Калаши: загадочные "белые люди" Пакистана
О предках калашей спорят снова и снова. Существует мнение, что калаши – местные аборигены, некогда населявшие обширные территории южной долины реки Читрал. И сегодня там сохранились многочисленные калашские топонимы. Со временем калаши были вытеснены (или ассимилированы?) с исконных территорий.
Есть и другая точка зрения: калаши не являются местными аборигенами, а пришли на север Пакистана много веков назад. Это могли быть, например, племена северных индийцев, проживающие приблизительно в XIII веке до н.э. на юге Урала и на севере Казахских степей. Их внешний вид напоминал облик современных калашей – голубые или зеленые глаза и светлая кожа.
Следует заметить, что внешние особенности свойственны не всем, а только части представителей загадочного народа, однако, часто это не мешает упоминать об их близости к европейцам и называть калашей наследниками «нордических арийцев». Впрочем, считают ученые, если посмотреть на другие народы, которые на протяжении тысячелетий живут в изолированных условиях и не слишком охотно записывают чужаков в родственники, то и у нуристанцев, дартов или бадахшанцев можно обнаружить «гомозиготную инбридинговую (родственную) депигментацию». Доказать принадлежность калашей к европейским народам пытались и в Институте общей генетики Вавилова, а также в Южно-Калифорнийском и Стэндфордском университетах. Вердикт – гены калашей действительно уникальны, но вопрос о предках остался по-прежнему открытым.
Сами же калаши охотно придерживаются более романтичной версии своего происхождения, называя себя потомками воинов, пришедших в горы Пакистана вслед за Александром Великим. Как и положено легенде, она имеет несколько вариаций. По одной - Македонский приказал остаться калашам дожидаться своего возвращения, но по какой-то причине так за ними и не вернулся. Верным солдатам не оставалось ничего другого, как осваивать новые земли.
По другой – несколько солдат, из-за ранений не способных продолжать движение вместе с войском Александра, вынуждены были остаться в горах. Верные женщины, естественно, не покинули мужей. Легенда очень нравится путешественникам-исследователям, заглядывающим в гости к калашам, и многочисленным туристам.
Все, кто приезжает в этот удивительный край, обязан предварительно подписать бумаги, запрещающие какие-либо попытки повлиять на самобытность уникального народа. В первую очередь, речь идет о религии. Среди калашей много тех, кто продолжает придерживаться старой языческой веры, несмотря на многочисленные попытки обратить их в ислам. В сети можно найти многочисленные посты на эту тему, хотя сами калаши уклоняются от вопросов и говорят, что «не припоминают каких-либо жестких мер».
Иногда, уверяют старейшины, смена веры происходит, когда местная девушка решается на брак с мусульманином, но происходит это, по их словам, нечасто. Однако исследователи уверены, что избежать судьбы соседей-нуристанцев, насильственно обращенных в конце XIX века в ислам, калашам удалось только благодаря тому, что они населяли территорию, которая попала под юрисдикцию британцев.
Не меньше споров вызывает происхождение многобожия калашей. Попытки провести аналогии с греческим пантеоном богов большинство ученых считают безосновательными: вряд ли калашский верховный бог Дезау – это Зевс, а покровительница женщин Дезалика – Афродита. Священнослужителей у калашей нет, и каждый молится самостоятельно. Правда, обращаться напрямую к богам не рекомендуется, для этого существует дехар – специальный человек, который перед можжевеловым или дубовым алтарем, украшенным двумя парами лошадиных черепов, приносит жертву (обычно козу). Перечислить всех калашских богов достаточно трудно: в каждом селении есть свои, а кроме этого еще множество духов-демонов, преимущественно женского рода.
Калашские шаманы могут предсказывать будущее и карать за грехи. Самым известным из них считается Нанга дхар – о его способностях слагали легенды, рассказывая, как в одну секунду он исчезал из одного места, проходя сквозь скалы, и появлялся с другом. Шаманам доверяют вершить правосудие: их молитва способна, якобы, наказать обидчика. По плечевой кости жертвенного козла специализирующийся на предсказаниях шаман-ашжиау («разглядывающий кость») может увидеть судьбу не только отдельного человека, но и целых государств.
Жизнь калашей немыслима без многочисленных пиршеств. Приезжающие туристы вряд ли сразу смогут понять, на каком событии они присутствуют: рождении или похоронах. Калаши уверены, что эти моменты одинаково значимы, а потому необходимо в любом случае устроить грандиозный праздник - не столько для себя, сколько для богов. Нужно радоваться, когда новый человек приходит в этот мир, чтобы жизнь его была счастливой, и веселиться на похоронах, - пусть и загробное пребывание окажется безмятежным. Ритуальные танцы в священном месте - Джештаке, песнопения, яркие одежды и ломящиеся от угощения столы – всё это неизменные атрибуты двух главных событий в жизни удивительного народа.
Особенностью калашей является и то, что, в отличие от соседей, они всегда использовали для трапезы столы и стулья. Дома они строят по македонскому обычаю - из камней и бревен. Не забывают про балкон, при этом крыша одного дома является полом для другого – получаются своеобразные «высотки по-калашски». На фасаде – лепнина с греческими мотивами: розетками, радиальными звездами, затейливыми извилинами.
Большинство калашей занимаются сельским хозяйством и скотоводством. Примеров, когда кому-то из них удалось изменить привычный уклад, - единицы. Широко известна легендарная Лакшан Биби, которая стала авиапилотом и создала фонд поддержки калашей. Уникальный народ вызывает неподдельный интерес: греческие власти строят для них школы и больницы, а японцы разрабатывают проекты дополнительных источников энергии. Кстати, об электричестве калаши узнали относительно недавно.
Производство и употребление вина – еще одна отличительная особенность калашей. Сухой закон на всей территории Пакистана – еще не причина отказываться от традиций. А после приготовления вина можно и в любимый гал поиграть – нечто среднее между лаптой, гольфом и бейсболом. Мяч отбивают клюшкой, а затем дружно ищут. Кто нашел его двенадцать раз и вернулся первым «на базу», тот победил. Нередко жители одного селения приходят в гости к соседям, чтобы сразиться в гал, а затем весело отметить – и неважно, будет это победа или поражение.
Калашские женщины находятся на вторых ролях, выполняя самую «неблагодарную работу». Но на этом сходство с соседками, пожалуй, заканчивается. Они сами решают, за кого выходить замуж, а если брак окажется несчастливым, то и развестись. Правда, новый избранник должен выплатить бывшему мужу «неустойку» - приданое в двойном размере. Калашские девушки могут не только получить образование, но и, например, устроиться работать гидом. Издавна существуют у калашей и своеобразные родительные дома – «башали», где «грязные» женщины проводят несколько дней до начала родов и приблизительно неделю после.
Родственникам и любопытствующим не просто запрещается навещать будущих мам, даже до стен башали дотрагиваться нельзя.
А какие калашки красивые и нарядные! Рукава и подолы их черных платьев, за которые мусульмане, кстати, именуют калашей «черными неверными», расшиты разноцветным бисером. На голове – такой же яркий убор, напоминающий прибалтийский венчик, украшенный лентами и замысловатой вышивкой из бисера. На шее – множество нитей бус, по которым можно определить возраст женщины (если удастся сосчитать, конечно). Старейшины загадочно замечают, что калаши живы только до тех пор, пока их женщины носят свои платья. И напоследок еще один «ребус»: почему прическа даже самых маленьких девочек - это пять косиц, которые начинают плести со лба?
Источник:
29 комментариев
9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена