Битва за остров Даманский
Две наиболее мощные на тот момент социалистические державы – СССР и КНР едва было не начали полномасштабной войны из-за клочка земли под названием остров Даманский. Его площадь составляет всего 0,74 квадратных километра.
Согласно международному положению, принятому на Парижской мирной конференции 1919 года, границы между государствами должны проходить по середине главного фарватера реки. Это соглашение предусматривало исключения: если граница сложилась исторически по одному из берегов, при согласии сторон она могла быть оставлена без изменений.
Чтобы не обострять отношения с набирающим международное влияние соседом, руководство СССР допускало передачу ряда островов на советско-китайской границе.
По этому поводу за 5 лет до конфликта на острове Даманском состоялись переговоры, которые, правда, закончились ничем как из-за политических амбиций руководителя КНР Мао Цзэдуна, так и по причине непоследовательности генсека СССР Никиты Хрущёва.
На фото: остров Даманский, вид с китайской стороны
Пять тысяч провокаций
Для СССР, который, по большому счёту, ещё не оправился ни демографически, ни экономически после череды войн и революций первой половины ХХ века и особенно после Второй мировой войны, вооружённый конфликт, а тем более полномасштабные военные действия с ядерной державой, в которой к тому же на тот момент проживал каждый пятый житель планеты, были не нужны и крайне опасны.
Только этим можно объяснить то удивительное терпение, с которым советские пограничники переносили постоянные провокации со стороны «китайских товарищей» в приграничных территориях.
В одном только 1962 году произошло более 5 тысяч (!) различных нарушений режима границы гражданами Китая.
На фото: Рукопашная схватка советских пограничников и китайских солдат на одном из участков границы в районе острова Даманский
Исконно китайские территории
Постепенно Мао Цзэдун убеждал себя и всё население Поднебесной в том, что СССР незаконно владеет огромными территориями в 1,5 миллиона квадратных километров, которые, якобы, должны принадлежать Китаю.
Подобные настроения активно раздувались в западной прессе – капиталистический мир, в период советско-китайской дружбы сильного напуганный красно-жёлтой угрозой, теперь потирал руки в предвкушении столкновения двух социалистических «монстров». В такой ситуации требовался лишь повод для развязывания боевых действий. И таким поводом стал спорный остров на реке Уссури.
На фото: Первые жертвы конфликта – китайские рыбаки, раздавленные на острове Киркинский БТРом 1-й заставы 57-го погранотряда в январе 1968 года. С тех пор советские пограничники не выходили на Киркинский, который, как и Даманский, официально отошел Китаю по Соглашению между СССР и КНР о советско-китайской государственной границе на ее Восточной части от 16 мая 1991 года. Снимок неизвестного китайского фотографа.
«Положить их как можно больше…»
То, что конфликт на Даманском был тщательно спланирован, косвенно признают даже сами китайские историки. Например, Ли Даньхуэй замечает, что в ответ «на советские провокации» было решено провести военную операцию силами трёх рот.
Существует версия, что руководство СССР было заранее через маршала Линь Бяо осведомлено о предстоящей акции китайцев.
В ночь на второе марта около 300 китайских военных по льду перешли на остров. Благодаря тому, что шёл снегопад, им удалось до 10 утра оставаться незамеченными. Когда же китайцы были обнаружены, у советских пограничников несколько часов не было адекватного представления об их численности.
Согласно докладу, поступившему на 2-ю заставу «Нижне-Михайловка» 57-го Иманского пограничного отряда, число вооружённых китайцев составляло 30 человек. На место событий выехало 32 советских пограничника. Возле острова они разделились на две группы. Первая группа под командованием старшего лейтенанта Ивана Стрельникова направилась прямиком к китайцам, стоявшим на льду юго-западнее острова.
На фото: Тревожная группа 2-й заставы 57-го погранотряда 2 марта 1969 года высаживается на Даманском для преследования группы Сунь Юйго. Снимок неизвестного китайского военного фотографа.
Вторая группа под командованием сержанта Владимира Рабовича должна была прикрывать группу Стрельникова с южного берега острова. Едва отряд Стрельникова подошёл к китайцам по нему был открыт ураганный огонь. В засаду попала и группа Рабовича. Почти все пограничники были убиты на месте. Ефрейтор Павел Акулов попал в плен в бессознательном состоянии. Его тело со следами пыток позднее было выдано советской стороне.
На фото: Мотоманевренная группа 2-й заставы 57-го погранотряда блокирует движение китайского патруля у острова Даманский. Советский офицер в центре на БТР, повернувшийся влево, – командир заставы старший лейтенант Иван Стрельников. Высокий пограничник сразу за ним – фотограф Николай Петров. Офицер в маскхалате слева от Стрельникова – предположительно оперуполномоченный особого отдела 57-го погранотряда старший лейтенант Николай Буйневич. Китаец, стоящий ближе остальных к советскому БТР – командир погранпоста Гунсы Сунь Юйго. Снимок неизвестного китайского военного фотографа, сделан незадолго до событий 2 марта 1969 года.
В бой вступило отделение младшего сержанта Юрия Бабанского, которое несколько задержалось, выдвигаясь с заставы и поэтому китайцы не смогли уничтожить его, используя фактор внезапности. Именно это подразделение совместно с подоспевшей подмогой из 24 пограничников с соседней заставы «Кулебякины сопки» в ожесточённом бою показало китайцам насколько высок боевой дух их противников.
«Конечно, еще можно было отойти, вернуться на заставу, дождаться подкрепления из отряда. Но нас охватила такая лютая злоба на этих сволочей, что в те минуты хотелось только одного — положить их как можно больше. За ребят, за себя, за эту вот пядь никому не нужной, но все равно нашей земли» - вспоминал Юрий Бабанский, за проявленный героизм позднее удостоенный звания Героя Советского Союза.
На фото: 2 марта 1969 года. Фото советского пограничника Николая Петрова.
30 китайцев в нарочито расслабленных позах стоят в шеренгу недалеко и вдоль китайского берега Уссури. Они демонстративно позируют, а Петров даже выбрал такую точку съемки, чтобы ветками в левой части снимка добиться эффекта обрамления.
На фото: Китайцы из отделения У Юнгао, которые убили советских пограничников из группы Стрельникова. У них было преимущество – рожки уже пристегнуты к автоматам, грудь прикрыта запасными магазинами. Судя по теням на снегу, солнце светило им в глаза. Николай волновался – снимок говорит, что Петров от чего-то нажал на спуск затвора, не закончив выстраивать композицию: двое китайцев слева наполовину вышли из кадра.
Русские и китайцы стояли совсем рядом на льду совершенно открытые друг другу – позиция в случае перестрелки крайне неудачная для обеих сторон. На основании данного фото возникла беллетристическая фантазия, что первая шеренга китайцев неожиданно расступается, а вторая открывает огонь. Поднятая рука китайца на переднем плане справа трактуется именно как команда на открытие огня.
Военнослужащие китайского погранпоста непосредственно перед началом конфликта. Один из последних снимков рядового Н. Петрова, погибшего через несколько минут. 2 марта 1969 года.
На фото: Мой земляк, уроженец Улан-Удэ, пограничник Николай Петров, сделавший те самые фотокадры
На фото: Китайский солдат Чжоу Дэнго - это он убил Николая Петрова. Фото с китайского пропагандистского плаката.
"Китайский солдат Чжоу Дэнго сдёрнул автомат с плеча, холодное цевьё легло в ладонь левой руки. Русские стояли прямо перед ним, он сухим щелчком снял предохранитель – что они чувствовали при этом? Чжоу передёрнул затвор, дослав патрон в патронник: всё. Он начал палить, ещё вскидывая свой АК-47, не прижав приклад к плечу. Оружие из-за отдачи сильно дёргалось в его руках, беспорядочно разбрасывая пули со скоростью более 700 метров секунду. Одна из них поразила Колю в шею, отбросив его назад и опрокинув. Мне хочется думать, что он умер мгновенно, без мучительной агонии вместе со своими восхитительными фантазиями. А боец Чжоу стал героем Народно-Освободительной армии Китая, застрелив в упор безоружного фотографа – этой долбанной китайской армии всегда будет, чем гордиться."
В результате боя, который продолжался около 5 часов погиб 31 советский пограничник. Безвозвратные потери китайцев, по оценке советской стороны, составили 248 человек. Уцелевшие китайцы вынуждены были отойти. Но на приграничной территории уже готовился к боевым действиям 24-й пехотный китайский полк численностью 5 тысяч человек.
Советская сторона подтянула к Даманскому 135-ю мотострелковую дивизию, которой были приданы установки секретных тогда систем залпового огня «Град».
На фото: Китаец с цитатником в центре – командир погранпоста Гунсы Сунь Юйго. Это он 2 марта 1969 года привел за собой группу советских пограничников на острове Даманский в засаду. Снимок неизвестного китайского фотографа.
На фото: обезображенное китайскими солдатами тело Стрельникова
Превентивный «Град»
Если офицеры и солдаты Советской армии демонстрировали решительность и героизм, то этого совсем нельзя сказать о высшем руководстве СССР. В последующие дни конфликта пограничникам поступали весьма противоречивые приказы.
Например, в 15-00 14 марта им приказали оставить Даманский. Но после того, как остров тут же заняли китайцы, со стороны советской погранзаставы в боевом порядке выдвинулись 8 наших бронетранспортеров. Китайцы ретировались, а советским пограничникам в 20-00 этого же дня приказали вернуться на Даманский.
15 марта около 500 китайцев снова атаковали остров. Их поддерживали от 30 до 60 артиллерийских орудий и миномётов. С нашей стороны в бой вступили около 60 по-граничников на 4-х БТР.
В решительный момент боя их поддержали 4 танка Т-62, один из которых вскоре был подбит китайскими гранатометчиками.
Однако через несколько часов боя стало ясно, что силы слишком неравны. Советские пограничники, расстреляв весь боезапас, вынуждены были отойти на свой берег.
Ситуация складывалась критическая – китайцы могли начать атаку уже на погранзаставу, а согласно указанию Политбюро ЦК КПСС ни в коем случае нельзя было вводить в конфликт советские войска. То есть пограничники оставались один на один с многократно превосходящими по численности подразделениями Китайской армии.
На фото: убитый китайский солдат
И тогда командующий войсками Дальневосточного военного округа генерал-полковник Олег Лосик на свой страх и риск отдаёт приказ, который сильно отрезвил воинственность китайцев, и, возможно, заставил их отказаться от полномасштабной вооружённой агрессии против СССР.
В бой были введены реактивные системы залпового огня «Град». Их огнём были практически сметены все сосредоточенные в районе Даманского китайские подразделения. Уже через 10 минут после обстрела «Градом» об организованном сопротивлении китайцев не могло быть и речи. Те, кто уцелели, начали отход с Даманского. Правда, два часа спустя подошедшие китайские части безуспешно по-пытались снова атаковать остров.
Однако полученный урок «китайские товарищи» усвоили. После 15 марта серьёзных попыток овладеть Даманским они больше не предпринимали.
Источник:
30 комментариев
8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена