Три стигмата Рене Магритта
Виной тому самые известные его работы, которые зацитированы до дыр, или точнее, до прорех в сознании, и прорехи эти, как раз в форме яблока, трубки и котелка. Магриттт нанёс кровоточащие, не заживающие раны художественному восприятию. Стигматы и есть...
Фотопортрет художника на фоне его картины.
Родился Рене Франсуа Гислен Магритт в 1898 (21 ноября) в Бельгии (городок Лессин). В 14 лет он потерял мать, которая утопилась в реке. По единодушному утверждению биографов и исследователей, в творчестве художника искать следы этого трагического события не нужно. Об этом, кстати, и сам Магритт говорил в своей лекции.
В это легко верится, поскольку его образы, несмотря на их поэтичность, создавались, в первую очередь головой, а не сердцем. Каждая картина тщательно продумана и замысел её скрупулёзно воплощён. И сама манера изображения предметов говорит о «холодном» разуме, а не «горячечном» душевном порыве. Те самые котелки, трубки, яблоки и все остальные предметы на картинах Магритта не растекаются или деформируются каким-либо иным способом – они в находятся в нормальном своём состоянии.
Сюрреалистичность достигается другим способом – сочетанием несочетаемых, казалось бы вещей, событий или образов. Дождь из солидных джентльменов – это разве не сюрреализм? Трубка, которая «не трубка»; портрет мадам Рекамье с изображением гроба; туловище-лицо (или лицо-туловище); раскрытый зонт, на котором стоит стакан воды; целующиеся влюблённые, лица которых закрыты тканью (отзвук этой картины иногда принимает причудливые формы); парящий над костюмом котелок – всё это Магритт. Да, всё это не ново (для нас сейчас). Да, всё это уже знакомо до чёртиков, поскольку растаскано креативными крысами по миллионам рекламно-дизайнерских нор. Но всё это сначала придумал Магритт.
Он был непростым человеком. Работал в своё время в рекламе, но ненавидел рекламную деятельность. Может, именно потому, что знал её изнутри. Разбирался в психоанализе и откровенно смеялся над ним. Трижды вступал в Коммунистическую партию и трижды выходил из неё. Рисовал сугубо материальные предметы, но придумывал своим картинам поэтичные названия. Очень внимательно относился к заглавиям работ – намеренно закладывая в них тот парадокс, который заставляет зрителя задумываться. Именно в этом он видел свою цель – заставить задуматься…
Источник:
2 комментария
8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена