Т-18 (МС-1) - самый первый советский танк
История и предпосылки создания
В ходе гражданской войны Красной армией были захвачены несколько белогвардейских танков FT-17 французского производства. Одно время FT-17 даже производился заводом «Красное Сормово», но экономические трудности в стране привели к сворачиванию производства танка, который получил название «Рено-Русский». Разработки нового и более совершенного по тем временам танка начались в средине 1925 года. Разработка велась с учетом опыта производства танка «Рено-Русский», а так же на основе конструкции захваченного в ходе Советско-польской войны итальянского танка «FIAT 3000». К началу 1925 года была разработана техническая документация танка Т-16, которая поступила на рассмотрение руководства РККА в июне этого же года. Полигонные испытания прототипа Т-16 выявили в нем большое количество недостатков в ходовой части и двигателе. В мае 1927 года закончилась сборка второго прототипа, в котором учли все недостатки и замечания его предшественника. Данная модель танка получила обозначение Т-18. В период с 11 по 17 июня танк подвергли испытаниям, которые для него прошли успешно, и 6 июля он был принят на вооружение РККА под первоначальным обозначением «малый танк сопровождения образца 1927 года» (МС-1) или Т-18. Принято считать, что серийное производство танка Т-18 началось 1 февраля 1928 года на заводе «Большевик». Серийное производство легкого пехотного танка Т-18 продолжалось вплоть до конца 1931 года, когда его заменил на производственных площадях новый легкий танк для сопровождения пехоты — Т-26. За время серийного выпуска было произведено 959 экземпляров танка Т-18.
Компоновка
Советский легкий пехотный танк Т-18 (МС-1) был скомпонован по классической, для того времени, схеме. Моторно-трансмиссионное отделение располагалось в кормовой части корпуса, а отделение управления и боевое отделение сопрягались между собой и распространялись на переднюю и среднюю части корпуса и башню.
Экипаж танка Т-18 (МС-1) состоял из двух человек: командира танка, который исполнял обязанности башенного стрелка и механика-водителя. Место механика-водителя находилось в центральной части корпуса, а командира – позади механика водителя в корпусе и башне.
Для посадки и высадки командир пользовался грибовидным люком-колпаком над командирской башенкой, а механик-водитель – двустворчатым люком в передней части корпуса.
Бронезащита корпуса и башни
Броневая защита легкого пехотного танка Т-18 (МС-1) разрабатывалась по противопульному принципу. Ее наличие должно было защитить экипаж танка от пуль средних винтовочных калибров и мелких осколков.
Броневой корпус легкого танка Т-18 (МС-1) имел ступенчатую без закруглений форму, который собирался из стальных листов толщиной 16 миллиметров путем их сплепывания между собой и каркасом. В кормовой части броневые листы крепились на каркас с помощью болтов и легко снимались при надобности. Крыша и днище корпуса формировались из стальных бронелистов толщиной до 8 миллиметров.
Башня танка Т-18 (МС-1) имела форму практически правильного шестиугольника при незначительных углах наклона к вертикальной нормали. Начиная с 1930 года, башни начали изготавливать с небольшой кормовой нишей, которая первоначально предназначалась для радиостанции. Толщина броневых листов, формировавших башню, составляла 16 миллиметров, кроме крыши, где толщина не превышала 4 миллиметров. В лобовой части башни в двух сопрягаемых гранях изготавливались отверстия-амбразуры для установки вооружения танка. Башня монтировалась на подбашенном листе на шариковую опору и поворачивалась относительно своей вертикальной оси вручную, с помощью физической силы командира танка и спинного упора.
Вооружение
В качестве основного вооружения легкого пехотного танка Т-18 (МС-1) на ранних стадиях производства использовалась пушка системы Гочкиса. На более поздних стадиях – пушка модели Гочкис-ПС, разработанная инженером П. Сячинтовым. Обе пушки имели калибр 37 миллиметров и длину ствола в 20 калибров. Пушка устанавливалась на горизонтальные цапфы в правую (иногда и в левую) грань башни. Боекомплект к пушке в танках ранних периодов выпуска танка состоял из 96 выстрелов, впоследствии он был увеличен до 104 за счет размещения боекомплекта в кормовой нише башни вместо радиостанции.
До 1930 года вспомогательным вооружением танка Т-18 был пулемет Федорова калибра 6,6 миллиметров. Два пулемета устанавливался, как спаренные между собой, в левую (а иногда и в правую) грань башни. При надобности они снимались и устанавливались в амбразуру в задней части башни. Боекомплект к пулеметам Федорова состоял из 1800 патронов, которые снаряжались в коробчатые магазины по 25 штук в каждом. После 1935 года на танках Т-18 стали устанавливать пулемет ДТ-29 калибра 7,62 миллиметра. Сначала устанавливали два спаренных пулемета ДТ, а потом и единичный. Боекомплект к ДТ увеличили до 2016 патронов, которые снаряжались в 32 дисковых магазина по 63 патрона в каждом.
Ходовая часть, двигатель и трансмиссия
В качестве силовой установки советского легкого пехотного танка Т-18 (МС-1) использовали рядный четырехцилиндровый четырехтактный карбюраторный двигатель конструкции А. Микулина с воздушным охлаждением. Мощность двигателя на танках ранних периодов выпуска составляла порядка 35 лошадиных сил, на танках после 1930 года при форсировании двигателя на выходе удалось добиться мощности в 40 лошадиных сил, что позволяло танку двигаться по шоссе с максимальной для него скоростью до 22 километров в час. Двигатель размещали в моторно-трансмиссионном отделении танка поперечно, что дало возможность в какой-то мере сократить длину корпуса. Два топливных бака с общим объемом в 110 литров устанавливали в надгусеничные ниши.
Легкий танк Т-18 (МС-1) имел трансмиссию механического типа, которая состояла из следующих основных узлов и механизмов:
главного (основного) однодискового фрикциона, который работал по принципу сухого трения;
трехступенчатой механической коробки передач;
механизма поворота по типу конического дифференциала;
двух ленточных тормозов, которые служили как для поворота, так и для торможения танка;
двух бортовых однорядных передач, которые встраивались в ступицы ведущих колес.
Ходовая часть легкого пехотного танка Т-18 (МС-1) по каждому борту включала в себя ленивец, ведущее колесо, семь сдвоенных обрезиненных опорных катков с малым диаметром и три сдвоенных обрезиненных поддерживающих катка. На танках образца 1930 года в конструкцию включили четвертый поддерживающий каток. Шесть задних опорных катков блокировались по два на балансиры, которые подвешивались на закрытые защитными кожухами вертикальные цилиндрические пружины. Опорный каток спереди закреплялся на отдельный рычаг, соединявшийся с передней тележкой подвески и амортизировавшийся отдельно взятой наклонной пружиной. Амортизацию в виде стальных листовых рессор имели и два или три (в зависимости от периода производства) поддерживающих катка спереди.
Гусеницы легкого танка Т-18 (МС-1) изготавливались из стали путем литья. По типу они были крупнозвенчатые с гребневым зацеплением. Каждая гусеница состояла из 51 трака, имевших ширину в 300 миллиметров.
Боевое применение
Легкие пехотные танки Т-18 (МС-1) стали поступать в части РККА уже в конце 1928 года. Ими комплектовались стрелковые подразделения армии различных округов. Свое боевое крещение танки этого типа приняли в ходе вооруженного конфликта в районе КВЖД в ноябре 1929 года. В Мишаньфусской наступательной операции в период с 17 по 19 ноября наступление пехоты поддерживали 10 танков Т-18, которые после изнурительного марша практически без боекомплекта и карт атаковали позиции китайцев. Наступление не стало удачным для РККА, но в то же время, ни один танк в боевых условиях потерян не был. Боевое использование Т-18 вскрыло, кроме позитивных его моментов, и массу недостатков, среди которых выделяли низкую скорость и незначительную огневую мощь.
Крайне устаревшие и изношенные танки Т-18 дожили до начала Великой Отечественной войны. Большинство из них были приданы укрепрайонам, но некоторые машины поступили на вооружение танковых частей РККА, которые понесли большие потери в приграничных сражениях с панцерваффе. Практически все танки Т-18 были потеряны в первые месяцы войны. Последнее упоминание о боевом применении легких танков Т-18 (МС-1) датировано ноябрем-декабрем 1941 года в период обороны Москвы. В тот период в составе 150-й танковой бригады пребывало 9 машин Т-18.
В качестве стационарных огневых точек и фортификационных сооружений танки Т-18 или их башни прослужили на Дальнем Востоке, по некоторым данным ряда источников, вплоть до конца 50-х годов прошлого века.
Поврежденные и брошенные под Киевом легкие танки Т-18М (МС-1) образца 1938 года с 45-миллиметровыми пушками 20-К, лето 1941 года.
Советский легкий пехотный танк Т-18 (МС-1) на постаменте памятника перед павильонами музея в Кубинке. На фото изображен танк ранних периодов выпуска.
Источник:
18 комментариев
8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена