Ведьмы, и Реформация
И прежде всего о светлом времени освобождения от мрачного средневековья и наступления светлой эры реформации.
Как начиналось...
С XV века по XVII, шла «охота на ведьм». Невероятное количество женщин в Германии оказались вдруг «чертовыми женками».
В некоторых городах их было до десяти процентов всего женского населения.
В Бремене из 900 взрослых женщин сожгли 300.
За века пропаганды сожжение ведьм так прочно стало ассоциироваться с католицизмом, что вносить уточнения трудно и чуть ли не опасно…
Но разберемся: что католического в «охоте на ведьм»?
И вообще христианского?
Признавала когда либо ортодоксальная церковь само существование ведьм?
Начнем с того, что в ОРТОДОКСАЛЬНОМ христианстве ничего решительно НЕТ о ведьмах.
В Евангелиях упоминаются бесы — слуги дьявола.
Упоминается сам дьявол.
Ведьм, леших, русалок, домовых в Библии нет.
Ни в Ветхом завете (пяти книжье Моисеево), ни в Новом.
Ортодоксальная христианская Церковь не признает этой низшей народной демонологии.
Для нее персонажи народных суеверий не кто иные, как бесы, искушающие христианина.
Ведьмы?
Язычники верят в ведьм.
Жрицы многих богов считались сильнее и опаснее жрецов.
Женщинам, «ведающим» тайные силы, ведьмам, приписывалась власть над силами природы, над животными и страстями людей.
Ведающие, знающие могли вызывать ураганы и дожди, напускать жуков и гусениц на урожай, вселяться в зверей или заставлять зверей служить себе… Примерно как Анастасия в сочинениях выдумщика из Геленджика, некоего Владимира Мегрэ.
Язычники боялись ведьм.
Католики в них долгое время не верили.
Известен случай, когда в VI веке к знаменитому епископу города Тура, Григорию, привели ведьму.
Была ли это девушка с экстрасенсорными способностями или просто раздражавшая соседей умом и красотой, история умалчивает.
— Прикажи бросить ее в воду!!! — орала разъяренная толпа.
Ведьма лет восемнадцати облизывала сочащиеся кровью губы, со страхом смотрела на епископа.
— Отпустите ее! — бросил Григорий Турский, автор многих книг — в том числе «Истории франков».
— Но она летает на помеле! Она заколдовывает урожай!
— Летает на помеле?! — загремел епископ на свою паству. — Вы лжете! Я, доктор богословия, доктор медицины, и то не умею летать на помеле! Откуда же сможет летать на помеле глупая баба! И ведьме:
— Ты умеешь летать на помеле?
Девушка замотала головой.
— Если умеешь, не бойся. Полетай немного, а потом научишь меня.
Девушка неуверенно заулыбалась…
— Не умею… Я и правда не умею…
— Вот видите?! Отпустите ее. Верните ей все ее имущество. А все, кто бил и обижал эту девушку, завтра же понесут церковное покаяние.
Это было в VI веке по Р.Х., в старых ИМПЕРСКИХ землях (Священная Римская Империя).
Народ верит в ведьм.
Образованный книжник не верит.
Церковь последовательно боролась с язычеством и с его жрецами.
Жрицы-ведуньи время от времени попадали в лапы инквизиторов, и их бывало казнили.
Но не за то, что они напускали порчу и летали на шабаш:
КАТОЛИЧЕСКАЯ Церковь как и ОРТОДОКСАЛЬНАЯ НЕ ВЕРИЛА в то, что они способны напускать порчу и летать на помеле.
Их казнили католики за ПОКЛОНЕНИЕ языческим божествам.
Мало того что вера в ведьм не христианское явление и уж точно не имеет отношение к христианской ортодоксальной церкви...
Кто сказал, что оно — КАТОЛИЧЕСКОЕ?
На одну ведьму, сожженную католиками, приходится несколько десятков, уничтоженных ПРОТЕСТАНТАМИ.
Протестанты воевали с католиками весь XVI век. Тридцатилетняя война 1618–1648 годов обезлюдила Германию, унесла до трети населения.
Урон был настолько страшен, что Папа Римский ввел временное разрешение на многоженство в Германских княжествах.
И потом ученые протестантского мира традиционно, из поколения в поколение продолжали рассказывать, что жгли ведьм злые «ПАПИСТЫ»-католики.
Рассказывают и до сих пор…
Только вот все абсолютно исследования показывают: протестанты сожгли ведьм в десятки, если не в сотни раз больше католиков.
В том числе и исследования, проведенные ПРОТЕСТАНТАМИ!
В Гарвардском университете стали составлять карту Европы. На ней отмечали каждый достоверный случай сожжения ведьмы с указанием года сожжения…
И протестантские области выглядели как сплошное черное пятно, а в католических красовались только отдельные точки. Очень наглядно.
В конце XV века Реформация еще не началась, но она уже назревала, готовилась… В декабре 1517 года никому еще не известный монах Мартин Лютер прибил кинжалом свой список из 95 возражений против папства. Буквально прибил кинжалом к деревянной двери соборной церкви в городе Виттенберге. Началась череда религиозных войн. А протестанты еще и жгли ведьм в неимоверных масштабах.
Что и логично:
для католиков деревенская аграрная культура была культурой деревенщины.
Суеверия деревенщины нужно искоренять, а вовсе не брать их на вооружение.
Авторитет Библии и комментариев к Библии, соборов и ученых книг несравненно выше авторитета деревенских стариков.
Для протестантов же народ и есть носитель истины в последней инстанции.
Раз народ верит в ведьм — наверное даже, они есть.
Сознание протестантов не сдерживалось ни традицией рационального мышления, ни книгами, ни комментариями к Библии, ни решениями соборов.
Кстати, еще в начале XIX века в (СГА) США некоторые священники учили, что женщины хуже и ниже мужчин и умеют колдовать, чтобы напускать на них порчу.
Для протестантов ведь не обязательно решение собора, согласно которому у женщин и мужчин совершенно одинаковые души.
В Германии XVI века немало народу бежало из протестантских областей в католические — спасали жен.
В 1540-е годы мастер золотого шитья Иоганнус из протестантского Бабельсберга прибежал в католический Мюнхен…
Чтобы разрешить мастеру поселиться в Мюнхене со всей семьей, городской совет стал выяснять — кто просится в город и зачем.
Протокол беседы городского совета и мастера Иоганнуса сохранился полностью.
— Почему ты хочешь жить в нашем городе? — спросили мастера.
— В вашем городе нет инквизиции. Здесь не убивают красивых женщин.
— Почему же ты ушел из Бабельсберга?
— Жену любил, — исчерпывающе ответил мастер.
Насколько мне известно, один из членов городского муниципалитета Мюнхена является потомком этой пары, и я поздравляю тут всех: и мудрых членов городского совета, давших Иоганнусу разрешение на въезд. И самого мастера Иоганнуса. И конечно же, его жену. И потомков этой славной четы — приятно иметь подобных предков.
В протестантском мире жгли ведьм и в XVIII, и в XIX веках.
Последние достоверные случаи документированы
в Шотландии — 1806 и 1809 годы.
И в заключение про инквизицию: в двух областях католического мира вообще не было инквизиции. Никогда. Никакой. Ни в каких формах. Любопытно, что эти области очень близки к Руси: это Скандинавия и Польша.
Лютеранство ― религиозное мировоззрение бюргерства, более рациональное, отвергнувшее многие суеверия и недостатки католицизма.
Одним из наиболее одиозных явлений позднесредневекового католицизма стала «охота на ведьм». Т
ем не менее, в лютеранской Германии охота на ведьм приобрела гараздо более широкий размах, чем в католической ее части.
Существует несколько версий, объясняющих такой размах «охоты на ведьм» в лютеранском мире.
1) Авторитет Лютера и влияние его взглядов по данному вопросу на сторонников реформации.
2) Материальный интерес. Традиционно считалось, что ведьмами и колдунами объявляли исключительно бедных горожан или жителей деревень. Однако средневековые источники, в частности письма, свидетельствуют, что ведьм обнаруживали и среди богатых горожанок, и даже среди привилегированных слоев общества. Это не было случайностью. Светские и духовные суды одобряли конфискацию собственности как «второе оружие инквизиции». Когда пахло деньгами, протестанты становились очень религиозными...
3) Психологическая атмосфера. В Германии после поражения Крестьянской войны и народной Реформации в крестьянской среде наступил своеобразный «вакуум веры»: католицизм отвергли, лютеранство принесло лишь репрессии. Народное сознание обратилось к альтернативным верованиям ― отчасти языческие традиции, отчасти ― к антиподу Бога ― Дьяволу.
Европейские медиевисты полагают, что в XVI в. Европа пережила своеобразный ренессанс ведовства. Это означает появление значительного числа людей, прежде всего, женщин, искренне убежденных в своей способности быть проводником между этим миром и Дьяволом.
Сам Мартин Лютер был привержен старым идеям и до глубины души ненавидел ведьм. «Никакого сострадания — их необходимо без промедления предать смерти. Я всех бы их охотно сам сжег», — восклицал Отец Реформации. В 1522 году Лютер писал о том, что во всех несчастьях: неурожаи, голод, войны ― виноваты ведьмы. От слов ниспровергатель папства переходил к делу: под руководством Мартина Лютера в 1540 году в городе Виттенберге, «столице Реформации», с особой жестокостью были сожжены ведьма и три колдуна ....
Это становится ясным из проповеди против ведьм (от 6 мая 1526, WA 16, 551f.), которую читал Лютер: «Это весьма справедливый закон, что ворожей убивают, так как они причиняют большой вред, что игнорируется иногда, они могут красть молоко, масло и все из дома … Ворожей надо убивать, так как они ― воры, нарушающие супружескую верность, грабители, убийцы … Они разнообразно вредят. Итак, их надо убивать, не только потому, что они вредят, но и из-за их обращения с сатаной».
Важную роль в размахе «охоты на ведьм» играло не только отношение самого Лютера к ведьмам, но и отношение лютеран.
Лютеране ― поборники морального обновления и нравственного очищения церкви. Реформаторы не желали терпеть примесей суеверия в христианской вере и ревностно изничтожали их [7, с. 311].
После смерти Лютера охотники за ведьмами безумствовали. Историк Иоганн Шерр писал: «Каждый город, каждое местечко, каждое прелатство, каждое дворянское имение в Германии зажигало костры». По всей Германии поднимался дым костров, который заслонял свет.
Из выше сказанного можно сделать вывод, что с середины XVI века лютеране интенсивно жгли колдунов и ведьм.
В 1546 году по мотивам личной ненависти Кальвин казнил Мигеля Сервета после продолжительных пыток. Сторонниками Жана Кальвина неоднократно предпринимались попытки обелить Кальвина, замаскировать его роль в смерти Сервета. В частности распускались слухи, гласящие что Кальвин и его друзья уговаривали Сервета отречься от своих анти-тринитаристских взглядов. Сервет был сожжен на костре 27 октября 1553 г., так и не поддавшись требованиям палачей признать Иисуса Христа и Святой Дух единой личностью, как того требовали тринитаристы. После казни, заключавшейся в сожжении на медленном огне, горожане стали высказывать недовольство тем, что решение об убийстве принято не Большим советом из 200 депутатов, а Малым, состоящим из шестерых приближенных Кальвина.
Сервет, Мигель - выдающийся католический теолог и медик в первые в Европе описавший малый круг кровообращения....
Действительно, некоторым «протестантского костра» удалось избежать. Мало кто помнит, но в лапы реформаторов попадал и Джордано Бруно. В конце 1576 года Бруно угораздило приехать в протестантскую Женеву. Да не просто приехать, а пойти учиться в академию этого, как тогда называли, «протестантского Рима». В академии Бруно был поражен невежеством профессора философии де ла Фея, считавшегося гордостью университета и школы. Острый на язык Бруно написал небольшую книгу, где подверг уничтожающей критике ряд выдвинутых этим профессором положений, доказывая, что только в одной лекции тот допустил 20 грубейших философских ошибок. В августе 1579 года книжка вышла, и Бруно арестовали. К тому времени Мигель Сервет был уже Кальвином сожжен, и этот яркий пример «нравственности и терпимости» кальвинистов вынудил Бруно понять всю безвыходность своего положения и заставить себя исполнить все, что от него требовалось. Но он слишком долго и пылко пытался отстаивать свои философские убеждения, и дело принимало все более опасные формы. Когда Бруно одумался и полностью признал свою «вину», было уже поздно. Его на две недели отлучили от церкви, выставили у позорного столба в железном ошейнике, босым, в рубище, на коленях, так чтобы любой мог над ним издеваться. Чудом да, лже ученому, но интересному публицисту удалось избежать сожжения живьем...
В лютеранских курфюршествах Саксонии и Пфальце, а также княжестве Вюртемберг в 1567—1582 гг. появились собственные законы о ведьмах, куда более суровые, чем соответствующие статьи кодекса императора Карла V — «Каролины». Ведьмомания в протестантской части христианского мира разгорелась с невиданной даже для католиков силой. Протестанты сделали ненависть к колдовству составной частью вероучения, и историки по сей день спорят, кто отправил на костер больше женщин: католические или протестантские судьи.
Историк Ф. Донован писал: «Если мы отметим на карте точкой каждый установленный случай сожжения ведьмы, то наибольшая концентрация точек окажется в зоне, где граничат Франция, Германия и Швейцария. Базель, Лион, Женева, Нюрнберг и ближние города скрылись бы под множеством этих точек. Сплошные пятна из точек образовались бы в Швейцарии и от Рейна до Амстердама, а также на юге Франции, забрызгали бы Англию, Шотландию и Скандинавские страны. Надо отметить, что, по крайней мере в течение последнего столетия охоты на ведьм, зоны наибольшего скопления точек были центрами протестантизма»...
Пост создан для хотя бы не большой корректировки восприятия картины позднего средневекового мира и ренессанса.
Когда к Вам в дверь стучится представитель протестантской церкви, духовный наследник Кальвина, Лютера, лично видевший Иегову, поклонник многоженства мормон, адвентист или еще кто из отринувших ортожоксальное христианство сект - помните, не такие они белые и пушистые, даже на фоне Католиков.
20 комментариев
8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
"18 Ворожеи не оставляй в живых". (Исх.22:18) (Вторая книга Моисеева)
"6 И если какая душа обратится к вызывающим мертвых и к волшебникам, чтобы блудно ходить вслед их, то Я обращу лице Мое на ту душу и истреблю ее из народа ее". (Лев. 20:6) (3-я книга Моисеева)
И ещё дофига где: Левит, Книга Исайи, Второзаконье, Деяния Апостолов (из Евангелия)...
Но, что точно, так это то, что вся эта охота к ведьмам никакого отношения не имела.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Их казнили католики за ПОКЛОНЕНИЕ языческим божествам.
Моисей естественно выкорчевывал идолопоклонничество и веру в языческих богов. Формула одинакова - Бог создатель един.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена