ИнтерНЕТ!
"Я уже несколько раз урывками обращался к теме, которую хочу подробно осветить в этой статье. Настало, по-моему, время. А толчком к написанию послужила следующая история…
«Приятельница с моря приехала. Должна быть отдохнувшая – а она нервяк полный. Пришла в гости… по ней видно – что-то произошло. Говорит – увидела, чем ее нежный мальчик 13 лет занимается в интернете.
. С кем дружит, кому пишет, на каком трехэтажном мате виртуозно изъясняется, а какие темы! А картинки! Мальчик-девочка, не актуально, в общем...
А она-то думала – в танки играет!
Очень толерантный у меня ребеночек – сокрушается мать. И не по годам развитый. Только не в той области. (Примечание автора: хочется только снова заметить, что толерантность в ЛЮБОЙ области есть отсутствие иммунитета к заболеванию, медициной доказано. Так что толерантным быть нельзя НИГДЕ и НИ В ЧЕМ!) Друзья какие-то странные. Шлют порно. И он в ответ.
Мать-то, что удивительно, далека от интернета. И что она взломала ВК – это нереально.
Оказалось, и не взламывала. Просто взяла с собой планшет, а там нежный мальчик из приложения не вышел, и все, что он со смартфона писал, мать видела.
Что делать теперь – не знает. Совета пришла спросить – мне и ответить нечего. Моя того же возраста, цензуру мы не практикуем, со страниц аккуратно выходит всегда, да и настройки прописать умеет по-умному...
А в самом деле, что делать-то?
Это «ау, санитары» или простое любопытство с печатью сегодняшнего дня? Это пройдет или зацеп? Надо ли скандалить? «Обрезать» интернет? Который на каждом шагу, на минуточку.
Нужны ли меры?
Вы бы что сделали?»
Комментарии по ссылке в основном подтверждают ныне доминирующую точку зрения: что «ребенка надо понимать», «с ребенком надо сотрудничать», «запретами и наказаниями ничего нельзя решить, можно лишь сделать хуже»… Короче, комментарии четко сориентированы вокруг того, чтобы, боги сохрани, не нарушить хрупкий мир в нежной душе сынулечки…
Поймите правильно. Нет ничего странного, да и страшного, в том, что 13-летний мальчик разглядывает картинки с голыми людьми. ЖЕНЩИНАМИ. А вот если 13-летний предпочитает разглядывать голых мужчин или не делает различия, то это уже… Его, конечно, жалко (не он виноват, а в первом приближении – мама, допустившая его в Сеть, в целом же – государство!), но это уже диагноз полный.
Выяснилось, что у мальчика и отец все-таки есть. Но робкое предложение – чтобы отец поговорил с сыном по-мужски – потонуло все в тех же мантрических стонах про «просто терять нельзя доверия!».
Ребята, вы – идиоты? Какого доверия?! У мальчика НЕТ никакого доверия к родителям, он просто доит их на интернет и вовсе не собирается им ничего «доверять». А вот если его сейчас зацепят – да, он устроит заученную и отрепетированную истерику с воплями про «людям надо доверять!» и «личную жизнь».
Но основная проблема вовсе не в этом. А в том, что я так ни от кого в своей жизни и не услышал внятного ответа: а… ЗАЧЕМ
13-ЛЕТНЕМУ ИНТЕРНЕТ?
Нет, отвечали мне на этот вопрос многие. Ярко, яростно, образно. Но все эти ответы были, скажем так… э… из другой Вселенной. Когда же я, выслушав их вал, снова и снова холодно резюмировал, что до 16 лет минимум в интернете делать нечего (Совсем. Никому. Никогда. Ни зачем.), начиналась серия вторая глобальной истерики: «Верещагин просто хочет РФ назад отбросить, отлучить детей от сокровищницы культуры и знаний!»
Ну, вот она. Любуйтесь: в полный рост перед вами стоит эта сокровищница культуры и знаний, и двери ее широко распахнуты для всех желающих. Поймите, современные дети используют интернет ТОЛЬКО для подобных вещей – с той или иной степенью тяжести и безнравственности, в лучшем случае – бессмысленности. Все остальное мы, взрослые, СЕБЕ ПРИДУМАЛИ.
Но об этом – чуть ниже. А пока (помните еще одну, уже совершенно обычную!) историю, произошедшую недавно в Пермском крае? Когда несколько девчонок на глазах у целого парка избили свою ровесницу и сняли процесс на телефоны?
Мне всегда казалось странным, как взрослые люди, нередко – с педагогическим и психиатрическим образованием! – не понимают простой, простейшей вещи: сама возможность что-то «выложить» провоцирует детей, как лежащие в свободном доступе наркотики. Это ОБЯЗАТЕЛЬНО, без уничтожения ЭТОГО все меры по борьбе с моральным распадом детских душ – просто лечение бубонной чумы перевязыванием бубонов.
Собственно, конкретные действия в том пермском случае просты: участниц избиения надо высечь на центральной площади города. Как и тех, кто смотрел и не остановил (особенно мальчишек, маячащих на фотографиях на заднем плане!). Но потом тех, кто бил, арестовывают, и ближайший год они живут в ритме: дом – школа – 4 часа общественных работ – дом. А те, кто просто смотрел, отделываются тремя месяцами такой жизни. Ну и штраф, конечно, в пользу пострадавшей – такой, чтобы ее родители могли купить новую квартирку, например. Нет денег? Мы не звери. Просто к четырем часам работ добавляются еще два – в пользу семьи пострадавшей.
И ТОЛЬКО НИКАКОЙ ТЮРЬМЫ!!! Ни в коем случае!
А самое главное, что такое решение лежит на поверхности. Но никто его выполнять не станет. Одна часть будет выть про «анижидети!», другая визжать про «посадить школоту, на кол тварей!».
Я столько поимел на этой теме потраченных нервов, когда мне кричали, что я садист, предлагаю мучить детей... Кричали те же самые люди, которые тут же, через строчку, твердили про то, что «посидят в тюрьме – поумнеют и больше не будут!», хотя ни разу не были в детской колонии и даже не говорили с теми, кто там сидел. То есть, с их точки зрения, высечь маленького паскудника – это, простите, Адъ и Израiль, а на год–два–три погрузить его в настоящий ад, без шуток, обречь на немыслимые издевательства каждую секунду жизни – это «так надо по закону». Я очень устал от этой темы... а главное, мне от нее никуда не деться, потому что такие истории идут косяком и ни она сволочь не желает понимать простого... того, что я написал выше. Пока ребенок на свободе, он у них бог и ему можно все, когда его, опупевшего от безнаказанности и доигравшегося, свободы лишили – он превращается в маленького урода, которому, как ни насилуй резиновым шлангом и не запирай в подвал с крысами, – все мало...
А ведь НАКАЗАННЫЕ ТЮРЬМОЙ ДЕТИ просто навсегда перестанут быть людьми тем или иным способом: станут либо бессловесной массой (9 из 10 случаев), либо уже настоящими бандитами, еще более страшными.
Ну и плотный график жизни не оставил бы девочкам времени для дурости. А то как айфонами махать – они все молодцы. А как вкалывать – их нету даже в родном доме. И я уже обозначил, как это выглядит в нашем мире: детям все спускают, все с ходит с рук, пока не совершено что-то ОЧЕНЬ серьезное – и тогда подростка всерьез сажают. Замечательный способ сперва его дезориентировать, а потом морально убить.
Мозги у людей сломаны. Массово. И у детей, и у взрослых. Тут ничего нельзя пускать на самотек, ничего не «наладится само». И печальный вопрос только в том, кто и как возьмется и будет это чинить…
…А давайте вообще посмотрим, ЧТО «дарит» детям интернет?
Вопрос ФИЗИЧЕСКИЙ и НАРКОТИЧЕСКИЙ
Что интернет является наркотиком – примерно аналогом «слега» из «Хищных вещей века» братьев Стругацких – сейчас отрицают только глупцы или те, кто обязан это отрицать. Достаточно посмотреть на то, как меняется поведение почему-либо отлученных от интернета постоянных пользователей: тот, кто скажет, что это не поведение испытывающего ломку наркомана, солжет. Кроме того, вообще любая более-менее долгая работа за компьютером (планшеты и смартфоны не исключение!) в детском возрасте НЕИЗБЕЖНО приводит к серьезнейшим заболеваниям суставов и зрения, нарушениям слуха и неполадкам в системе кровообращения.
Итак, интернет делает из детей наркоманов, отягощенных вдобавок обычными физическими недомоганиями.
Вопрос МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
Увлеченные компьютером дети привыкают к «виртуальности мира». Вплоть до того, что перестают различать «виртуал» и «реал» и нелепейшим образом гибнут или наносят себе либо сверстникам увечья. Правда, это довольно редкий исход. Но глобальная, чудовищная эпидемия детской жестокости, которую взрослые зачастую просто не могут понять, подавляющим большинством специалистов, изучавших проблему, ОДНОЗНАЧНО связывается с «компьютеризацией сознания». Как и малая морально-психологическая стойкость, и феминистичная истеричность, которая встречается сейчас и у большинства мальчиков, – это все «оттуда».
Но это еще не все. В 1980 году средний русский ребенок 85% свободного времени проводил вне помещения. Из этих процентов, в свою очередь, 92% времени проходили с друзьями-приятелями. В 2014 году (более поздних данных у меня нет)
средний русский ребенок проводил вне помещения 52% времени (в основном цифра «натянута» за счет детей из деревень и небольших городов – дети из крупных населенных пунктов сидят
дома более 90% свободного времени!). И только 82% этого времени проходит с друзьями. В друзьях больше, в сущности, нет нужды: с одной стороны, они всегда в кармане, а с другой – обитающие на экранчике друзья не обязывают ни к чему – ни помочь деньгами, ни вступиться в драке, ни просто пожать руку.
На Западе положение дел еще хуже.
Итак, интернет разрушает границы реального мира в детском сознании и в то же время делает их мизантропичными социофобами.
Вопрос ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ
Если принимать состояние интеллекта среднего 14-летнего жителя СССР в 1980 году за 1,0, то в 2000-м этот показатель составлял 0,75, а в 2014-м– 0,32.
В 1980 году активный словарный запас среднего 14-летнего составлял около 1200 слов. В 2014-м он составлял около 300 слов. Те мучения, которые испытывают дети, которым приходится что-то подробно рассказать или описать на бумаге, почти непередаваемы. Очень многие часто прибегают к жестикуляции вместо недостающих слов – для специалиста это ОЧЕНЬ тревожный сигнал, если кто не знает…
Почти до нуля упало умение детей ПРЕДСТАВЛЯТЬ что-то без наглядной картинки перед глазами. Крайне сузился диапазон детских фантазий и мечтаний.
Подобное сокрушительное падение интеллекта, фактически катастрофическое отупение детей труднообъяснимо большинством бьющих тревогу специалистов. Каких только объяснений они не выдумывают для того, чтобы свести воедино перенасыщенное доступнейшей информацией пространство вокруг нас и повальную тупость детей!
А между тем объяснение очень просто. Привычка носить мозг с собой в кармане и с любым вопросом обращаться в смартфон к Гуглу, а не к памяти в черепушке – это и есть единственная причина. Человеческий мозг без работы атрофируется. Он ПЕРЕСТАЕТ ДУМАТЬ, сводя свою деятельность к минимальному набору «повседневно-выживательных навыков». И то не обязательно: смотрите, кому интересно, что представляют собой японские хикикомори. Там, где мальчишка-1980 соображал и действовал, мальчишка-2014 лезет в карман и давит на сенсоры. Падение интеллекта в мировом масштабе в ближайшие 10–15 лет сделает НЕВОЗМОЖНЫМ безопасное функционирование оставленного нам предками технического наследия – того самого, на котором ДО СИХ ПОР держится вся наша цивилизация.
Многие оправдывают это «изменившимся миром». Многие даже восторгаются этим и твердят, что «старшее поколение ничего не понимает, на самом деле это обычный процесс развития!», докатываясь до отрицания самой нужности интеллекта «современному человеку». Особо продвинутые насмехаются над опасениями по этому поводу, рассказывая, как раньше, в давние времена, точно так же, как сейчас интернета, боялись книг. Мол, ничего же плохого не случилось, наоборот…
Я не знаю, всерьез не понимают разницы между книгой и интернетом эти люди или просто валяют дурака, чтобы «захихикать тему». Да мне это и неинтересно. Я просто резюмирую:
итак, интернет делает детей тупыми, беспомощными в реальной жизни, практически умственно отсталыми людьми.
Вопрос БЕЗОПАСНОСТИ
Недавнюю историю с сайтами самоубийц, когда крайней сделали 14-летнюю девчонку-модератора, помнят, я думаю, все. Причем, что интересно, с высоких трибун тут же заговорили о понижении возраста уголовной ответственности до 12 лет, но никто не заговорил о закрытии интернета для детей… Но разве только сайтами самоубийц ограничивается «черное» влияние интернета? Огромное количество откровенно дебильных сайтов с «приколами», моря поучающего цинизма, заманчиво оформленные «околонаучные» всплески чьего-то больного сознания, океаны технического шума, именуемого «музыкой», ресурсы исламистских и сектантских организаций – все это молниеносно и просто доступно любому ребенку… Никакие родительские блоки и фильтры тут не помогают, существует тьма программ, позволяющих их легко обходить – да и кто ими озабочен, этими блоками и фильтрами? Почти никто из родителей…
А вот еще данные статистики: каждый третий школьник в РФ независимо от пола хотя бы раз подвергался интернет-домогательствам. В РФ каждая 12-я девочка и каждый восьмой мальчик (именно такое соотношение!) в той или иной форме по той или иной причине удовлетворяют через интернет чьи-то сексуальные запросы. Именно благодаря интернету уже много лет назад благополучные и богатые США обогнали по производству детской порнографии печально лидировавшую тут в 90-е РФ – отпала необходимость в поисках и долгой обработке моделей, создании хотя бы временных студий и т.д. Все делается «онлайн», а сами дети не видят в происходящем зачастую ничего страшного, для них это просто способ заработка, как раньше развоз газет или выкашивание лужаек. Деньги же перечисляются им прямо на телефоны, электронные денежные счета или карточки. Контролировать эту гнусную громаду НЕВОЗМОЖНО даже для сверхмощного государства.
Итак, интернет является сейчас крупнейшим распространителем разрушительных, деструктивных идей, а также глобальным потребителем и одновременно производителем детской порнографии.
Вопрос ВЛИЯНИЯ НА УЧЕБУ
Но, может быть, интернет все-таки нужен хотя бы «для учебы»? Эту точку зрения (конечно же, «ссылаясь на передовой зарубежный опыт!») очень часто продвигают педагоги. С непонятным мне безумным упорством. Почему безумным? Да потому, что только безумец станет рассказывать о НЕОБХОДИМОСТИ ИНТЕРНЕТА ДЛЯ ДЕТЕЙ, если его наличие в руках этих детей привело, навскидку, к тому, что, согласно исследованиям независимых экспертов, 82% детей России, живущих в городах с населением более 10 000 человек, В СВОЕЙ ЖИЗНИ САМОСТОЯТЕЛЬНО НЕ НАПИСАЛИ НИ ЕДИНОЙ СТРОЧКИ НИ В ЕДИНОМ СОЧИНЕНИИ. Все сочинения «сдираются» из интернета.
Рассказы о том, что «в интернете дети находят важную информацию, расширяют свой кругозор, зарабатывают честные деньги, общаются со сверстниками» и т.д. и т.п., меня смешат. Эти басни из области прекрасной жизни семирукого восьмиуха – все про него слышали, никто его не видел.
Итак, интернет не просто не помогает детям учиться – он прямо провоцирует их на безделье!
Повторяю – никто так и не смог мне сказать, ЗАЧЕМ ИНТЕРНЕТ НУЖЕН ДЕТЯМ. Из чего я логично заключаю, что движение «интернет нужен детям!» очень нужно ВЗРОСЛЫМ. Самым разным.
И, как говорится, «в последнюю минуту».
Новый министр образования в числе многих других в принципе мне лично очень понравившихся заявлений сделала и следующее: посоветовала родителям контролировать время, которое ребенок проводит в интернете. Но, знаете, я подожду аплодировать и радоваться. Потому что, как сказала одна моя знакомая: «Урезали интернет? Задержался после школы, купил пироженку в кафешке с вай-фаем». И я не думаю, что министр образования не может этого не понимать. Как не может и не понимать того, что этот ее призыв, в сущности, звучит как призыв к родителям «контролировать наркотики» в государстве, где наркотики ЗАКОННО раздаются в буквальном смысле слова на каждом углу. Какова ценность такого призыва? Даже если все родители как один возжелают бороться с наркотой?
Правильно – НУЛЕВАЯ.
Интернет отрезается ТОЛЬКО НА ГОСУДАРСТВЕННОМ УРОВНЕ. Я много раз про это писал. А так может получиться, что интернет, с одной стороны, объявят вредным для детей, а с другой – никто не перестанет продавать им планшеты и смартфоны, не станет запрещать доступ. А крайними виновными будут назначены… правильно, родители, которые «не контролируют». Хотя потребление наркоты нельзя «проконтролировать». Можно только запретить.
Между тем «отключить детей» от интернета массово очень просто. Всего лишь достаточно запретить продавать не достигшим _____ лет любые устройства, имеющие выход туда. И наказывать в случае чего не ребенка, не родителей, а ПРОДАВЦА. (Причем наказывать не рублем из его кармана, а закрытием торговой точки! И никаких исключений!) Запретить в школах предоставлять детям доступ туда. А родителей обязать контролировать посещение детьми интернета дома – под угрозой… нет, не штрафа. И не пресловутого «изъятия» ребенка. А общественных работ всей семьей. При этом вовсе не обязательно «отменять» мобильные телефоны (ребенку любого возраста достаточно простенького телефона за 1000 рублей. Ни планшет, ни смартфон, да еще и каждые полгода новый, ЕМУ НЕ НУЖНЫ!), а за электронные книжки-ридеры я и вовсе ратую последнее время обеими руками.
Вот только все это нанесет сильнейший удар по прибылям множества компаний. А это, как мы знаем, святое. Это честный бизнес.
Это – не дети.
Олег Верещагин
Источник:"Советская Россия" №105 от 24.09.2016.
59 комментариев
8 лет назад
"Я не люблю читать" - после этой фразы надо рвать волосы на жеппе, ибо вы уже упустили.
"а как заставить его читать"?? Никак. Вы его не заставите, потому что вы сами не читаете. Потому что только пример. Только обсуждение прочитанного, или чт
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена