Чтобы помнили!
Надежда Николаевна Кошеве́рова (23 сентября 1902 — 22 февраля 1989) — советский кинорежиссёр-сказочник. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1966)
Надежда Кошеверова с детства интересовалась кукольным театром, в 1923 году окончила актерскую школу при петроградском театре «Вольная комедия», и после ее окончания играла с 1925—го по 1927-й годы в Ленинградском театре Сатиры. Одновременно с работой в театре с 1925—го по 1928—й годы Надежда Кошеверова училась в киномастерской Фабрики эксцентрического актера (ФЭКС), а с 1928 года устроилась на работу на киностудии «Ленфильм». О своей работе в кино Надежда Николаевна рассказывала: «Кинематограф подобен кукольному театру — над созданием фильма трудится много человек, а зритель видит только то, что ему положено видеть».
Работу на «Ленфильме» Кошеверова начала в качестве ассистента режиссера, и приняла участие в создании двух фильмов из трилогии о Максиме Григория Козинцева и Леонида Трауберга — «Возвращение Максима», снятого в 1937 году и «Выборгская сторона», снятого в 1938 году. Позже она некоторое время занималась киномонтажом.
Первая, к сожалению — не сохранившаяся картина, снятая Кошеверовой в 1937 году, называлась «Однажды осенью», и была экранизацией рассказа Максима Горького.
Когда Кошеверова начала свою работу на «Ленфильме», когда определение «женщина—режиссер» там звучало почти как анекдот, и не было распространенным явлением в советском кино. Но Кошеверова тщательно вырабатывала мужской характер и всегда очень упорно добивалась желаемых результатов. На съемках она была предельно жесткой, несмотря на то, что ставила преимущественно комедии. При этом знавшие ее отмечали, что в жизни и в быту у нее почти отсутствовало чувство юмора. Погрузившись в ленфильмовский мир, она вынуждена была принять правила игры и сама окружила себя массой условностей.
Следующая картина, снятая Кошеверовой в 1939 году, была лирической комедией под названием «Аринка».
Фильм рассказывал о семье железнодорожников, вышел на экраны СССР в марте 1940 года, и вошел в число лидеров проката этого года. Его посмотрели почти 23 миллиона зрителей. До начала войны Кошеверова успела снять еще одну картину. Фильм назывался «Галя» и в нем шло повествование о финской войне. Картина не была допущена к показу, и это стало одной из причин перехода Кошеверовой в детское кино.
Первой сказкой Кошеверовой стал фильм—опера «Черевички», снятый в 1944 году по одноименной опере Чайковского, причем Кошеверова сама была автором сценария. На этой работе Кошеверова впервые встретилась с Михаилом Шапиро — невероятно изобретательным режиссером, прекрасно чувствовавшим музыку. В труднейшие военные годы Кошеверова и Шапиро стали прекрасным режиссерским дуэтом, работавшим на студии ЦОКС в Алма—Ате.
После окончания войны Надежда Кошеверова продолжила создавать сказки, и ее очередная картина вошла в сокровищницу отечественного кинематографа. В 1947 году на экраны СССР вышел замечательный фильм—сказка «Золушка», поставленный Кошеверовой совместно с Шапиро.
Фильм, снятый по сценарию Шварца, оказался единственной советской киносказкой того времени, лишенной социального подтекста. Главными положительными героями, кроме самой Золушки, были Король и Принц — первые положительные августейшие особы на советском экране. Кошеверова и Шапиро первыми из кинематографистов поняли, что дети воспринимают, прежде всего — форму, а потом — содержание. А по форме фильм «Золушка» выглядел совершенно революционно. Режиссеры много внимания уделили декоративному оформлению, ставшему позже в 1960—е годы практически нормой. Но в 1947 году это новшество выглядело сенсационно. Художником фильма был муж Кошеверовой — Николай Акимов, и он прекрасно справился с поставленной режиссерами задачей. Не менее важную роль, играл блистательный текст Евгения Шварца.
Фильм вышел на экраны в 1947 году, и эта сказка была настоящим лекарством от страха и голода. Остается загадкой — как сняли этот фильм с пышным реквизитом и костюмами в послевоенном Ленинграде, где почти не осталось мебели и даже тряпок, сожженных в блокаду. Хрустальные башмачки и платье, по свидетельствам очевидцев, ткались буквально из воздуха.
После выхода «Золушки» Кошеверову отлучили от создания сказок на 15 лет, до ближайшей оттепели. В 1954 году Кошеверова сняла совместно с А.Ивановским эксцентрическую комедию «Укротительница тигров». Фильм стал одним из лидеров проката и открыл зрителю новую талантливую актрису — Людмилу Касаткину.
В 1956 году Кошеверова сняла мелодраму «Медовый месяц» и в 1958 году — комедию «Шофер поневоле». А в 1960 году Кошеверова продолжила свой опыт режиссера—комедиографа фильмом «Осторожно, бабушка!» с Фаиной Раневской в главной роли.
В 1963 году Кошеверова снова вернулась к жанру сказки. В компании с Шапиро ей была снята картина «Каин XVIII» по сценарию Николая Эрдмана. Фильм был непростым жанровым сочетанием сказки и политического памфлета на основе сказки Евгения Шварца «Два друга». В картине играл прекрасный актерский состав — Эраст Гарин, Михаил Жаров, Рина Зеленая и многие другие известные артисты, сценарий переделывался много раз, чтобы избежать излишне строгой цензуры. Однако беда, как всегда, пришла оттуда, откуда никто не ждал. На премьерный просмотр случайно попал Хрущев. Всю сатиру Шварца и Эрдмана про королей и их министров генсек проспал, зато обратил внимание на эпизод, где молодые ткачи переодеваются в женские платья, чтобы попасть в покои принцессы. Никита Сергеевич обнаружил неполиткорректность: «Что?! П..дерасы? Фурцева, б..., п..дерасов поддерживает? Всех уволить!» Екатерина Фурцева рыдала: ее, министра культуры СССР, обозвали б...! Кошеверову и всю группу «Каина» уволили. Фильм показали в прокате ограниченным тиражом копий.
В 1965 году Кошеверова еще раз обратилась к теме цирка в комедии «Сегодня новый аттракцион». В этой ленте свою последнюю роль в кино сыграла Фаина Раневская. А потом Кошеверова решила снять «Старую, старую сказку», в которой сыграл Олег Даль, и появилась на экране никому не известная Марина Неелова. Даль звал Кошеверову Куросавочкой и позже никогда не отказывался сниматься в ее сказках.
После «Старой, старой сказки» Кошеверова снимала только фильмы—сказки. В 1972 году она сняла музыкальную сказку «Тень» по одноименной пьесе Евгения Шварца, написанной по мотивам сказки Андерсена.
В 1974 году на экраны страны вышла музыкальная сказка—комедия по мотивам русского фольклора «Царевич Проша» с участием Валерия Золотухина, Валерия Носика, Татьяны Пельтцер, Сергея Филиппова и Георгия Вицина. А потом — еще две сказки: «Как Иванушка—дурачок за чудом ходил» и «Соловей».
Свою творческую биографию Кошеверова завершила в 1987 году фильмом—сказкой по сценарию М.Вольпина и В.Фрида «Сказка про влюбленного маляра» о приключениях маляра Макара. Надежда Кошеверова поставила более 20 кинофильмов, многие из которых вошли в сокровищницу отечественного кинематографа и стала одним из лучших отечественных кинорежиссеров—сказочников.
Надежда Николаевна Кошеверова умерла в Москве 22 февраля 1989 года. Она была похоронена на кладбище в поселке Комарово под Ленинградом.
1 комментарий
8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена