Вернем школе лучшее,что в ней было!
Все хорошее в этом мире начинается с детей.
Так было и в этой истории.
Русская классическая школа (РКШ), о которой сегодня столько говорят по всей стране, началась с того, что Татьяна Алтушкина, мама шестерых детей, устрашилась повести своих младших детей в ближайшее к дому общеобразовательное учреждение.
- Моим детишкам довелось начинать школьные годы в нулевые, когда сама атмосфера в стране была очень накалена негативом к школе, к системе образования в целом. И во мне поселился страх, который испытывает сейчас, наверное, каждая мама первоклассника. Мне было жалко живых и сообразительных детей. Я не на шутку волновалась, как они пройдут через эту школьную мясорубку. Одиннадцать лет жизни – это огромный период, за который при неумелом подходе в вопросах образования и педагогики из человека можно сделать фарш. Я боялась, что моих детей сломают, превратят в невротиков, что они на всю жизнь возненавидят учебу. Мне хотелось дать им системное, фундаментальное, полное образование, чтобы у ребят сформировалась не поверхностная, а целостная картина мира; чтобы школьные годы помнились им не как бесконечный кошмар, а как радостная, творческая часть их взросления.
Т.Алтушкина с учениками.
Так в голову пришла мысль о создании собственной школы. Финансовые возможности это позволяли. Сразу объявились мамочки-единомышленницы, и мы, подыскав учительницу, не мешкая, открыли свой маленький первый класс. В нем сидело за партами всего 6 человек.
…С тех пор прошло десять лет. Русская классическая школа в Екатеринбургекак альтернатива действующим образовательным программам разрослась и сегодня имеет множество последователей по всей России – в Москве,Звенигороде, Переяславле-Залесском, Омске, Казани, Краснодаре,Астрахани, Тольятти, Рязани, Ростове-на-Дону, Симферополе, Волгоградской области. Причем директор школы в Крыму добилась официального разрешения работать по учебникам РКШ. Кроме того, те же принципы исповедует одна из школ в Казахстане (Алматы). До трагических событий на Украине по системе РКШ преподавали 2 школы в Киеве и одна в Харькове. Причем харьковская школа и сейчас действует, несмотря на известные сложности.
РКШ безвозмездно распространяет свой опыт – на семинарах для учителей и отсылая всем желающим учебно-методические комплекты, изданные на собственные средства. Учителя и родители дружно признают, что это то, о чем им давно мечталось. Точнее, это то родное, эффективное, неоднократно проверенное временем, что оказалось понапрасну забытым.
Откроешь книгу - видишь…
Нынешние школьные учебники ругают все.
Родители – за примитивность содержания при избытке ненужной терминологии, за некорректные задания, за дурновкусицу в оформлении, за фальшивый тон заигрывания с детьми...и т.д.
Учителя – за то, КАК им предлагается объяснять материал, то есть за методику, которая не учитывает особенности возрастной психологии детей и ставит все с ног на голову. Отсюда – повсеместно растущая детская якобы «необучаемость», значительное падение грамотности и снижение интереса к любой познавательной деятельности, отвращение к школе.
А суть в том, что школьникам заведомо предлагается то, что они не способны осилить. Как если бы младенцам, у которых еще нет зубов, предлагали пожевать говяжий стейк.
Между тем, у нас когда-то были лучшие в мире учебники и лучшие результаты школьного обучения. Причем такие, что американцы, неудовлетворенные знаниями своих выпускников, поставили себе задачу исследовать советские учебные книжки.
В Русской классической школе Татьяны Алтушкиной преподавание идет фактически по тем, советским, учебникам, адаптированным, конечно, к новому времени. В них даже бумага другая – не ядовито-белая, как в нынешних пособиях, а желтоватая, «под старину», значительно более полезная для глаз.
Учебники выглядят дорого и презентабельно, словно всем своим видом внушают уважение к процессу познания. Как это и должно быть. Их приятно брать в руки. Но главное, что в их основе - педагогическая методика Д.К.Ушинского, построенная по принципу природосообразности, в центре которой ребенок того или иного возраста и специфика его восприятия информации. Это целая педагогическая система с миллионом мельчайших, но важных нюансов для учителя и набором профессиональных инструментов. Это уже изобретенный велосипед.
Ничего другого придумывать не надо. В этой методике все уже есть, все логично отстроено, одно вытекает из другого. Сложность нарастает незаметно. Еще то, что вчера ребенок не мог сделать, сегодня для него - «легкотня». И для выполнения домашних заданий ему не нужно ждать с работы родителей. Он может и рад учиться самостоятельно. А это и есть самая правильная мотивация в обучении.
«По Ушинскому» успешно учились в России до революции и позже, в советский период. Содержание преподавания может сколько угодно совершенствоваться и дополняться в зависимости от исторического контекста, как это и делалось, но работающие на все сто методы преподавания необходимо сохранять и передавать от поколения к поколению как бесценное наследство.
Правда, теперь для начала их требуется вывести «из подполья», официально восстановить и распространить на государственном уровне.
Это та самая традиционная методика, которая хороша для всех. В ней обобщён лучший педагогический опыт отечественных школ. Она любому ребенку даст приличный уровень знаний. И значит – со временем повысится качество жизни всего народа. Фактически мы говорим о будущем России.
Что написано пером…, то полезно для здоровья
Самое ужасное, что можно сделать для ребенка, чтобы его максимально невротизировать – учить писать безотрывно. Как сейчас повсеместно учат.
В Русской классической школе (как и раньше в России) пишут перьевой ручкой, каллиграфическим почерком по специальным прописям.
Дело в том, что когда человек пишет пером, он волей-неволей чередует фазы напряжения и расслабления мышц руки (иначе перо порвет бумагу) и регулярно сбрасывает накопившееся напряжение, макая перо в чернильницу. Таким образом, письмо облегчается и не возникает лишней, в том числе и психологической нагрузки для пишущего.
И надо только видеть, как от перенапряжения дрожат руки у первоклашек, безотрывно выводящих букву за буквой шариковой ручкой! Установленный факт: в этот момент от треволнений ребенок испытывает самую настоящую тахикардию, то есть сбой нормальных сердечных ритмов. Безотрывное письмо – колоссальный стресс для ребенка, мина в фундаменте его уверенности в себе.
Ни много ни мало - национальное достояние
- Когда нами были переработаны все учебники, разработаны методические пособия, когда выкристаллизовался весь комплект для начальной школы, стало приходить осознание, что это ни много ни мало - национальное достояние, - продолжает рассказ Татьяна Алтушкина.
– Мы поняли, что это должно служить как можно большему числу детей. Нами интересовались знакомые родители, желающие своим детям лучшую школьную долю, с огромным вниманием отнеслись многие учителя.
Стали приезжать педагоги из разных городов и регионов России. Мы им дарили специально напечатанные для них учебники и методички.
Поток писем и аналогичных просьб растет день ото дня. Работает сарафанное радио. Откуда только ни пишут нам сегодня, чтобы мы поделились своими наработками. Во многих уголках страны педагоги и родители работают по нашим книжкам.
И поскольку дело принимает грандиозный размах, мы решили делиться своим богатством с другими через сайт, который намереваемся запустить в ближайшем будущем.
Марина Аникеева.
"Комсомольская правда",21-28 декабря 2016.
3 комментария
8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена