10 самых «женских» режиссеров-мужчин
Такова человеческая природа – нам все нужно систематизировать, разделять по видам, сортам и качествам, всему выдать ярлык, все увешать метками. Однако природа всегда гораздо изобретательнее и непредсказуемее человека, упаковать все в отдельные ящики не получится никогда. Что говорить, если даже на мужское и женское мы не все можем разделить. Даже в кино, где лучшие картины о представительницах слабого пола снимают отнюдь не женщины-режиссеры, а мужчины, порой страшно далекие от представлений обывателя о женственности. У некоторых постановщиков отличные ленты о женщинах – не разовое «происшествие», а фирменный стиль. Вместе с порталом Film.ru мы вспомнили десять постановщиков, чья «внутренняя женщина» порой оказывается сильнее мужской режиссерской природы.
Вуди Аллен
Если из фильмов Вуди Аллена убрать персонаж, которого играет он сам, либо вывести за скобки сюжета героя, напоминающего режиссера повадками и речью, то практически каждая картина знаменитого американца станет чисто женской. И число им – легион! Личная жизнь Аллена многократно подвергалась жестоким испытаниям, и женщины в ней всегда занимали место, которое болезненно отражалось на отношениях режиссера с обществом, однако это не мешает старику Вуди продолжать творить свое кино и в каждом радовать блистательным женским образом. Миа Ферроу и Саманта Мортон, Дайан Китон и Эллен Пейдж, Эмма Стоун и Скарлетт Йоханссон, Хелен Хант и Кейт Бланшетт – легче вспомнить актрис, которые еще не были «соблазнены» Алленом. Лучший же его фильм о женщине и для женщин выбрать и вовсе невозможно – мы просто остановимся на «Жасмин», чтобы не ломать голову.
Педро Альмодовар
Освобожденная от многолетней диктатуры Испания в 1980-х стала островком свободы в несколько задремавшей на тот момент Европе: интеллектуальное, идеологическое и сексуальное возрождение привело здесь к всплеску интереса к кино. Педро Альмодовара сложно назвать массовым режиссером, его героини немного не похожи на обычных женщин, все они сломлены, унижены, едва ли не буквально изуродованы, но постановщик таких лент, как «Все о моей матери», «Поговори с ней», «Возвращение», не зацикливается на внешнем. Женщина для него – стихия, способная принять любую форму. Двигающийся против течения и ломающий догмы Альмодовар и сегодня в отличной форме – «Джульетта» блистательно подтверждает это.
Ингмар Бергман
Отводить шведскому классику строго определенное место на полке шедевров – занятие бесперспективное. Слишком обширно наследие Ингмара Бергмана, слишком разнообразны его работы, слишком велико значение его картин для мирового кино. Отличающийся некоторой скандинавской холодностью и отстраненностью Бергман к женским персонажам относился с особым трепетом. Нет, это не выражалось в поблажках актрисам на площадке или упрощении образов героинь фильмов. Наоборот, режиссер предоставлял женским персонажам большую глубину, возлагал на них больший груз ответственности, но тем самым позволял актрисам проявить себя. Биби Андерссон и Харриет Андерссон, Лив Ульман и Лена Нюман раскрылись под пристальным наблюдением Бергмана, а «Персона», лента, разыгранная двумя женщинами, по сей день считается шедевром, превзойти который будет затруднительно.
Жан-Люк Годар
Революционный певец новой французской волны Жан-Люк Годар в 1960-х на-гора выдал сразу несколько блистательных картин о женщинах, сделав их главными героинями своих исследований человеческой природы. Женщины в его фильмах находятся в постоянном поиске, в движении, в работе и протесте, его фемины – это вулкан, неудержимое извержение которого способно испепелить, сжечь, поглотить и впитать в себя. «Женщина есть женщина», «Презрение», «Мужское-женское» – без этих картин иной была бы не только всемирная история кино, во многом картины Годара определили направление, которым двинулся в свой крестовый поход феминизм. И все же первична в лентах Годара именно красота – даже бесконечно сменяемые героинями наряды в фильмах этого режиссера способны вскружить голову, что уж говорить о наготе и эротике.
Чжан Имоу
Китайский кинематограф имеет давнюю традицию ставить женщин на первый план – даже в эпоху немого кино самым знаменитым актером в Поднебесной была Жуань Линьюй, ее фильмы пользовались неизменным успехом в 20-30-х годах прошлого века. Сильны эти традиции и сейчас, а главное знамя несет Чжан Имоу, легендарный постановщик, проторивший китайском кино дорогу к западному зрителю. Фактически открыв на родине и для остального мира актрис Гун Ли и Чжан Цзыи, Имоу снял несколько картин, где особое внимание уделил красоте, грации и любви женщины. В ряду лент «Подними красный фонарь», «Шанхайская триада» и «Проклятие Золотого цветка» стоит выделить «Дом летающих кинжалов», ставший не только подлинным произведением искусства, но и настоящим мостом между двумя цивилизациями – восточной и западной.
Клинт Иствуд
Казалось бы, человек, воплощающий своими экранными образами настоящего мужчину американского кинематографа, должен быть далек от слабого пола, но Клинт Иствуд потому и считается Одним Из Величайших, что способен не просто успешно снять картину о женщине, но и сделать ее столь эмоционально насыщенной, что этому позавидуют певцы и поэты. Да, в «Малышке на миллион» с лица Хилари Суонк не сходят лиловые гематомы, а на личике Анджелины Джоли в «Подмене» не высыхают слезы, но такова уж природа слабого пола, в нем сочетается лед и пламень, жесткость и мягкость, напор и податливость. Интересно, что «Оскарами» Иствуд отмечен в равной степени за «мужского» «Непрощенного» и «женскую» «Малышку», ну, и кто теперь будет говорить, что Клинт – эталон бескомпромиссного мачизма?
Франсуа Озон
Среди франкоязычных постановщиков сегодня первенство в «женственности» постепенно переходит к молодому Ксавье Долану, но канадскому дарованию пока рано тягаться с Франсуа Озоном по числу снятых картин. Каждую ленту Озона называть шедевром опрометчиво, но по-настоящему блестящих лент в его фильмографии предостаточно. И в каждой сherchez la femme – женщины творят историю, являются катализатором сюжета и взрывают сюжет кульминацией. Вершиной песни о женском в репертуаре Франсуа Озона стал детективный мюзикл «8 женщин», картина, в которой задействован весь цвет французского кино, яркая, впечатляющая со всех точек зрения работа актрис и постановщика. Наверное, стоит упомянуть о том, что Озон имеет определенную фору перед конкурентами, он – открытый гей, но разве это многое меняет? Искусство не ведает границ, установленных обществом.
Ларс фон Триер
Сказать, что Лас фон Триер в своих картинах воспевает женщин, не повернется язык ни у кого. Достаточно вспомнить сцену насилия из «Идиотов», жестокость по отношению к героине Бьорк в «Танцующей в темноте», унижения женских персонажей «Догвилля» и «Мандерлея» или шесть часов истязания Шарлотты Генсбур в «Нимфоманке», чтобы понять: у этого постановщика с дамами явно как-то не складывается. При этом более эмоционального, яростного, но в то же время трепетного отношения к своим героиням сложно найти у других авторов – даже в «Антихристе» Триер остается верен своему поклонению Великому Женскому Началу. Да, этот режиссер противоречив, необуздан в фантазиях и смел в высказываниях, но женщина для него не объект в кадре, а огромный непостижимый мир, имеющий особую природу, диктующий свои правила.
Райнер Вернер Фасбиндер
Пристрастие к наркотикам отняло жизнь немецкого режиссера Райнера Вернера Фасбиндера в возрасте 37 лет, однако к тому времени постановщик успел оставить после себя четыре десятка картин. Декадентский поэт нового немецкого с женщинами уживался плохо, и это не могло не отразиться на творчестве Фасбиндера – восторгаясь женской красотой, он не уставал обличать лживость и лицемерие буржуазии, тиранию брака и жертвенность отношений. Тонко подмечавший все самое светлое в женщине, этот режиссер воплощал на экране меланхолию, с которой сравниться могут лишь единицы его последователей. В череде прекраснейших фильмов Фасбиндера, посвященных женщинам, выделим «Горькие слезы Петры фон Кант», почти полностью построенный на женских диалогах различной степени откровенности.
Альфред Хичкок
Последователи учения Зигмунда Фрейда наверняка смогли бы с легкостью предоставить полный анализ психозов и неврозов Альфреда Хичкока, чья одержимость блондинками была просто-таки вызывающей. При этом постановщик третировал актрис на площадке, устраивал им изнурительный съемочный марафон, а прессе в открытую заявлял, что блондинка лучше брюнетки тем, что на ней лучше смотрится кровь. С середины 30-х у Хичкока в картинах фигурируют самые красивые актрисы своего времени, из фильма в фильм одержимость постановщика красотой и грацией возрастает и взрывается «Головокружением», «Птицами» и «Психо». Элегантность и опасность – два понятия неизменно соседствуют в картинах Хичкока, женщины, с его точки зрения, воплощают и то и другое с равным успехом.
Посты на ту же тему
6 комментариев
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена