История одного Источника
В полутора километрах к северу от города есть овраг. Такой же, как и сотни других оврагов, но имеющий два существенных отличия. Во-первых, этот овраг имеет имя собственное «Касауров овраг». Почему так он называется, никто не знает. Название это прошло сквозь века, передаваясь из поколения в поколение, так и не закрепившись на топографических картах, но оставшись в народной памяти. А во-вторых в вершине оврага бьет родник, про который всегда знали, что он святой, с очень чистой и вкусной водой. В чем святость родника никто не помнил, но об этом напоминали два установленных там старых железных креста, да и рассказ одной жительницы, утверждавшей, что получила здесь исцеление от неизлечимого заболевания в 80-х годах XX века. Редкие путники заходили к нему набрать воды и утолить жажду, т.к. дороги к роднику не было.
Вид родника до 2007 года
Новую жизнь родник получил летом 2007 года, когда несколько жителей решили его немного подправить. Сруб колодца к тому времени совсем прогнил, а металлический желоб проржавел. В ходе расчистки истока был найден камень на котором была написана икона преподобного Серафима Саровского, молящегося Божьей матери. Камень и сегодня находится на Источнике.
Камень, найденный при расчистке истока родника
Обретение камня стало большим событием в жизни небольшого города, и в считанные дни об этом знал практически каждый житель. Следует отметить, что жители Спасска (ранее Беднодемьяновска) исторически очень воцерковлены, и по этой причине случившееся воспринялось как знамение, и каждый хотел быть к нему причастным, внеся свою лепту в благоустройство родника. Многие собрали деньги, многие приходили работать. Так над Источником появилась часовенка, а рядом было решено строить купальню.
Работы на роднике. 2007 год
Затем были оборудованы дорожки, выложен плитами спуск, сварены перила, высажены деревья, произведены многие другие работы. И общими трудами родник обрел совсем другой вид, став городской достопримечательностью.
Внешний вид часовни, купальни и прилегающей территории
Внутри часовни.
Внутри купальни.
С тех пор на Источнике стали проводить богослужения и ежегодно празднуют Крещение Господня
Православные праздники на Источнике
На этом бы и историю можно заканчивать, но спустя девять лет она получила продолжение. 6 мая 2016 года в праздник Иконы Божией Матери «Живоносный Источник» на родник был совершен Крестный ход от Храма Вознесения. Так случилось, что в этот день из Пензы в Дивеево возвращалась икона Царицы Александры – жены царя страстотерпца Николая II. Сопровождающие икону остановились в Спасске на обед и, узнав о Крестном ходе, решили присоединиться. Так икона царицы Александры новой из Дивеево посетила родник. Присутствующие рассказывали, что достигнув родника, во время молебна, почувствовали благоухание, исходившее от образа. Это событие произвело на всех неизгладимое впечатление, было решено установить на том месте, где стояла икона царицы Поклонный крест.
Крест изготовили за месяц местные жители, и на 12 июня 2016 года было запланировано пройти Крестным ходом и установить его на Источнике. Так случилось, что в этот день через город своим Крестным ходом проходили казаки с Табынской иконой Божией Матери. Они направлялись в Екатеринбург на Царский Крестный ход, проходивший 16-17 июля. За последние шесть лет казачий расчет с Табынской иконой Божией Матери прошел более 1700 населенных пунктов России и мира, они были в Косово, Сербии, Абхазии и Осетии. Узнав об Источнике и событиях связанных с ним, они отклонились от своего маршрута и направились на родник общим Крестным ходом.
Крестный ход 12 июня 2016 г
Поклонный крест
Все произошедшее очередной раз всколыхнула сердца людей, и обустройство Источника началось с новыми силами. На этот раз один из жителей решил воздвигнуть за крестом часовню, на что получил благословление правящего архиерея. Хотя для постройки и установки часовни были наняты строители, многие люди приходили им помогать. Кто-то привез песок, кто-то копал фундамент, кто-то помогал техникой.
Работы по возведению часовни
И вот 22 октября 2016 года на роднике прошло освящение вновь построенной часовни, которую назвали в честь Иконы Божией Матери «Живоносный Источник»
Наблюдая преображение старого оврага, многие задались вопросами: «А что же это за место? Почему его чтили многие поколения? Откуда здесь старые кресты?»
Изучение церковных архивов в Спасске ничего не дало, в Пензенских архивах было искать бессмысленно, т.к. Спасский уезд относился ранее к Тамбовской губернии и вошел в состав Пензенской области только в 1926 году. В Тамбов же было ехать далеко. Опять помог случай. В семейном фотоархиве одной из жительниц Спасска сохранилась старая фотография, как утверждается, сделанная на этом роднике.
Подпись к фотографии гласит: «Фото 1917 года въ июле мс-це. Городъ Спасскъ Тамбовской Губернии. Крестный ходъ съ Сарова. Настоятель – О. Тихонъ.»
Т.к. архивных данных не было найдено, то дальше в этой истории будут только предположения. Через открытые данные в интернет велись поиски, что или кто объединяет Спасск, Саров, Дивеево и Царскую семью.
В «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», составленной будущим священномучеником Серафимом (Чичаговым) и изданной в 1904 году, в главе XXXII есть жизнеописание блаженной Прасковьи Ивановны, так называемой Паши Саровской:
«Блаженная Прасковья Ивановна, (в миру Ирина) всем известная по данному ей прозвищу «Паша Саровская» и почитаемая в обители за «маменьку», родилась в 1975 году в Тамбовской губернии Спасского уезда, в селе Никольском, в поместье г-д Булыгиных. Господа отдали ее 17 лет против желания и воли замуж за крестьянина Феодора. По прошествии 15 лет г-да Булыгины продали их другим помещикам — немцам, господам Шмидтам, в татарское село Сургодь. Чрез пять лет после этого переселения муж Ирины заболел чахоткой и умер. Тогда господа ее взяли в кухарки и экономки. По обвинению в краже ее зверски избили солдаты, истязали, пробили ей голову, порвали уши... Позже подтвердилась ее непричастность к краже.
После перенесенного истязания невинная Ирина не была в силах жить у господ «нехристей» и в один прекрасный день ушла. Помещик подал заявление о ее пропаже. Через полтора года ее нашли в Киеве среди богомольцев. Ирину посадили в острог и препроводили по принадлежности к помещику. Шмидты, чувствуя свою вину и как они жестоко отнеслись к ней, простили Ирину, желая опять пользоваться ее услугами и стараниями исполнять свои послушания. Господа сделали Ирину огородницей. Она убежала вторично.
Через год, по объявлению, ее опять нашли в Киеве и арестовали. Снова ей пришлось претерпеть страдания острога, этапного препровождения к помещикам, и наконец, к довершению всех испытаний, господа не приняли ее и выгнали раздетую, без куска хлеба на улицу деревни.
Пять лет она бродила по селу как помешанная, служа посмешищем не только детей, но и всех крестьян. Тут она выработала привычку жить все четыре времени года на воздухе, голодать, терпеть стужу и затем пропала. За неимением личных сведений мы не можем сказать, где она жила до переселения в Саровский лес, или она прямо удалилась туда из господской деревни...»
Карта Спасского уезда Тамбовской губернии 1867г. (фрагмент)
Соотнеся жизнеописание с картой того времени можно увидеть, что г. Спасск, села Никольское, Сургодь, Шмидовка (вероятно тоже владение Шмидтов) и родник находятся в пешей доступности и возможно именно в этом овраге и возле этого Источника она жила и молилась эти пять лет.
«…В Саровском лесу она пребывала, по свидетельству монашествующих в пустыни, около 30 лет; жила в пещере, которую себе вырыла. Говорят, что у нее было несколько пещер, в разных местах обширного непроходимого леса, переполненного хищными зверями и медведями. Ходила она временами в Саров, в Дивеево, и ее чаще видели на Саровской мельнице, куда она являлась работать на живущих там монахов.
После кончины 30 января 1884 года (по ст. ст.) блаженной Пелагеи Дивеевской Параскева навсегда поселилась в Серафимо-Дивеевском монастыре, где приобрела буквально всероссийскую известность благодаря дару прозорливости.
Во время саровских торжеств 1903 года по канонизации преподобного Серафима Саровского блаженную посетили император Николай II с императрицей Александрой и члены царской семьи. Согласно дивеевскому преданию, Параскева предсказала им рождение сына-наследника. С этого времени началось почитание старицы царской семьей, так что, по свидетельству ее келейницы Евдокии Барсковой, к блаженной постоянно приезжали великие князья с вопросами от государя…»
Таким образом, установившаяся в настоящее время связь между Живоносным Источником г. Спасска, преподобным Серафимом Саровским и Царской семьей, переплетается с историческими событиями более чем 100-летней давности.
Повторимся, что сделанные выводы не более чем предположения, основанные на ряде косвенных совпадений. Более подробная информация, возможно, есть в архивах Серафимо-Дивеевского монастыря, но доступа к ним пока нет.
Но есть родник, есть купальня, есть Поклонный крест, есть изумительной красоты часовня. Есть место, куда приходят за физическим и душевным исцелением. И что самое главное - постоянно находятся люди, которые глубоко проникаются этой историей и вносят свою лепту в благоустройство родника. Людей этих так много, что мы не стали перечислять их здесь по фамилиям, дабы никого не забыть и никого не обидеть. Да и история эта не о людях, это история о Святом месте, история одного Источника.
50 комментариев
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена