Потопленный авианосец и 20 тысяч "убитых": как Пентагон проиграл "войну" отставному генералу
Учения должны были показать наглядное превосходство сетевых технологий ведения боя, обеспечивающих американской армии большую гибкость тактических решений и эффективность применения оружия.
Противостоящие стороны были разделены на армию США — «синих» — и ее противников — «красных».
Военные не хотели провала в глазах политической элиты, от которой зависел размер армейского бюджета, поэтому условия учений были максимально отредактированы в пользу «синих», которые обладали огромным военно-техническим перевесом над противником.
«Красные» по легенде представляли собой страну третьего мира, вооруженную устаревшей техникой, а командовать ими поставили генерала, уже как десяток лет ушедшего на пенсию.
Старая гвардия
Генерал-лейтенант корпуса морской пехоты США (в отставке) Пол Ван Рипер был из тех времен, когда над американскими военными не принято было смеяться. Эти солдаты сутками отбивали нападения вьетконговцев в джунглях, умели принимать быстрые решения в самой горячке боя и стоять до последнего.
Пол Ван Рипер.
Во время первой командировки во Вьетнам в 1966 году офицера Ван Рипера буквально изрешетил вьетнамский пулемет, в то время когда Пол хотел снять вражеского стрелка в рисовом поле. Спустя два года Ван Рипер снова вернулся во Вьетнам, где завоевал уважение подчиненных, которые слагали о нем легенды.
«Это был настоящий боец, — вспоминает еще один солдат из роты „Майк“. — Он не сидел за письменным столом, а сам вел людей в бой. Помню, однажды я был с отделением в ночной засаде и получил по радио вызов от ротного. Он сообщил мне, что к моей позиции продвигается сто двадцать один маленький человечек, в смысле вьетнамцы, и моя задача — отбить атаку. Я говорю: „Командир, у меня девять человек“. Он сказал, что введет подкрепление, если оно мне понадобится. Вот таким он был. Там неприятель, нас девять, а их сто двадцать один, и он не сомневался, что мы должны вступить в бой. Где бы ни воевал наш Рип, враг отступал перед его тактикой».
Другой офицер вспоминает: "Мне, молодому лейтенанту, и в голову не могло прийти, что можно заниматься физподготовкой в джунглях. Но мы занимались. А кому могло бы прийти в голову проводить занятия по тактической подготовке или тренировать штыковую атаку в джунглях?».
За время своей военной карьеры Ван Рипер успел побывать в Ираке, Израиле, Ливане и Окинаве, принять участие в операциях «Щит пустыни» и «Буря в пустыне» и дослужиться до самых высоких постов в Корпусе морской пехоты США.
Силы сторон
«Синие» обладали огромным военно-техническим преимуществом — в их распоряжении был мощный интеллектуальный ресурс, которого, наверное, не существовало за всю историю вооруженных сил США. Специально для них был разработан метод системной оценки оперативной обстановки, позволяющий разбивать силы противника на ряд систем и находить его наиболее слабые места.
Военачальники "синих" получали полную картину боевой обстановки в режиме реального времени и располагали инструментарием совместного интерактивного планирования, т. е. они располагали всеми возможностями, какими обладал Пентагон.
Такая осведомленность как нельзя лучше соответствовала целям Millenium Challenge — продемонстрировать, что с помощью мощных спутников, датчиков и суперкомпьютеров можно рассеять туман войны — постоянно знать обо всех перемещениях и замыслах противника.
Плюс к этому "синие" получили три полноценных ударных авианосных группы и десантное соединение морской пехоты.
А что же было у "красных"? Несколько дизельных подводных лодок, москитный флот из ракетных катеров, несколько береговых противокорабельных комплексов и баллистических ракет, а также устаревшая авиация. Не секрет, что «красные» имитировали вооруженные силы Ирана, а все боевые действия разворачивались в месте, удивительно похожем на Персидский залив.
Мы разрешаем вам сдаться
Уверенные в своем превосходстве «синие» в первый же день высадили десятки тысяч солдат в районе Персидского залива и разместили боевой авианосец у берегов «красных». Затем последовал ультиматум из восьми пунктов, последний из которых предписывал «красным» сложить оружие и сдаться.
А что им еще оставалось: мощная компьютерная система просчитала возможные действия противника и сообщила «синим», где у «красных» уязвимые места, какими будут их вероятные действия и каков диапазон их возможных реакций.
К тому же «синие» уничтожили антенные мачты радиосвязи «красных», перерезали их оптоволоконные линии связи и считали, что противник будет вынужден пользоваться сотовыми телефонами, прослушать которые довольно легко.
Надо заметить, Полу Ван Риперу не понравились все пункты ультиматума, а особенно - последний.
Ван Рипер наносит ответный удар
Численное и техническое превосходство противника, а также утрата средств связи нисколько не смутили отставного генерал-лейтенанта.
«Они заявили, что для „красных“ это будет неожиданностью, — вспоминает Ван Рипер. — Неожиданностью? Да любой хотя бы немного информированный человек понимает, как опасно полагаться на технологии. А „синие“ как будто с Луны свалились, кто станет пользоваться мобильной связью после того, что произошло с Усамой бен Ладеном в Афганистане?»
Командиры соединений «красных» передавали сообщения с мотоциклистами и маскировали их под молитвы. Команды боевым самолетам давались при помощи световых сигналов. Просчитать такое компьютеры не смогли, и когда Ван Рипер решил первым атаковать, его удар получился неожиданным и сокрушающим.
На второй день войны он вывел в Персидский залив малые ракетные катера, чтобы следить за кораблями «синих», а затем без предупреждения атаковал противника и целый час обстреливал его позиции крылатыми ракетами. Огонь вели не только суда, по флоту противника ракеты запускали и авиация, и береговые установки, плюс к этому добавились атаки камикадзе на суденышках, начиненных взрывчаткой.
Дыра в борту эсминца USS Cole после того, как он был атакован террористами на углепластиковом катере, начиненном взрывчаткой в октябре 2000 г. Фото: cargolaw.com
Массированный ракетный обстрел перегрузил ПВО «синих» и уничтожил авианосец, 10 крейсеров и 5 из 6 десантных кораблей. Такие потери в настоящей войне привели бы к гибели 20 тысяч человек личного состава.
Кто не рискует, тот не топит авианосец
После начала боя Ван Рипер объяснил своим подчиненным, что ему не нужны были теории, рассуждения, долгие совещания, объяснения:
«Первое, что я сказал своим штабным офицерам: вы будете находиться под моим командованием, но не под моим контролем».
Прощальная церемония генерала Пола Ван Рипера перед отставкой. Фото: Национальный архив США
Также генерал-лейтенант был против долгих совещаний:
«Я сказал своему штабу, что мы не будем пользоваться терминологией „синих“ и что не желаю слышать о системной оценке оперативной обстановки. Не стоит запутываться во всех этих механизированных процессах, когда нужно использовать мудрость, опыт и здравый смысл».
Такая система управления, разумеется, сопряжена с некоторым риском. Это означает, что Ван Рипер не всегда знал наверняка, как собираются действовать его войска. Но расчет талантливого полководца полностью оправдался — пока «синие» тонули в море информации, пытаясь согласовать ее с начальством и вывести общий план действий, «красные» действовали почти автономно, на свой страх и риск, и победили.
Вместо эпилога
Неожиданное нападение «красных» и последующий разгром «синих» привел их командиров в уныние: война была проиграна. Тогда в дело вмешалось руководство учений, которое все отыграло назад: потопленные корабли воскресли, все 12 баллистических ракет, выпущенных Ван Рипером по портам в районе залива, были сбиты неизвестной сверхмощной системой ПВО «синих».
Также в ходе учений Ван Рипер уничтожил лидеров проамериканских стран региона — ему сказали, что покушения были неудачными. И в дальнейшем при любом удачном ходе отставного генерал-лейтенанта все тут же переигрывалось.
Ван Рипер с горечью вспоминал: «Когда я зашел на КП, то увидел, как моей команде дают удивительные указания — наподобие: «Отключите радар, а то вы создаете помехи «синим». Отведите пехоту, чтобы их морские пехотинцы могли спокойно высадиться».
Когда Ван Рипер спросил, может ли он сбить хотя бы один V-22 (американский конвертоплан, сочетающий отдельные преимущества самолёта и вертолёта), то ему ответили, что это запрещено.
В таких условиях «красные» не смогли долго сопротивляться, и Millenium Challenge в новом варианте закончились триумфальной победой «синих».
Источник:
101 комментарий
8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена