Самый исторический детектив об Иисусе Христе
Что и не удивительно, ведь это произведение – документальное исследование раннего христианства, а не художественный роман детективного жанра. Но поставил в один ряд с жанровыми книгами данный историко-библеистский труд я не напрасно, поскольку исследование немецких учёных (Хенгель – историк раннего иудаизма, христолог, богослов; Швемер – профессор Тюбингского университета, специалист по Новому завету и иудео-эллинистической литературе) не менее увлекательно, чем какое-либо расследование выдуманного сыщика-детектива. При условии, что вам не лень продираться через дебри специализированной терминологии, а также бесчисленное количество ссылок, цитат, гипотез, предположений и догадок – словом, сквозь всё то, чем существенно отличается научная историческая литература от художественной.
Я читал эту книгу долго. Научно-исследовательская дотошность авторов иногда серьёзно усложняла процесс: на каждую страницу издания приходится в среднем с десяток ссылок, с которыми мне приходилось разбираться, выясняя, что это за труды, что за люди их написали и т.д. Учитывая, что в религиоведении я, говоря мягко, не очень сведущ (иными словами – полный профан), и теоретическую базу имею мизерную, то отвлекаться приходилось постоянно, чтобы понять, о чём вообще идёт речь. Потому книга и показалась мне чтивом, закрученным похлеще детектива, ибо разгадывать, особенно поначалу, приходилось практически каждую строчку. Да и авторы вели себя подобно экспертам-криминалистам. В своём труде (664 страницы, книга увеличенного формата 175 х 245 мм) германские библеисты попытались по фрагментарным «уликам», насколько это возможно, восстановить картину всей жизни Христа – от рождения до воскрешения. Проделана колоссальная аналитическая работа, особенно, если учесть, что полноценного документально исторического свидетельства по данному вопросу не существует, и историки используют самые разные источники: евангельские тексты, старо и новозаветные апокрифы, кумранские документы, раввинистическую и античную литературу, египетские папирусы, прочие письменные свидетельства, вплоть до сохранившихся настенных и наскальных надписей.
При этом – что существенно отличает учёных от священнослужителей – исследователи не рассматривают фигуру Иисуса отдельно от исторического контекста: большое внимание уделяется политическим, экономическим, социальным и демографическим особенностям того времени, с учётом географической специфики. Также подробно рассматривается история развития учения Христа после окончания его земного существования. Основная тема исследования вынесена в заголовок книги – это связь раннего христианства с иудаизмом. Христианам-антисемитам (уверен, что таких на свете имеется предостаточно), кстати, читать данную книгу строго противопоказано, поскольку авторы в ИИИ наглядно доказывают, что христианство не переняло у иудейства, насчитывающего к тому моменту уже множество веков истории, какие-то фрагменты, а целиком вышло из него и сформировалось под его влиянием.
Несмотря на огромную работу, проделанную исследователями, ИИИ не способно полностью удовлетворить историческое любопытство читателя, это невозможно (что признают и сами авторы), поскольку информационные источники, дошедшие до нас, либо сохранились лишь фрагментарно, либо настолько избирательны и необъективны по сути своей (например, те же апостольские Евангелия), что являются уже не столько историческими, сколько документами веры в Иисуса. Но всё равно, ИИИ – это книга, открывающая читателю Христа в качестве реально существовавшего исторического персонажа. Мартин Хенгель и Анна Мария Швемер провели тщательное «расследование», итогом которого стал самый исторический и самый документальный детектив об Иисусе Христе.
Источник:
26 комментариев
8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
"Из Евангелий мы знаем, что Иисус был, выражаясь современным языком, руководителем довольно известной в то время общественной организации, подвергался преследованиям и вёл напряжённую, полную опасностей жизнь. И вот представьте себе, что за толкование его высказываний примутся люди, никогда не участвовавшие ни в каких общественных организациях, не замеченные ни на каких многолюдных митингах и демонстрациях, в общем, эдакие тихие обыватели, привыкшие, надев тапочки, коротать вечера перед телевизором. Сумеют ли они, не имея схожего жизненного опыта, распознать среди разбросанных по тексту высказываний Христа те из них, которые относятся к деятельности созданной им организации? Весьма сомнительно. Даже натолкнувшись на них в евангельских текстах, они не поймут их значения, поскольку в своём жизненном багаже не имеют ничего, даже отдалённо напоминающего опыт Иисуса. Но толковать-то ведь надо, раз уж взялись за это дело! И наши горе-исследователи начинают сопоставлять евангельские сюжеты с тем, что первое приходит им в голову, а прийти может всё, что угодно: и впечатления от когда-то прочитанных книг, и лекции, прослушанные в университете, и сюжеты телепередач, и даже бабушкины любимые сказки, слышанные в детстве... Словом, если у исследователя-библеиста нет опыта общественной деятельности, хоть в какой-то степени сходного с опытом Иисуса, то ассоциации могут возникнуть любые, даже самые нелепые и дикие. И тогда одному исследователю Иисус может показаться мятежником-экстремистом, другому — бродячим учителем софистики, третьему — предводителем шайки гомосексуалистов,3 четвёртый уверен, что в Евангелиях приведены не подлинные мысли и дела Христа, а лишь придуманные позднейшей христианской общиной, а пятый объявит, что Иисус никогда не существовал и, следовательно, говорить вообще не о чем..."
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена