Карл Фаберже и знаменитые Пасхальные яйца. Часть 1
Карл Фаберже - художник и предприниматель, Поставщик Высочайшего двора, Придворный ювелир Императора Всероссийского, короля Шведского и Норвежского, короля Великобританского, короля Сиама, за создание высокохудожественных произведений искусства награжденный российскими орденами Станислава и Св. Анны, болгарским Командорским орденом и французским орденом Почетного легиона, золотыми медалями Всероссийской и Всемирной выставок, - смог создать крупнейшую ювелирную фирму в России, чья деятельность определила развитие ювелирной отрасли конца XIX – начала XX вв., - времени, когда Санкт-Петербург считался одной из ювелирных столиц мира.
Год рождения первого пасхального яйца Фаберже — 1885-й. Оно было заказано ювелиру Александром III в качестве пасхального подарка его супруге — императрице Марии Федоровне. Причем делая заказ, император ничего не сказал о том, как должно выглядеть яичко, но то, что получилось, привело в восторг и монаршую чету, и весь их двор, а затем и всю Европу. С тех пор императорский заказ на пасхальные яйца Фаберже стал регулярным, и эта традиция продлилась до революции 1917 года.
Над их созданием трудились мастера — Михаил Перхин, Генрих Вигстрем, Василий Зуев, Август Хольстрем, все вместе исполнившие 54 пасхальных яйца, ни разу при этом не повторившись.
Сегодня доподлинно известно, что за период с 1885 по 1917 год Фаберже было создано для императорской фамилии 54 яйца. Десять из них изготовлено при жизни Александра III в подарок Марии Федоровне, остальные 44, уже по заказу Николая II, — для вдовствующей императрицы и его супруги, последней российской царицы Александры Федоровны. Ни одно из этих творений не повторяло друг друга, в строжайшей тайне держалось и то, какой сюрприз будет скрыт в новом яичке. Отвечая на вопрос венценосных клиентов, что же будет представлять собой новый пасхальный подарок, Фаберже обычно ограничивался лаконичной фразой, звучавшей примерно так: «Вы останетесь довольны».
Помимо изготовленных для дома Романовых, ставших собственностью царской семьи, яйца Фаберже попали к Нобелю, американской герцогине Мальборо, аристократу Юсупову. Иркутская купчиха, золотопромышленница Варвара Базанова владела семью яйцами от Фаберже.
№1. Курочка. 1885 г.
1 мая 1885 года в день Светлой Пасхи царь Александр III протянул своей возлюбленной царице Марии Федоровне, совершенно неинтересное, белое эмалированное яйцо. Оно было приблизительно 7 см и внешне походило на большое утиное яйцо. Только когда императрица открыла подарок царя, оно выявило свою истинную природу: как в сложной матрешке, в нем находился желток, сделанный из золота, внутри желтка была спрятана золотая курица, сидящая на гнезде из золотой соломы, в курице была спрятана миниатюрная копия императорской короны с алмазами, внутри которой лежал крошечный рубиновый кулон.
Александр очень хотел отвлечь жену от угроз террористов, отвлечь ее от беспокойства за свое положение. Он хотел окунуть ее в воспоминания о счастливом детстве в Дании, когда Марию еще звали Дагмар и когда все еще было безоблачно и беззаботно. В детстве принцессе Дагмар показывали замечательное яйцо из королевского собрания, датированное началом 18-го века. Оно было из слоновой кости, а не из эмали, которую использовал Фаберже и последний открываемый предмет был кольцо, а не кулон, но в любом случае изделия были очень похожи.
Спустя 6 недель после подарка, царский двор выпустил следующее объявление: «Его Императорское Величество дал свое высочайшее разрешение Санкт-петербургскому ювелиру, купцу 2-й гильдии Карлу Фаберже, с магазином на Большой морской, 18, носить титул поставщика императорского двора с правом использовать государственный герб на вывеске магазина». Корона и кулон не сохранились. Продан Кремлем в 20-х годах.
№2. Курочка с сапфировым кулоном 1886 г. Изображение не сохранилось
К большому сожалению изображения нет, как собственно и самого яйца. Яйцо предположительно передано на склад Кремлевской оружейной палаты на хранение в 1917 году.
Золотая курица, усыпанная ограненными розой алмазами, держащая сапфировое яйцо в клюве и сидящая в корзинке, выполненной из золота и алмазов. Нет никаких упоминаний о том, как было оценен подарок, за исключением того, что в 1887 году царь заказал третье яйцо. Затем заказы стали регулярными. Возникла традиция.
С каждым годом ювелир обретал все большую свободу в выполнении ежегодного заказа. Царем были установлены только три правила: подарок должен иметь овальную форму, дизайн не должен повторяться, каждое яйцо должно содержать сюрприз для императрицы. Кроме этого, даже сам царь не мог знать большего. Фаберже отвечал на все вопросы любезным: «Ваше Величество будет доволен». Любознательная княгиня получила однажды едкий ответ: «В этом году яйцо будет квадратным».
На фото подвеска. Золото, нефрит, бриллианты. Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин Россия, С-Петербург, до 1898
№3 Синее яйцо-часы со змеей.
Оно было сделано в 1895 году и стало первым из императорских яиц Фаберже, подаренных Николаем II своей матери, вдовствующей императрице Марии Фёдоровне. Великолепное творение Фаберже в технике quatre couleurs из золота. Эмали эталонного качества нескольких цветов: прозрачные королевского синего цвета, непрозрачные перламутрово-белого и знаменитого «устричного» оттенка. Гильоше, бриллианты. h-18,3см. Дизайн яйца восходит к лучшим традициям Севра. Змея из золота, «насаженная бриллиантами», обвивает корпус. Она неподвижна, голова ее указывает на белую тонкую панель с римскими цифрами. Под панелью скрыт сложный ротационный механизм часов. Маэстро Фаберже был несказанно горд тем, что для этого яйца использовались исключительно драгоценные камни и металлы, добытые в Сибири и на Урале. Объект был продан через «Антиквариат», как обычно, без составления договора продажи в 1927 году. Многие годы галерея WARTSKI искала покупателя. И нашла. Магнат Ставрос Ниаркос, владелец целого флота и судовых верфей, приобрел яйцо в 1972 году. Наконец, в 1974 году, этот объект Фаберже обрел тихую гавань. Хитрый грек преподнес яйцо Князю Монако Ренье III к серебряному юбилею восшествия на трон Гримальди. Сразу же яйцо-часы превратились в предмет восхищения супруги Ренье III Принцессы Грейс, она брала их с собой во время официальных визитов. Во дворце часы неизменно находились в ее личных покоях. Яйцо-часы со змеей получили второе имя: «Часы Принцессы Грейс». После трагической гибели супруги в 1982 году, Князь Ренье приказал опечатать ее покои. Дабы все, чем дорожила Принцесса, оставалось в неприкосновенности. В апреле 2005 год трон унаследовал бонвиван принц Альберт II. С 2008 года объект экспонируется.
№4 Яйцо «Кавказское», 1893.
Техника исполнения- прозрачная эмаль по гильошированному фону, акварельная живопись на кости, чеканка, литье.
Коллекция Матильды Геддингс Грей, Новый Орлеан (Н.Орлеанский музей искусств)
Происхождение: Подарено императором Александром III его жене Императрице Марии Федоровне на Пасху 1893 года.
Галереи Хаммера,Нью Йорк, приобретено у советского правительства около 1927 года.
У младшего брата Николая великого князя Георгия Александровича в октябре 1890 года начался тревожный кашель, позднее стало понятно, что у Георгия туберкулез. Он провел остаток своей короткой жизни в императорском охотничьем домике на Кавказе, где климат, как считалось, был более здоровым, чем пагубная зима и сомнительное лето Центральной части России. В детстве Георгий был изрядным шутником. После его смерти в 1899 году в возрасте всего лишь 28 лет, Николай, к тому времени уже царь, время от времени посмеивался, вспоминая некоторые из его особенно успешных авантюр. Вынужденное изгнание Георгия за тысячи миль от семьи Фаберже выразил в «Кавказском яйце». На верхушке прикреплен портрет Великого князя, который нужно смотреть через плоский алмаз, а по краям портрета четыре открытые панели с миниатюрными видами домика, где Георгий провел последние годы своей жизни. Над панелями алмазами обозначен год - 1893. Само яйцо сделано из четырех-цветного золота, серебра и платины и покрыто рубиново-красной эмалью. Контраст между вульгарной роскошью и простой жизнью, изображенной на миниатюрах, поразителен. Возможно это сказано слишком сильно, но совокупность миниатюр больше говорит об одиночестве, чем мог бы сказать портрет.
№5 Яйцо в стиле Ренессанс, 1894 г.
Мастер - Михаил Перхин
Высота - 14 см
Материалы- белый агат, золото, прозрачная зеленая, красная и синяя эмаль. Непрозрачная черная и белая эмаль, бриллианты, рубины. Резьба, чеканка.
Коллекция журнала «Форбс», Нью Йорк.
Происхождение: Подарок Императрице Марии Федоровне от Императора Александра III на Пасху 1894 года.
Приобретено Армандом Хаммером около 1927 года. Мистер и Миссис Генри Тальбот де Вере, Клифтон,Англия. Мистер и Миссис Джек Лински,Нью Йорк.
Яйцо «Ренессанс» это уже десятое традиционное пасхальное яйцо, подаренное Марии Федоровне мужем. Она получила подарок в Гатчине. Яйцо было вырезано из прозрачного тонкого агата, разновидности кварца. Практически такое же хрупкое, как настоящее яйцо, оно было украшено наподобие торта алмазами, рубинами и цветной эмалью. Это одно из немногих яиц Фаберже, которое было как бы вытянуто по горизонтали и имело необычную выпуклую форму. Похожее на украшенный драгоценными камнями ларец для драгоценностей, оно было выполнено в виде шкатулки восемнадцатого столетия, которую Фаберже видел в Дрездене еще школьником. Однако, содержимое яйца давно исчезло, а без сюрприза изделие само по себе было не очень интересно. Во время празднования пасхи мысли Марии Федоровны были в Германии, где счастливый Николай наконец-то получил согласие Аликс на брак. Аликс очень долго сопротивлялась переходу в православную веру. Это не было простой прихотью. Аликс выражала твердую уверенность в своей протестантской вере и практически не оставляла никаких возможностей для дальнейшего убеждения. Николай в начале апреля 1894 года официально предложил Аликс руку и сердце, но был встречен с прежней непримиримостью. Два часа беседы ни к чему не привели. Все, что Аликс могла ответить на просьбы Николая, было тихим «Нет, я не могу», при этом слезы катились у нее по щекам. Однако, Николай был настроен решительно и у него нашлись союзники среди других царственных особ. В общем крепость пала и Мария Федоровна, получая очередной подарок на Пасху уже думала о скорейшей свадьбе.
№6. Яйцо с бутоном розы, 1895 г.
Мастер - Михаил Перхин
Материалы - цветное золото, прозрачная красная и непрозрачная белая эмаль. Бриллианты, бархат.
Бутон из золота, непрозрачной желтой и зеленой эмали.
Высота - 6,8см
Происхождение- коллекция журнала «Форбс», Виктор Вексельберг.
За этот год произошли серьезные события. 20 октября 1894 года Александр III умер, ему было всего 49 лет. На следующее утро состоялась короткая служба, на которой Аликс приняла православие. Принцесса Аликс Гессенская, бывшая лютеранка, теперь была «истинной веры великой княгиней Александрой Федоровной». Спустя неделю после похорон свекра, которого, она едва знала, Александра Федоровна примерила платье, которое носили многие поколения российских великих княгинь в день их свадьбы. Трехметровый шлейф из серебряной ткани был оторочен мехом горностая. Говорят, что Мария Федоровна так прокомментировала это: «Да, я знаю, как это тяжело. Но боюсь, что это - только наименьшая из тяжестей, которые предстоит нести российской императрице». А Александра вынесла дню своей свадьбы жестокий приговор: «Свадьба показалась лишь продолжением долгих похоронных церемоний»
«Бутон розы» это первое яйцо, подаренное Александре Федоровне. Все. Теперь Аликс законная супруга Николая и по традиции будет получать на пасху подарок. То есть теперь в год у нас получается два императорских яйца. Марии Федоровне и Александре Федоровне. Николай будет дарить подарок и матери и жене. Александра Федоровна получила первое яйцо, Мария Федоровна - 11 , наверное, следующим в показе у нас будет оно »Двенадцать монограмм».
Фаберже начал решать серьезную задачу, как угодить Александре. Яйцо «Бутон розы» было сравнительно небольшим. Можно было бы счесть красный цвет эмали слишком насыщенным, поскольку он мог напоминать те яркие пятна, которые выступали на лице царицы на людях, а выбор желтой эмали для окраски бутона розы внутри яйца также кажется неудачным. Хотя в Германии это сочли бы самым благородным цветом для розы, Александра, возможно, знала о традиционном использовании желтых роз, как подарка, свидетельствующего о конце отношений. Даже если так, это вряд ли разволновало ее. Она была беременна и радовалась своей замужней жизни. В любом случае она, должно быть, была очарована двумя сюрпризами, появлявшимися, когда лепестки бутона разворачивались: это были императорская корона и рубиновый кулон, похожий на тот, что находился в курице в первом яйце, подаренном Марии. Параллель была, конечно, намеренной: Фаберже с нетерпением ждал возможности узнать, как будут развиваться его отношения с новой царицей, будут ли они столь же счастливыми и столь же прибыльными, как с ее предшественницей.
Кстати, яйцо реставрировано. Оно было повреждено в ходе семейной ссоры.
PS Корона и кулон, которые находились внутри розы, теперь отсутствуют.
№7 Яйцо с моделью крейсера «Память Азова» 1891 г.
Материалы - золото, платина, бриллианты, рубины, гелиотроп, аквамарин и бархат.
Высота - 9,3 см
Местонахождение- Государственные музеи Кремля.
Происхождение- подарок Императрице Марии Федоровне от Императора Александра III на Пасху 1891 года.
В октябре 1890 года цесаревич Николай взошел на борт российского военно-морского судна «Память Азова», чтобы отправиться в девятимесячный поход вокруг Южной Азии. У его родителей было много причин послать его в эту поездку. Николаю было в тот момент 22 года, ему нужно было расширить свой кругозор. Это плавание также могло помочь ему забыть о начинающемся безумном увлечении Матильдой Кшесинской, семнадцатилетней балериной императорского балета. В этом плавании его сопровождал Георгий, ему нужно было подлечить кашель. И, наконец, у этой поездки был дипломатический аспект. Николай должен был представлять Россию, при каждой остановке встречаясь с иностранными сановниками.
Яйцо «память Азова» было подарено Марии Александром в то время, когда оба их сына находились вдали от дома. В яйце находится сюрприз: точная копия крейсера из золота и платины, в котором путешествовали эти два молодых человека. Алмазы изображали иллюминаторы, оснащение было точно скопировано с оригинала, якорная цепь и оружие двигались. Модель опиралась на пластину, сделанную из аквамарина, изображающего воду. Само яйцо, чуть ниже 10 см в высоту, было вырезано из цельного куска гелиотропа, испещренного красными и синими прожилками, и украшено золотыми завитками в стиле рококо. Марии, по-видимому, очень понравилось это яйцо, пробудив в ней сильные эмоции.
Независимо от того, какие цели их Величества связывали с поездкой их сыновей, сомнительно, что они были достигнуты. Николай мало расширял свой кругозор, в Египте его внимание занимали исполнительницы танца живота, а не местные достопримечательности. Георгий покинул корабль из-за того, что у него усилился кашель, к тому же у него возникла лихорадка. А в Японии с Николаем произошел опасный инцидент. На улице на цесаревича напал вооруженный мечом полицейский с намерением зарубить его. Царевич получил довольно серьезное ранение, шрам от которого остался на всю жизнь, быстрая реакция кузена Николая спасла ему жизнь. Дальнейшие дипломатические реверансы Николаю трудно было соблюдать. И, наконец, когда Николай возвратился в Санкт-Петербург, он снова возобновил свою связь с Кшесинской».
Путешествовали на крейсере 9,5 месяцев. Фаберже тоже путешествовал с царевичами. В Сиаме (Тайланд) была остановка, Фаберже получил заказ от сиамского короля, Фаберже сделал нефритового Будду. Из путешествия вернулись «сухим» путём. Во Владивостоке заложили 1-ю железную дорогу.
№ 8 Яйцо с Датскими дворами 1890 г.
Мастер - Михаил Перхин
Материалы - зеленое и розовое золото, розовато-лиловая опаловая эмаль по гильошированному фону, звездчатые сапфиры, изумруд, бриллианты огранки «роза».
Карман и подкладка из красного бархата.
Ширма - зеленое и цветное золото, акварель по перламутру.
Высота - 10,1 см
Коллекция Матильды Геддингс Грей, Новый Орлеан.
Происхождение - подарено Императором Александром III его жене Императрице Марии Федоровне на Пасху 1890 года.
Галереи Хаммера, Нью Йорк. Приобретено у советского правительства около 1927 года.
«Датские дворцы». Увеличение свободы творчества Фаберже происходило постепенно, но к 1890 она была уже полной. Яйцо этого года было настолько сложным, что на его создание нужно было не меньше 12 месяцев. Это великолепное, блестяще выполненное изделие. Оно сделано из цветного золота, покрытого совершенно гладкой эмалью, на фоне молочно-розовой прозрачности которой ярко выделяются ограненные розой алмазы и изумруды, которые образуют сетку на его поверхности. Сюрприз, скрытый в яйце, показывает, насколько Фаберже начал понимать своего истинного клиента, Марию Федоровну. Яйцо открывается и внутри его оказывается золотой экран с десятью перламутровыми панелями. На каждой панели располагается изящная акварель кисти придворного миниатюриста Константина Крижицкого. Пять изображений датских королевских резиденций, на двух следующих - виды дворца в Петергофе, на одной панели изображен Гатчинский дворец и, наконец, ряд изображений завершался изображениями двух императорских яхт «Полярная звезда» и «Царевна». Как и яйцо «Курочка», сделанное за пять лет до этого, оно напоминало Марии о ее детстве, но на сей раз Фаберже создал откровенно персонифицированный подарок. Это был уникальный образ получательницы подарка - он напоминал ей о датском происхождении и о роскоши, которой она теперь наслаждалась в России.
№9. Яйцо в память о коронации, Петербург, 1897 г.
Мастера - Михаил Перхин и Генрих Вигстрем, карета - Георг Штайн.
Высота яйца - 12,6см, высота кареты - 9,3 см
Материалы - цветное золото, прозрачная желто-зеленая и непрозрачная черная эмаль. Бриллианты, бархат. Модель кареты - золото, платина, красная эмаль, бриллианты, рубины, хрусталь.
Происхождение - подарено Императором Николаем II его жене Императрице Александре Федоровне на Пасху 1897 года.
Приобретено Эмануэлем Сноумэном для Уартски, Лондон, около 1927 года.
Николай подарил Александре яйцо, которое многие считают «самым значительным произведением Фаберже по общественному поводу». Оно было посвящено их совместной коронации как императора и императрицы в 1896 году и стало примером совершенства как идея проекта, цвет, работа по металлу и сюрприз. Сделанное из красного золота, яйцо покрыто великолепной переливчатой желтой эмалью, окруженной золотой решеткой, наверху-выполненный из черной эмали романовский орел. Цветовая комбинация должна была вызывать в памяти золотые одеяния, которые были на царице во время церемонии. В яйце находилась точная копия коронационной кареты Александры. Только на ее изготовление понадобилось пятнадцать месяцев работы молодого ювелира двадцатитрехлетнего Георгия Штейна, глаза которого были способны справиться с созданием невероятно мелких деталей золотой кареты. Она была полностью выполнена на шарнирах, украшена красной эмалью и алмазами, ее окна были сделаны из горного хрусталя, а колеса - из платины. Даже сегодня это изысканное произведение искусства вызывает удивление - карета производит впечатление пружинистой и легкой в управлении, что это кажется просто невозможным.
Так что, с одной стороны яйцо - наглядная демонстрация гения Фаберже. С другой стороны, с точки зрения получателя яйца, едва ли можно было сделать нечто менее приятное. На Пасху 1897 года императорская чета предпочла бы забыть событие, которое должно было стать одним из значительнейших событий царствования Николая. Что касается Александры, то точная копия ее кареты могла быть лишь неприятным воспоминанием о ее поездке в Москву: бурные приветствия ее свекрови, несколько более спокойный прием, оказанный ее мужу, и мрачная тишина, которой приветствовали ее, пришедшую со стороны немку. Уже тогда она почувствовала непопулярность, которая будет характеризовать все ее царствование.
Однако самую мрачную тень отбросила на зрелище коронации трагедия, которая произошла несколькими днями позже на Ходынском поле на окраине Москвы. Это было традиционное место, где москвичи приветствовали своего нового царя. Но, за тринадцать лет, прошедшие после коронации Александра III город невероятно расширился и власти были совершенно не готовы к прибытию полумиллиона человек. Толчея и паника. Число убитых можно оценивать только приблизительно: должностные лица Николая оценили число погибших в 500 человек, но истинная цифра скорее ближе к 5000. Трагедия. Но что больше всего подданные, включая членов императорской семьи, не могли простить Николаю, так это его реакцию на трагедию. Под влиянием своих властных дядей, царь даже не предложил отменить бал у французского посла, который происходил вечером того дня. Двор танцевал в то время, когда умирали раненые на Ходынке. Последующие посещения императором больницы и пожертвования , которые он сделал семьям своих жертв, не могли исправить положение. Все это наложило неприятный отпечаток на остальное царствование Николая.
Но, у Александры было еще особенно тяжелое воспоминание о коронации. Согласно словам ее горничной Марфы Мухановой, напряжение этих дней вызвало у Александры выкидыш. Это и само по себе было достаточно печальным событием, но самым неприятным было то, что доктор Александры был убежден: не родившийся ребенок - мальчик, царевич, которого так отчаянно желали она и Николай. Наверняка каждый взгляд на яйцо напоминал императрице о ее потере.
Интересный момент о чувствах самого Фаберже. Он был на коронации. В последствии он рассказал об этом событии только одну историю. Фаберже двигался вслед за церемонией на ее четырехколесном экипаже, лучшие годы которого были позади. Во время поездки днище выпало, но седок продолжал двигаться пешком, перебирая ногами внутри кабриолета. Потрясающий образ: ясно, что ювелир думал при создании яйца о средстве передвижения, столь сильно отличающимся от кареты Александры.
№10. Яйцо с ландышами, Петербург, 1898 г.
Мастер - Михаил Перхин
Материалы-золото, прозрачная золотая и розовая эмаль, бриллианты, рубины, жемчуг, хрусталь, слоновая кость.
Высота - 20 см
Происхождение - подарено Императором Николаем II его жене Императрице Александре Федоровне на Пасху 1898 года.
Приобретено Эмануэлем Сноуманом для Уартски. Лондон,около 1927 года. Коллекция журнала «Форбс», Виктор Весельберг.
Из всех творений Фаберже это яйцо одно из самых красивых. В яйце «Ландыши» есть то, что сразу привлекает внимание. Возможно, это то, как при освещении под определенным углом под розовой эмалью проступает золотистый тон подложки. Возможно, это нежность, с которой жемчужинки свисают по бокам яйца, изображая стилизованные ландыши. Они были одними из любимых цветов Александры, и она не могла не оценить также стиль ар-нуво, в котором было выполнено это яйцо - новая отправная точка для ювелира, который больше черпал вдохновение во французскои искусстве восемнадцатого столетия. Сама Александра продолжала использовать тему ар-нуво при ремонте Александровского дворца.
Больше всего понравился Александре сюрприз яйца. При нажатии на жемчужную кнопку сбоку яйца появлялись три миниатюры и веером разворачивались на верхушке: на центральной был изображен Николай в военной форме, а по бокам располагались портреты великих княгинь Ольги и Татьяны, двух старших детей Александры. Это были без сомнения три человека, которых Александра любила больше всех на свете. Она была рождена, чтобы быть матерью, и до безумия любила своих девочек - обеим было тогда меньше 3-х лет - настолько, что это еще больше усиливало неудовольствие санкт-петербургского света. Даже ее бабушка, королева Виктория, которая была сама заботливой матерью, считала, что она слишком затянула с кормлением грудью. При отсутствии сына, Фаберже не мог продолжать создавать яйца, которые славили бы бесполезных для продолжения династии дочерей, однако, родители их очень любили. Яйцо «Ландыши» не стало началом новой серии произведений. Фаберже пришлось искать вдохновение в ином. Поэтому в следующие несколько лет почти каждое яйцо, предназначенное для Александры, будет сложным, но обезличенным украшением, либо акцент будет делаться на главных событиях царствования ее мужа. Фаберже негде было развернуться.
Продолжение следует....
Источник:
4 комментария
8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена