лорд Гленарван сам решает отправиться на помощь герою Шотландии. Им точно известно, что крушение произошло на 37-й параллели, но долгота неизвестна. В поисках капитана отважные шотландцы совершают по 37-й параллели кругосветное путешествие.
В финале фильма обе сюжетные линии сливаются, корабль Жюля Верна и «Дункан» встречаются в море.
Патагонию "сыграла" Болгария
Говорухина за это долго критиковали: мол, зачем нужно было ехать за границу, если такую же натуру можно было отыскать под боком. Но факт есть факт: кадры, снятые в Болгарии, действительно впечатляют своей красотой и необычностью. Чего только стоят удивительные разноцветные каменные столбы, которые стали хорошими декорациями для приключений главных героев в Патагонии. Ну и наконец, главный аргумент в защиту решения режиссера: фильм задумывался как совместный проект СССР и Болгарии, бюджет был общий, следовательно, и снимать нужно было в обеих странах.
"Снежной рекой" управляли альпинисты
Картина была под завязку наполнена спецэффектами - по тем временам прорыв!
- На Ай-Петри снимали эпизод со сходом лавины, - рассказал "КП" крымский мастер спецэффектов Валерий Павлотос. - В горах много снега, но, чтобы заставить его сойти, на склоне установили большой деревянный щит. Он держался на веревках и исполнял роль забора, за который нагребли десятки кубометров снега. Когда веревки обрубили, "снежная река" понеслась вниз.
Снять, понятное дело, нужно было с первого дубля.
- Это было рискованное мероприятие, поэтому рядом дежурили горноспасатели, - говорит мастер спецэффектов. - Главная сложность состояла в том, чтобы не переборщить с количеством снега. Ведь актеры оказывались в реальных условиях схода лавины, могли погибнуть под завалами. Да только рассчитать ее силу наверняка не представлялось возможным, потому действовали, опираясь на собственный опыт. Помогло то, что и я, и многие из моей команды - альпинисты.
Любопытно, что актеры лавины ничуть не испугались. Наверное, просто не до конца понимали, на какой риск идут.
Механическую птицу не пустили на Ай-Петри
"Раздался вопль ужаса - в когтях у кондора висело и качалось безжизненное тело, то было тело Роберта Гранта. Хищник, вцепившись в одежду мальчика, парил в воздухе футах в ста пятидесяти над лагерем". Помните этот момент? Сняли его в павильонах киностудии с помощью комбинированных съемок. Хотя изначально хотели делать по-другому.
- Я должен был изготовить большой макет птицы с подвижными крыльями. Его планировали подвесить к кабинке канатной дороги на Ай-Петри, - продолжает Валерий Павлотос. - Таким образом мы хотели снять полет кондора. Даже каскадера небольшого роста нашли, который согласился брыкаться в лапах механической птицы. Но когда мы сообщили о своих планах руководству канатки, те испугались и запретили нам даже думать об этом.
Роберт сломал руку
Снимали, впрочем, не только в Крымских горах, но и на море.
- В качестве корабля "Дункан", на котором главные герои путешествовали, использовали трехмачтовое деревянное финское судно "Кодор", - говорит Валерий Павлотос. - Сорок таких плавсредств финны построили в СССР в качестве репарации после войны.
Ну, и как же в приключенческом фильме без приключений на самой съемочной площадке? Неизвестно, при каких обстоятельствах, но Руслан Курашов, игравший Роберта Гранта, во время работы сломал руку. Гипс даже можно рассмотреть в некоторых кадрах.
Музыка к фильму
В фильме использована увертюра Исаака Дунаевского из фильма «Дети капитана Гранта», первой советской экранизации романа 1936 года.
68 комментариев
8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена