Ганс Христиан Андерсен
Как-то я попал на разбор сказки. Кажется, сказка и сказка. Но на самом деле везде подразумевается и намек и "добрым молодцам урок".
Ганс Христиан Андерсон. (1805-1875). Нет, наверное, человека, который не читал/слышал/ видел сказки Андерсона. Эльдар Рязанов снял замечательный фильм "Андерсон. Жизнь без любви". Первые полчаса кажется скучным, потом втягиваешься, не оторваться.
Ну мы покороче.
Ганс Христиан Андерсен появился на свет в датском городе Оденсе 2 апреля 1805 года в семье башмачника и прачки, живших в одном из самых бедных кварталов города. В детстве отец рассказывал будущему писателю, что он является родственником короля, однако это было выдумкой, которая, однако, серьезно повлияла на будущего писателя, имевшего богатую фантазию: вскоре он стал представлять себе, что его приятелем является датский принц. Среди уличных мальчишек друзей у него не было, а в школе он учился плохо, и поэтому часто подвергался физическим наказаниям учителями, что в Дании того времени было вполне обычным делом. Поэтому мать перевела его в еврейскую школу, где это не практиковалось. Интересно, что грамотно писать Андерсен так и не научился, и его рукописи изобилуют множеством грамматических ошибок.
Главным увлечением маленького Ганса Христиана в детстве был кукольный театр, который он смастерил сам, сам же начал писать для него пьесы и разыгрывать представления. Он мечтал стать актером, и поэтому, как только ему исполнилось 14 лет, отправился в Копенгаген, чтобы попасть в Королевский театр. Это ему долго не удавалось, однако, в конце концов, благодаря приятному голосу и настойчивости, его принятии в труппу и даже иногда давали второстепенные роли. Андерсен написал пьесу и предложил ее к постановке, однако ему отказали, что вполне могло поставить крест на его писательской карьере. Однако настырному бедному юноше удалось добиться того, чтобы продолжить учебу сначала в городке Слагельсе, а потом в Эльсиноре за счет королевской казны.
В 1827 году Ганс Христиан закончил обучение, а в 1829 году опубликовал свой первый фантастический рассказ, который был встречен читающей датской публикой весьма благожелательно. В 1835 году вышли в свет первые сказки Андерсена, сделавшие его по-настоящему известным. Уже через три года они были переизданы, а к средине XIX века он уже был действительно знаменитым писателем, причем не только в Дании, но и далеко за ее пределами.
После того, как Ганс Христиан Андерсен обрел известность, с ним стали стремиться познакомиться многие писатели, поэты и даже государственные деятели. На новых знакомых он часто производил весьма неоднозначное и противоречивое впечатление необыкновенного и непонятного чужака со странностями. По всей вероятности, он жил в мире своих фантазий, и поэтому среди «обычных» людей чувствовал себя несколько неуютно. Одним из наиболее ярых почитателей таланта датского писателя был баварский принц Людвиг, построивший для себя поистине сказочный замок Нойшванштайн, являющийся одним из красивейших в мире.
Некоторые исследователи считают, что многие сказки Андерсена весьма жестоки и выражают его неприязненное отношение к детям. Скажем, маленькая героиня сказки «Девочка, наступившая на хлеб» за совершенный ею неблаговидный поступок попадает в ад, а девочке из сказки «Красные туфельки» топорик отрубает ноги. Исследователи творчества датского сказочника утверждают, что едва ли не половина написанных им историй заканчивается смертью или увечьем их героев, однако большинство из них придерживаются мнения, что эти сказки Андерсена были написаны в период депрессии, которая посещала его довольно часто, особенно в последние годы жизни.
Считается, что она была во многом обусловлена катастрофическим невезением в личной жизни. Его отношения с женщинами никогда не складывались, причем можно даже сказать, что он их боялся. Современники утверждают, что за свою жизнь Андерсен пережил множество влюбленностей, однако ни одна из них так и не закончилась не то что серьезными отношениями, но даже и мимолетным романом. Для датского сказочника представительницы прекрасного пола были чем-то недосягаемым.
По меткому замечанию Петра Вайля, Андерсен поистине прожил жизнь гадкого утенка с характером стойкого оловянного солдатика. Родившийся в беднейшей семье сапожника и прачки, всю жизнь испытывавший комплексы по поводу своей внешности (долговязый, худощавый, с непомерно длинным носом), имевший огромное количество фобий (боялся отравления, ограбления, соблазнения и сумасшествия; собак и потери паспорта; смерти от руки убийц, в воде, в огне – и возил с собой веревку, чтобы в случае пожара вылезти в окно; погребения заживо – и клал у постели записку «На самом деле я не умер»; трихинеллеза – и не ел свинины), Андерсен уже при жизни снискал огромную популярность. Его книги читали по всему миру: от простых работяг до венценосных особ. Юный Ганс довольно быстро достиг славы – того, чего сам активно искал (уходя в 14 лет из родительского дома, так и заявил маме: «Ухожу, чтобы стать знаменитым!»).
Список его поклонников впечатляет: от шведской королевской четы и короля Пруссии до императора Мексики! Датский король Кристиан IX к Андерсену относился с огромной любовью и лично провожал сказочника в последний путь, шествуя за его гробом. Детей своих Кристиан IX воспитывал также на сказках Андерсена. Так «андерсеновский дух» проник и в российский императорский дом, ведь одна из дочерей датского короля, принцесса Дагмара, словно по волшебству в далекой России превратившаяся в Марию Федоровну, была супругой Александра III и матерью Николая II.
Говоря современным языком, сказочник был настоящей суперзвездой. Ему было всего 43 года, когда в Германии вышло 38-томное (!) собрание его сочинений по-немецки.
И даже в стране Советов, призывавшей порвать со всем старым и «отжившим», Ганс Христиан Андерсен, пожалуй, повлиял на воспитание большинства людей едва ли не больше, чем весь марксизм и ленинизм вместе взятые. Он был самым издаваемым в СССР зарубежным писателем: общий тираж 515 изданий составил 97,119 млн. экземпляров. Цензура могла вычеркнуть слова и целые абзацы. Но вычеркнуть их христианский смысл было невозможно.
А теперь перейдем к сказке "Снежная королева". В подлиннике там Герда чуть не через страницу молится, может быть, советский перевод, все это выкинувший и неплох. Ближе современному читателю. Но смысл, действительно, остается тот же.
Итак, льдинка попала в сердце Кая. Почему? Что было в нем и чего такого не было в Герде, что один ребенок оказался в сетях зла, а другой – нет? Трудно ответить на этот вопрос однозначно.
Уже в его время были модны, «респектабельны» прогрессивные идеи строго научного мировоззрения – в таких моделях мира и человека Бог был лишней фигурой. Достаточно логики, математики и «здравого смысла» (всего через несколько лет после смерти Андерсена в книге «Веселая наука» Ницше подведет итог: «Бог умер»). Андерсен всей своей творческой натурой восстает против богоборческих идеологий. На примере Кая сказочник предлагает провести мысленный эксперимент: вот почти что хороший мальчишка, а теперь давайте он пойдет по пути холодного рассудка. И помогать ему на этом пути будет… таблица умножения, которая только и вертится в голове у бедняги (излишне говорить о том, что сама по себе эта таблица, конечно, нужна и полезна; но беда, если ее возлагают на алтарь или вместо алтаря).
Дальше закономерно следует хроника распада рационалистической личности – вплоть до потери свободы и даже собственного Я. Вспомните Кая, оказавшегося в царстве Снежной королевы: «Он сидел на одном месте – такой бледный, неподвижный, словно неживой. Можно было подумать, что он замерз». Как же контрастно по сравнению с заколдованным Каем выглядит Герда. Любящая, добрая, смелая Герда!
Заметьте: на протяжении всего своего трудного пути в поисках Кая она ни разу не вспомнила его злым, насмешливым, гордым – а ведь именно таким он и был все последнее время. «О Кай, мой милый Кай…» – твердит девочка.
«Любить – значит видеть человека таким, каким его задумал Бог».
И вот опять удивительно: чем внешне более беззащитной становится Герда, тем она сильнее. Девочка покидает финку полуодетой и босой и почти сразу встречает на своем пути передовой отряд Снежной королевы. И прибегает к единственно возможному оружию:
«Герда начала читать “Отче наш”; было так холодно, что дыхание девочки сейчас же превращалось в густой туман. Туман этот все сгущался и сгущался, но вот из него начали выделяться маленькие, светлые ангелочки, которые, ступив на землю, вырастали в больших грозных ангелов со шлемами на головах и копьями и щитами в руках. Число их все прибывало, и когда Герда окончила молитву, вокруг нее образовался уже целый легион. Ангелы приняли снежных страшилищ на копья, и те рассыпались на тысячи снежинок. Герда могла теперь смело идти вперед; ангелы гладили ее руки и ноги, и ей не было уже так холодно»
В чертогах Снежной королевы было холодно, пустынно и мертво. Ее трон стоял на огромном замерзшем озере. Лед этого озера был расколот на «ровные и правильные на диво» осколки. Но именно его Королева почитала «единственным и лучшим зеркалом в мире», называя эту поверхность «зеркалом разума». Больше всего «Ледяная Дева» как раз и ценила в нем его расколотость, а значит – невозможность дать точное отражение.
«Кай совсем посинел, почти почернел от холода, но не замечал этого – поцелуи Снежной королевы сделали его нечувствительным к холоду, да и самое сердце его стало куском льда».
Вполне понятен смысл задания, которое Снежная королева дала Каю: сложить изо льда слово «ВЕЧНОСТЬ». Конечно, в данном случае это ледяная, рукотворная вечность. Это и есть образ ада. Снежная королева сказала Каю: «Если ты сложишь это слово, ты будешь сам себе господин, и я подарю тебе весь свет и пару новых коньков». Да, быть господином себе, конечно, хорошо, но как-то маловато для того, чтобы отдать свое сердце тьме. А если прибавить пару новых коньков?.. Так мальчишку точно можно «подцепить». Это в репертуаре лукавого. Но у Кая никак не получалось выполнить это задание, хотя ему и очень хотелось.
Кай не сразу узнал Герду, ведь ледяное сердце не так-то просто расплавить. Но помните: чудо совершается совсем просто! И слеза Герды оказалась сильнее, чем все чары ада.
«Горячие слезы ее упали ему на грудь, проникли в сердце, растопили его ледяную кору и расплавили осколок. Кай взглянул на Герду, а она запела:
– Розы цветут… Красота, красота!
Скоро узрим мы Младенца Христа.
Кай вдруг залился слезами и плакал так долго и так сильно, что осколок вытек из глаза вместе со слезами».
Пример жизни Андерсена – это ведь тоже чудо. Бедный, закомплексованный мальчик, да и вообще человек неидеальный, чья жизнь не всегда может быть примером для подражания, он вот уже почти полтора века является одним из главных наставников, педагогов, воспитателей детей и взрослых по всему миру. «История моей жизни скажет всем людям то же, что говорит мне: Господь Бог всё направляет к лучшему».
На могиле Ганса Христиана Андерсена в Копенгагене выбиты его слова: «Душа, которую Бог сотворил по Своему образу, бессмертна и не может погибнуть. Наша жизнь на земле есть семя вечности. Тело умрет, но душа умереть не может».
Человек, чьим девизом были эти слова, и не мог писать другие сказки.
6 комментариев
8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена