Иван Герасимович Лапиков - один из истинно Народных Артистов
То чего нет, обычно ищут и я искал, и впервые увидев этого Человека на экране, раз и навсегда решил - вот такой, наверно, мой Дед, надежный, строгий, правильный..
Иван Герасимович Лапиков (1922—1993) — советский и российский актёр театра и кино. Лауреат Государственной премии СССР (1979). Народный артист СССР (1982).
Иван Герасимович Лапиков родился 7 июля 1922 года на хуторе Заячий вблизи окраин села Горный Балыклей, Царицынского уезда Саратовской губернии (ныне — Дубовский район, Волгоградская область, Россия). Детство провёл в Горном Балыклее.
Дочь Елена Ивановна Лапикова:
«Иван Герасимович не любил вспоминать. Ни о детстве в селе Горный Балыклей, ни о военной юности, ни о начале актерского пути. То немногое, что знаю, — со слов его мамы, бабушки Марины Елисеевны, для меня просто Мариши.
Родился папа в поле: пуповину чуть ли не серпом перерезали. Глава семейства — дед Герасим Васильевич — хозяйствовать умел, и в округе Лапиковы считались зажиточными. За что пострадали: в тридцатые годы кого-то из ближней родни записали в кулаки и даже сослали. Дед с бабкой затаились, испугались за себя, за детей. Несколько раз переезжали, пытаясь затеряться. Обошлось. Но анкета отца на долгие годы была подпорчена. Папа навсегда сохранил в душе крестьянскую настороженность. Никого не впускал глубоко в свою душу, тяжело сходился с другими людьми.»
Учился в Сталинграде. В заводском Дворце культуры имени Ленина в самодеятельном струнном оркестре с увлечением играл на балалайке, записался в драматический кружок.
В 1939 году поступил в театральное училище в Харькове, где смог проучиться всего два курса — началась война. Лапиков был мобилизован в батальон, строивший противотанковые заграждения под Сталинградом. Во время Сталинградской битвы на рыбацкой лодке переправлял раненых через Волгу на другой берег, в тыл, и получил медаль «За оборону Сталинграда».
C 1941 по 1963 годы работал в Сталинградском драматическом театре имени М. Горького. Там же в 1947 году познакомился со своей будущей женой Юлией Фридман, попавшую по распределению из Ленинградского театрального института.
Дочь Елена Ивановна Лапикова:
Моя мама Юлия Александровна наполовину немка. Девичья фамилия бабушки — Готгольд. А дед родился с императорской фамилией Романов, которую уже после революции во избежание проблем сменил на Фридман. Он занимал высокий пост начальника Закавказской железной дороги. В 1937-м попал под арест, в тюрьме почти сразу умер, так что семьи репрессии не коснулись. В 1947-м, окончив театральный институт, мама получила распределение в Сталинградский драматический театр, где уже два года работал Иван Лапиков. Девочкой я ее часто расспрашивала:
— А ты в папу как в сказке влюбилась — с самого первого взгляда?
Мама сантиментов не любила:
— Не было между нами ничего сказочного! Вечером того дня, когда в Сталинград приехала, я побежала на спектакль: посмотреть, с кем предстоит на одной сцене работать. Ваня играл крошечную роль, но из всех артистов только он понравился. Живой. Настоящий.
Заметить она его заметила, но хвостом тем не менее повертела. Мнения о себе мама была высокого и жила по принципу: «Я — красавица! Пропади все пропадом!» Женихов вокруг вилось предостаточно, отец ее года три обхаживал. Он уже выбрал маму в жены и действовал с крестьянской настойчивостью.
Артисты часто ездили на длительные гастроли по волгоградским степям на специальном поезде. В нем и жили. Папа поднимался чуть ли не в четыре утра и мчался на местный рынок за маминым любимым варенцом — сливками, томленными в русской печке. А еще собирал для нее полевую землянику. Мужчины-актеры приходили кадриться в женский вагон с гармошками и гитарами, устраивали целые представления. Папа, который в юности участвовал в самодеятельном струнном оркестре, играл для мамы на балалайке.
Как-то подсел к ней на прогоне спектакля, надел на палец колечко. Украшений тогда практически не носили, жили очень бедно. У мамы даже уши не были проколоты. Впрочем, она вообще драгоценности не признавала. Я шутила:
— Ты какая-то неполноценная женщина.
— Тебе хочется? Покупай. А мне вот нисколечко. Деньги лучше потратить на что-нибудь действительно необходимое.
Но папино колечко ее, конечно, растрогало. Спросила:
— Что, Вань, замуж меня зовешь?
— Нет, просто подарок. На рынке выменял. Предложения я пока не делаю. Но подумай, хотела бы ты за меня выйти?
Папа правильно рассчитал. Маму, естественно, заело: как так? Кольцо надел, а предложения не делает? Безобразие! Многое в жизни мама совершала, что называется, из принципа.
С материальной стороной жизни у семьи Лапиковых первое время было достаточно сложно: ночевали в театре, а рожденная в 1950 году доченька Лена – в чемодане с оторванной крышкой. Позже им выделили комнату в бараке, и лишь спустя годы семья въехала в новую квартиру.
По причине занятости родителей воспитанием Леночки занималась бабушка. Потом в семью вошла трагедия: у 35-летней Юлии, игравшей на сцене театра главные роли, резко начал пропадать слух. Причиной этого была контузия, полученная во время вражеской бомбежки. Первое время молодая женщина скрывала глухоту, стараясь читать по губам. Но потом театр все равно пришлось покинуть. Юлия, по натуре будучи импульсивным человеком, для того, чтобы не сойти с ума от внезапно обрушившегося несчастья, приняла решение уехать в Москву. Иван Лапиков, семья которого имела все шансы распасться, еще год пробыл в Сталинграде, а потом переехал к супруге.
В 1963 году Лапиков уехал в Москву. Его приглашал в свой театр Товстоногов, но в том же 1963 году Лапиков ушёл в труппу Театра-студии киноактёра. Первые театральные роли Ивана Лапикова были бессловесными. Бывалые актеры утешали молодого артиста, что по-настоящему он станет востребован, когда вынесет на сцену 300 подносов. Он молчаливо выносил и дальше упорно учился у профессиональных актеров тонкостям театрального искусства.
На счету Ивана Лапикова такие спектакли, как «Бег», «Идиот», «Доходное место». Причем гримы для своих героев актер всегда делал сам. Зрителю Иван Лапиков, судя по его экранным образам, кажется человеком серьезным и строгим. На самом деле, по воспоминаниям его дочери Елены, он был очень смешной. Обожал играть в постановках комедийных стариков (роли пожилых людей ему доставались с 20 лет); посмотреть на его выходы, чтобы посмеяться до упаду, сбегался весь театр.
В кино Иван Лапиков специализировался на ролях простых людей из народа, рабочих и крестьян. Лапиков был мастером эпизода, ёмко и точно трактовавшим образы своих героев. Он дважды снялся у Юрия Егорова. Ему было уже за сорок, когда пришла настоящая известность после выхода на экраны фильма Алексея Салтыкова «Председатель» по сценарию Юрия Нагибина в 1964 году.
Ленинскую премию за главную роль Егора Трубникова получил Михаил Ульянов, а Иван Лапиков, благодаря роли его брата Семёна, стал широко известен. Михаил Ульянов позже признавался, что как партнёр Иван Лапиков был и радостен ему, и в определённом смысле страшен. Страшен, потому что, играя рядом с актёром такой абсолютной психофизической правды, необходимо было дотягиваться до его уровня. «Такие актёры будто «тянут» тебя, помогают подняться «выше».
Дочь Елена Ивановна Лапикова:
«Играли на разрыв аорты. Сегодня, пересматривая «Председателя», недоумеваю: как они вообще в живых остались? В знаменитой сцене драки братьев совсем забыли об осторожности. За девять дублей, которые отсняли, отец что-то Ульянову вывихнул, а тот так сильно приложил Ивана Герасимовича к березе, что у него случилось сотрясение мозга. Месяц пролежал в «Склифе», мы с мамой его навещали. Помню, папа все время недоуменно повторял: «Господи! Он же меня чуть не убил».
Впоследствии Михаил Александрович нам очень помог. После «Председателя» родители сумели получить квартиру в Химках. Но мама все теребила отца: пора обживаться в Москве. А тут как раз «Мосфильм» начал строительство домов рядом со студией. Ульянов и депутат Верховного Совета РСФСР актриса Юлия Борисова воспользовались своими связями, благодаря им родители прописались в столице и купили хороший трехкомнатный кооператив на Мосфильмовской.
В кино с 1954 года. Популярность пришла к артисту в 1964 году с выходом на экраны фильма «Председатель». С тех пор Лапиковым был создан целый ряд подлинно народных образов.
Среди крупнейших работ мастера — роли в фильмах «Андрей Рублёв» 1966 год, «Минута молчания» 1971 год, «Они сражались за Родину»1975 год, «Вечный зов» 1973 год, и других. Всего за сорок лет работы в кино Лапиков успел сняться более чем в семидесяти фильмах.
«Иван Герасимович Лапиков был совершенно не похож на «артиста», - вспоминал Николай Бурляев. - Выглядел простым, русским, добротным деревенским мужиком, случайно забредшим в джунгли кинематографической элиты.
К моменту, когда мы с ним познакомились на съёмках «Андрея Рублёва», за его плечами уже был ошеломляющий образ брата в «Председателе», с которым Лапиков ворвался в советский кинематограф. И всем без исключения было ясно, что в кино вспыхнула новая ярчайшая и самобытная планета. И хотя в «Рублёве» у нас не было прямого партнёрства в кадре, не было общих сцен, мы замкнули между собой вольтову дугу благорасположения друг к другу, безмолвное не иссякавшее уважение от начала и до конца. Такие же отношения сердечной природной привязанности были в «рублёвские» времена и с Николаем Григорьевичем Гринько, и с Анатолием Солоницыным - тоже совершенно непохожими на «актёров». Видимо, это и роднило всех нас.
Гений Тарковского предпочёл ваять свою «рублёвскую» кинофреску ликами русских мужиков, далёких от «актёрства». Мы нечасто встречались с Иваном Герасимовичем: несколько раз на гриме, в костюмерной, в тон-студии, в буфете, на премьерных показах «Андрея Рублёва», на банкете, в коридорах «Мосфильма», «Ленфильма», в поезде «Красная стрела», в Доме кино...
Я наблюдал за Лапиковым, за его отстранённостью от этого киномира, сосредоточенностью на чём-то своём, сокровенном, вглядывался в его «публичное одиночество» - скромное, неброское пребывание со своей сердечной тайной, со своей правдой на этой ярмарке кинематографического тщеславия, где окружающие из кожи лезли вон, чтобы хоть как-то выделиться. У нас никогда не было доверительных, задушевных бесед. Он не рассказывал мне историю своей жизни, всегда оставаясь для меня загадочной русской душой. Великим и неповторимым русским артистом Иваном Герасимовичем Лапиковым».
«Андрей Рублёв» 1966 год,
«Приступая к съемкам первых больших сериалов, режиссеры старались непременно приглашать мастеров, любимых народом. Таких, как Иван Герасимович, – писал кинокритик Андрей Шемякин. – Лапиков не играл судьбу, судьба была в нем самом. Трагическая, битая и врагом, и родной страной судьба простого русского мужика. Наверное, поэтому от его работы в «Вечном зове» дух захватывает. Причем в наши дни этот фильм вновь на телеэкранах – значит, люди тянутся к правде».
"Вечный зов" 1973 год
«Он был очень участлив к окружающим. - рассказывала Юлия Александровна Фридман. - Но и любил уединяться - уезжал отдыхать с удочкой на островок возле Волгограда, жил в палатке. Нас с Леночкой никогда не забывал: чуть какая возможность вместе с ним на съёмки поехать - обязательно брал. А во время работы всё равно замыкался в себе, никогда ничего не обсуждал. Он очень гордился не столько разными государственными наградами и премиями, сколько медалью «За оборону Сталинграда» - сотни раненых переправил на рыбацкой лодке через Волгу в тыл, на другой берег. Тогда, во время Сталинградской битвы, не то что земля горела, вода полыхала».
В быту Лапиков был достаточно неприхотлив: заядлый рыбак, он все свободное время проводил на берегу реки с удочкой. После выхода «Они сражались за Родину» все актеры вызывались в «кабинет», где им предлагались материальные блага. Кто-то просил дачу, машину, квартиру; желанием Лапикова была рыбалка в запретных местах.
Лучший отдых на всем белом свете ...
Он был очень участлив к окружающим, умел рассказать анекдот, смешно пошутить, обожал цыганские песни. Во время работы весь замыкался в себе, ни с кем ничего не обсуждал. Наряду с материальными ценностями Ивана Герасимовича мало интересовало его собственное здоровье. Он мог до последнего терпеть боль, никому не говоря об этом. Так перенес инсульт, позже инфаркт, у него была парализована половина тела. Лапиков наотрез отказался ложиться в больницу, супруга выходила его менее чем за год.
Великие...
Они ведь даже не играют...
Маргарита Терехова, народная артистка России:
- Иван Герасимович Лапиков - великий и ни на кого не похожий артист, оставшийся в памяти людей навсегда. Особенно в роли иконописца Кирилла в фильме «Андрей Рублев» А. Тарковского. У Тарковского все артисты великолепны, но так сыграть, как И. Г. Лапиков, зависть и покаяние! Это школа для всех поколений артистов.
Валентин Гафт рассказывал об Иване Лапикове:
«Иван Герасимович Лапиков - артист, как говорят, милостью Божьей. Он не из тех, кто пришел в мир театра и кино, чтобы попритворяться да поприкидываться. Источником его вдохновения были всегда мудрость, совесть и душа. Он был подлинным самородком, впитавшим все соки благодатной и такой многострадальной земли русской. Его фигура, голос, глаза всегда гармонировали с тем, что человек хотел сказать, о чем думал. Острота, ирония, гнев были в нем не самоцелью. Он все глубоко переживал. А играл он людей из народа, тех, на ком держится весь этот мир; играл людей, которые сеют и пашут, воюют и умирают, сражаясь за родину, как старшина Поприщенко в фильме С.Бондарчука «Они сражались за Родину». Он потрясающий монах Кирилл в «Андрее Рублеве» Тарковского, Семен Трубников в «Председателе» режиссера Салтыкова.
Это уже не актерство, а исповедь, свойство великих, могучих личностей».
Скончался Иван Лапиков 2 мая 1993 года во время выступления перед воинами одной из подмосковных частей.
В 1993 году режиссер Сергей Бондарчук попросил Ивана Лапикова выступить перед солдатами одной из воинских частей. Иван Герасимович отказался, так как чувствовал себя плохо и решил, что ехать не стоит. Но 1 мая в Москве прошла манифестация, актер увидел, как омоновцы избивают демонстрантов – и сказал жене, что считает своим долгом помешать гражданской войне в России, и поехал на встречу с солдатами. Его сердце остановилось во время выступления. Не выдержало.
Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.
Дочь Елена Ивановна Лапикова:
«Мама очень переживала, что имя Лапикова в последние годы как-то подзабыто. Мне тоже обидно: это несправедливо. Просто он начал сниматься уже в зрелом возрасте, никогда не работал в столичном театре. Папа вообще не был похож на актера по складу своего характера: довольно замкнутый, молчаливый. Ненавидел позерство и не умел лицемерить. Не оставил после себя ни мемуаров, ни сплетен. Только почти восемьдесят картин, в которых, появившись на экране даже на несколько минут, приковывал к себе взгляды будто магнитом.
Я убеждена, что время расставит все по местам и строка об Иване Герасимовиче Лапикове в истории российского кино останется навсегда. И уж точно — в зрительской памяти.»
На фото И. Г. Лапиков с дочерью Еленой.
Мне этот Человек по настоящему близок.
Источники: http://7days.ru/, https://ru.wikipedia.org/ и
http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=165
Простите, забыл поделиться еще одной знаковой фотографией: Елена Ивановна Лапикова и Герасим Васильевич Лапиков.
16 комментариев
8 лет назад
Чего не знаю, того не знаю, хвалиться не буду.
Напрасно не учил, Некрасов, напрасно... Вот, к примеру, в старину был такой знаменитейший полководец. Александр Македонсков. О какая его фамилия, хай ему сто чертей Так о тож его заповедь насчёт противника была такая пришёл, увидел и наследил! А наследит, соба
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена