Чтобы помнили
Мари́на Григо́рьевна Го́луб (8 декабря 1957, Москва — 9 октября 2012, там же) — советская и российская актриса театра и кино, телеведущая, заслуженная артистка Российской Федерации (1995).
Марина Григорьевна Голуб родилась в семье артистки театра им. Гоголя Людмилы Голуб и бывшего разведчика, полковника ГРУ Григория Голуба.
К актерской жизни Марину тянуло с детства. В 1975 году она окончила московскую среднюю школу №33 и собралась поступать в Школу-студию МХАТ. Мать Марины, хорошо знакомая с реалиями и подводными камнями актерской профессии, была против такого выбора дочери и всячески ее отговаривала. Однако Марина сумела настоять на своем. В Школу-студию она поступила с первого раза и была зачислена на семинар В. Манюкова.
Школу-студию МХАТ Марина окончила в 1979 году. На курсе девушка считалась одной из лучших студенток, все пророчили ей большое будущее. Критика благосклонно относилась к ней, дипломные спектакли были великолепными, начали появляться восторженные статьи… Однако по окончании Школы-студии Марина неожиданно для всех и для самой себя оказалась без работы. Поколение актеров конца 70-х было очень талантливым, и театры оказались просто переполненными одаренной молодежью. А Марина с ее слишком ярким, эксцентричным характером в официальный театр того времени не слишком-то вписывалась.
Мать посоветовала ей пойти работать в эстраду. Марина Голуб с детства мечтала стать актрисой В отделе сатиры и юмора Москонцерта Марина Григорьевна работала три года. Дебютировала она на эстрадной сцене с отрывком из «Материнского поля» Чингиза Айтматова, зал воспринял ее с необычайным воодушевлением. В Москонцерте Марина не только выступала с концертами, но и вела их. Были и первые гастроли по СССР.
В 1981 году Константин Райкин ушел из «Современника» и занялся набором новой труппы для спектакля «Лица», сформировавшей впоследствии театр «Сатирикон». В числе прочих актеров Райкин пригласил в «Лица» и Марину Голуб. «Сатирикон» стал домом для Марины Григорьевны до 1987 года.
В 1987 году в Москве был основан Московский еврейский театр «Шалом». Должность художественного руководителя в «Шаломе» получил Александр Левенбук, хорошо знавший Людмилу Голуб и высоко ценивший актерский талант ее дочери. Когда Левенбук предложил Марине роль в спектакле «Поезд за счастьем», она согласилась, не раздумывая – карьера в «Сатириконе» складывалась не очень-то удачно.
«Поезд за счастьем» оказался успешным, с этой постановкой «Шалом» гастролировал по всему СССР и Европе. Везде спектакль воспринимался восторженно. Однако дальнейшие постановки «Шалома» оказались не столь великолепными. Оригинальная драматургия Еврейского театра постепенно сходила «на нет».
Параллельно с работой в театрах Марина Голуб играла в кино. Но роли были минутными, эпизодическими. Самая заметная роль Марины тех лет – Верка в дилогии «Юность Петра» и «В начале славных дел». Все это, конечно, не давало Марине повода для оптимизма. Годы неумолимо шли вперед, а известности не было вопреки всем пророчествам студенческих лет. Марина отчаивалась, но ни разу не думала о том, чтобы сменить профессию. Актриса постоянно находилась в творческом поиске, пробовала новые для себя роли, работала над собой. Все было тщетно, но Марина Григорьевна не падала духом, веря, что все еще впереди.
В начале девяностых постоянный творческий поиск Марины привел ее на телевидение. Дебютировала актриса в качестве телеведущей программы «Праздник каждый день», к которой сама писала сценарии, исполняла все роли. Работа на телевидении Марине нравилась, но «Праздник каждый день» не давал ей возможности максимально проявить свой талант.
Однако вскоре Марине выпал наконец-таки шанс реализовать себя полностью. Однажды Олег Марусев, хороший друг Марины, позвал ее в телеигру «Пойми меня». На съемках проекта талантливую актрису заметил тогдашний генеральный продюсер АТВ Анатолий Малкин. Как раз в то время Малкин задумывался над реализацией для ОРТ проекта всероссийского телевизионного конкурса народных частушек, однако никто из ведущих не подходил для этого проекта.
Конкуренция на эту роль была огромнейшей, но все артисты не устраивали Малкина. Он предложил попробоваться Марине. На пробах все сомнения отпали – это была именно ее роль. Малкин утвердил актрису безоговорочно. Вскоре проект, названный «Эх, Семеновна!», вышел на телеэкраны и сразу же полюбился зрительской аудитории.
В конкурсе участвовали люди с разных частей России, исполняя частушки собственного и не только сочинения, часто скабрезные и пошловатые, порой с нецензурщиной, которую перед эфиром приходилось «запикивать». У многих эти моменты вызывали неприятие, отторжение, однако Марина всегда говорила, что частушка – это художественный образ, который именно таким и должен быть. Саму ведущую матерные словечки и юмор «ниже пояса» нисколько не пугали, она гармонично вписалась в программу, став неотъемлемой ее частью и придав проекту определенный неповторимый колорит.
После «Семеновны» Марина снова практически пропала с телеэкранов и театральной сцены. Но безвестность Голуб длилась аккурат до начала нового века. В 2000 году британский режиссер Деклан Доннеллан пригласил актрису на роль хозяйки корчмы в постановке Международной Конфедерации Театральных союзов «Борис Годунов». Спектакль был показан на французском Авиньонском театральном фестивале, где имел большой успех. После премьеры «Годунова» к Марине подошла французская актриса Жюльет Бинош и сказала Марине: «Это фантастика!».
Двухтысячные будто бы расплачивались с Голуб за годы безвестности в «Сатириконе» и «Шаломе». Марина не успевала сниматься во всех фильмах, куда ее наперебой приглашали режиссеры, играла в театре, не оставляла и работу на телевидении…
Марина Голуб блестяще вписывалась практически в любую картину, постановку, проявляя присущее истинно талантливому человеку чувство меры – никогда не переиргывала, никогда не стремилась «затмить» собой других актеров. Любое ее появление на сцене или экране сопровождалось оптимизмом и радостью. Самыми значительными из десятков киноработ Марины в двухтысячных годах можно назвать сериалы «Дневник убийцы» (роль – госпожа Лазурская), «Узкий мост» (Лера), «Ангел-хранитель» (Эвелина Львовна), комедию «Бедные родственники» (Белла), детектив «Такси для ангела» (Аглая), комедию «Пять невест» (Галина Никишина).
Карьера на телевидении тоже удавалась – сначала «Утренняя почта», потом проект «Девчата» на телеканале «Россия».
В 2010 году Марина сыграла свою лучшую роль – Васса в спектакле МХТ «Васса Железнова». Публика и критика, привыкшая к гротескному амплуа Марины Григорьевны, неожиданно познакомилась с мощнейшим драматическим потенциалом актрисы. Актриса говорила об этой роли: «Это роль моей судьбы». Зрители считали также.
Илья Эренбург, режиссер спектакля, сначала не собирался отрабатывать роль с Мариной, однако актриса, почувствовавшая «свою» роль, настояла, проявила жесткость и терпение. На репетициях Эренбург понял – это произведет фурор. Так и получилось. За роль Вассы Марине Голуб был вручен приз зрительских симпатий «Звезда Театрала».
Судьба так и не успела полностью расплатиться с Мариной за годы забвения. На пике своей популярности, на самом взлете талантливейшая актриса ушла из жизни. Трагедия произошла 9 октября 2012 года в Москве.
Марина возвращалась домой в автомобиле «Hyundai», за рулем которого был ее знакомый. Оставалось совсем немного до дома, но доехать в тот вечер им было не суждено. Перекресток проспекта Вернадского и улицы Лобачевского оказался для них роковым: на полной скорости в «Hyundai» врезался «Cadillac». И Марина, и ее знакомый погибли на месте.
Марину кремировали. Церемония захоронения праха состоялась 18 октября на Троекуровском кладбище.
14 комментариев
8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена