Храм на продажу
Падение дома Романовых.
Легенда похожа на Спас-на-Крови, и тоже связана с лесами. Но тут корни уходят глубже, чем в развал Совесткого Союза. Строительство Исаакиевского собора завершилось в 1858 году, однако монументальное сооружение даже после официального открытия постоянно нуждалось в ремонте, доделках, в пристальном внимании мастеров, из-за чего строительные леса стояли неразобранными. За пятьдесят лет петербуржцы к ним так привыкли, что родилась легенда об их связи с царской фамилией. Считалось, что пока стоят леса - правит и династия Романовых. Постоянный ремонт требовал огромных затрат, а средства выделяла царская казна. Фактически, леса с Исаакиевского собора впервые сняли в 1916 году, незадолго до отречения от российского престола императора Николая II в марте семнадцатого года.
Кстати, есть мнение, что у ангелов на фасадах Исаакиевского собора - лица членов императорской семьи.
Вот такая красивая легенда и второе совпадение с историей. Два самых красивых собора города и две похожих друг на друга легенды. Так и хочется в них поверить.
Храм на продажу.
В 1930-е годы прошел слух, что американцы, восхитившись красотой Исаакиевского собора, чем-то напоминающего им Капитолий, предложили советскому правительству выкупить его. По легенде, храм должны были разобрать и по частям на судах переправить в США, где собрать снова. В качестве платы за бесценный архитектурный объект американцы якобы предлагали заасфальтировать все булыжные мостовые Ленинграда.
Как мы видим, Исаакиевский собор стоит на своем месте, значит сделка сорвалась. Вообще же, поводы для появления этой легенды были. Как известно, в 1930-х годах на фоне индустриализации и коллективизации страну охватил страшный голод, унесший по разным оценкам от 2 до 8 миллионов человек. Пока крестьяне умирали от голода, экспорт хлеба увеличивался. По слухам, за границу продавались и музейные ценности - картины, иконы, антиквариат. Такие предпосылки и породили слухи о продаже собора. Мол, таким образом американцы хотят воспользоваться тяжелым положением Советского Союза.
Пропавшие сваи
Храм, до сих пор называют не только художественным, но и инженерным шедевром. Разместить настолько тяжелую постройку на зыбком, болотистом месте, казалось невозможным. Для строительства потребовалось вбить в основание фундамента более 10 000 свай. Под конец, горожане стали шутить на этот счет – мол, забили как-то сваю, а она полностью ушла под землю. Забили вторую – и от нее ни следа. Третью, четвертую и так далее, пока не пришло письмо из Нью-Йорка: «Вы испортили нам мостовую! На конце бревна, торчащего из земли, клеймо петербургской лесной биржи «Громов и К!»
Как вы понимаете, никакие мостовые в Нью-Йорке мы не портили. Но легенда шутливая и красивая.
Утонувший собор
Невероятная тяжесть собора поражала воображение современников не меньше, чем поражает нас сегодня. Исаакиевский собор - самое тяжелое здание в Петербурге. Много раз ему пророчили обрушение, но несмотря ни на что он держится до сих пор. Одна из городских легенд гласит, что известный шутник Александр Жемчужников, как-то ночью переоделся в мундир флигель-адъютанта и объехал всех ведущих столичных архитекторов с приказанием «наутро явиться во дворец ввиду того, что провалился Исаакиевский собор». Несложно представить, какую панику вызвало это извещение.
Впрочем, легенда о том, что Исаакиевский собор постепенно и незаметно оседает под тяжестью собственного веса, жива до сих пор.
Архитектор
Храм строился невероятно долго, даже несмотря на объективные причины. Жители уже тогда шутили, что увидеть построенный Исаакиевский не удастся даже их внукам. Существует любопытное объяснение такому долгострою. Рассказывают, что в то время ходили слухи о существовании какого-то провидца, который якобы предсказал Монферрану, что тот умрет сразу после того, как достроит Исаакиевский собор.
Насколько предсказание было точным, судить сложно, но архитектор действительно скончался почти сразу после того, как храм был освящен. Причиной резкого ухудшения здоровья стало будто бы пренебрежительное отношение со стороны нового государя - Александра II. То ли он сделал Монферрану замечание за ношение "военных" усов. То ли самодержцу не по нраву пришелся своеобразный автограф архитектора: в оформлении собора есть группа святых, смиренным наклоном головы приветствующих Исаакия Далматского, среди них - и сам Монферран. Ожидавший заслуженной похвалы архитектор, почти всю жизнь отдавший собору, впал в уныние и "пораженный неприязненным к нему отношением императора, почувствовал себя дурно" и через 27 дней умер.
К слову, Монферран завещал похоронить его в Исаакиевском, но его желание не было исполнено. Гроб с телом архитектора пронесли вокруг храма и вдова увезла его в Париж.
Источник:
3 комментария
8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена