Аллен Уэлш Даллес
Аллен Даллес стал широко известен в Советском Союзе через 4 года после своей смерти, после того, как в 1973 году стал одним из героев культового сериала «Семнадцать мгновений весны». Его роль сыграл Вячеслав Шалевич, имевший в картине несомненное внешнее сходство с Даллесом. По сюжету фильма высшие немецкие чины (генерал Вольф в исполнении Василия Ланового) входят в контакт с Даллесом и ведут с ним секретные переговоры с целью заключения сепаратного мира с Западом, при этом Даллес действует за спиной президента Рузвельта. Советский разведчик Максим Исаев — Штирлиц (в исполнении Вячеслава Тихонова) раскрывает заговор и срывает продолжение переговоров, сообщая о заговорщиках немецким властям и информируя Москву о подробностях переговоров.
Сюжет основан на реальных событиях: в марте-апреле 1945 года Даллес действительно вёл тайные переговоры с командующим силами СС в Италии генералом Вольфом, однако они велись с ведома руководства и формально ограничивались вопросом сдачи группировки германских войск в Северной Италии[1]. Союзники кратко информировали Сталина о переговорах[2], советские руководители также знали о них через своих разведчиков (среди них Ким Филби[3] и Рудольф Расслер[4]). Последовал резкий обмен телеграммами между Сталиным и Рузвельтом. Сталин потребовал допустить представителей СССР на следующие встречи, но не смог этого добиться. Германская группировка войск в Италии капитулировала 29 апреля 1945 года.
Аллен Уэлш Даллес родился 7 апреля 1893 года в городке Уотертаун, штат Нью-Йорк, в семье, многие представители которой занимали важные посты в американской дипломатической службе. Дед по отцовской линии был миссионером, долгое время провел в Индии. Его дед по материнской линии генерал Джон Уотсон Фостер — участник гражданской войны, был Государственным секретарём при президенте Бенджамине Гаррисоне, позднее был послом США в Мексике, России и Испании. Муж его тёти, Роберт Лансинг, был Государственным секретарём в администрации Вудро Вильсона. Старший брат Аллена Уэлша, Джон Фостер Даллес, впоследствии был назначен Государственным секретарём при президенте Дуайте Эйзенхауэре. Мать выросла в Европе, отец получил европейское образование.
По воспоминаниям Даллеса он рос в атмосфере семейных споров по поводу происходящих в мире событий. В 1901 году, когда Аллену было 8 лет, под влиянием споров между его дедом и Лансингом об англо-бурской войне, изложил собственные мысли на этот счет на бумаге. Он в решительной форме выступил на стороне «обиженных». Записки ребёнка были замечены взрослыми и изданы в виде брошюры, которая стала «бестселлером» в районе Вашингтона.
В 1914 году окончил Принстонский университет и отправился в путешествие. Работал школьным учителем в Индии, затем в Китае. Много ездил по Дальнему Востоку. В 1915 году вернулся в США и был принят на дипломатическую службу. Занимал различные посты в Европе — Вена (1916), Берн (1917), Берлин (1919), Константинополь (1920). По собственному признанию работа носила более разведывательный характер нежели дипломатический. Участвовал в переговорах об окончании Первой мировой войны в качестве члена американской делегации. В 1922 году стал главой отдела Ближнего Востока в Вашингтоне. Параллельно начал изучать право в университете Джорджа Вашингтона. В 1926 году оставил дипломатическую службу и занялся адвокатской практикой, став сотрудником адвокатской фирмы «Салливан и Кромвель», в которой его старший брат занимал один из руководящих постов. Его вклад состоял не столько в его юридических способностях, сколько в знании того, как работает государственная машина, и умении пробивать интересы своих клиентов. В 1928 году сдаёт экзамен на адвокатскую лицензию.
Работа в законодательной сфере привлекала его меньше, чем дипломатия, и Даллес продолжал выполнять различные дипломатические правительственные поручения. В 1927 году он провёл шесть месяцев в Европе как юридический советник Конференции по военно-морскому вооружению в Женеве. Был американским делегатом на Конференции по продаже оружия. В 1932—1933 гг. представлял США в Лиге Наций на Конференции по разоружению.
С началом войны наступает резкий поворот в карьере Даллеса. Он поступает на службу в только что созданное Управление стратегических служб (прообраз будущего ЦРУ), и с конца 1942 года по 1945 год возглавляет его разведывательный центр в Берне. Работа центра была успешной, Даллес смог получить ряд ценных сведений о нацистской Германии, в основном через Фрица Кольбе, высокопоставленного немецкого дипломата-антифашиста. В 1945 году Даллес сыграл важную роль в переговорах, приведших к капитуляции немецкой армии в Северной Италии.
С окончанием войны Управление стратегических служб было расформировано, и в 1947 году его создатель, Уильям Донован, добивается от президента Трумэна создания нового разведывательного органа, ЦРУ, подчинённого непосредственно президенту и проводящего как открытую разведывательную деятельность, так и тайные операции. В 1950 году Даллес назначается заместителем директора по планированию, становясь ответственным за тайные операции ЦРУ. В 1951 году он — второй по значимости человек в организации.
Сменивший Трумэна Дуайт Эйзенхауэр назначает Даллеса главой ЦРУ, и в этой должности последний остаётся с 1953 по 1961 годы. Именно Даллес во многом создал эту организацию в том виде, как мы её знаем сегодня, определил стиль её работы и место в системе разведывательных служб США. Во время его руководства ЦРУ занималось как сбором и анализом секретной информации, так и скрытыми операциями. Самыми известными успехами ЦРУ в области разведки под руководством Даллеса считается программа самолётов-шпионов У-2 и подключение к телефонной сети Восточного Берлина через тоннель под Берлинской стеной, которая с самого начала шла под контролем КГБ СССР.
В апреле 1961 года была проведена высадка десанта в бухте Кочинос, ознаменовавшая собой попытку военного вторжения на Кубу. Примерно 1400 кубинских эмигрантов, завербованных и прошедших подготовку в ЦРУ, попытались проникнуть на родину и организовать восстание против режима Фиделя Кастро, но были наголову разгромлены. В результате этого провала Даллес был вынужден уйти в отставку.
На пенсии он занимался написанием книг воспоминаний о своей дипломатической и разведывательной службе, был частым участником телевизионных программ, посвящённых вопросам внешней политики. И лишь однажды вернулся на госслужбу, когда входил в состав комиссии, расследовавшей убийство Кеннеди в 1963 году.
Начиная с 1990-х годов в российских СМИ иногда упоминается так называемый «План Даллеса» — текст на русском языке, излагающий общие принципы подчинения СССР через идеологическое развращение населения, весьма откровенный по формулировкам. По одной версии, этот доклад был произнесён Даллесом в Конгрессе США в 1945 г., по другой — это отрывок из его книги, опубликованной то ли в 1945, то ли в 1953 году. Текст «Плана» восходит к отрывку из романа Анатолия Иванова «Вечный зов» в редакции 1981 года (в романе его произносит один из отрицательных героев — бывший белогвардеец на службе у нацистов). В виде, цитируемом сторонниками его подлинности, «План Даллеса» на русском языке нигде не был опубликован в документалистике, а английский оригинал этого текста никогда не был представлен не только общественности, но и экспертам.
Иногда «Планом Даллеса» называют меморандум 20/1 СНБ США от 18 августа 1948, представляющий из себя подготовленный по запросу министра обороны Джеймса Форрестола аналитический документ о долгосрочных целях политики США в отношении СССР.
Окончится война, все утрясется и устроится. И мы бросим все, что имеем: все золото, всю материальную мощь на оболванивание и одурачивание людей!
Человеческий мозг, сознание людей способны к изменению. Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить. Как? Мы найдем своих единомышленников, своих союзников в самой России.
Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательного и необратимого угасания его самосознания. Например, из искусства и литературы мы постепенно вытравим его социальную сущность; отучим художников и писателей – отобьем у них охоту заниматься изображением и исследованием тех процессов, которые происходят в глубинах народных масс. Литература, театры, кино – все будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства.
Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства – словом, всякой БЕЗНРАВСТВЕННОСТИ. В управлении государством мы создадим хаос и неразбериху.
Мы будем незаметно, но активно и постоянно способствовать самодурству чиновников, процветанию взяточников и беспринципности. Бюрократизм и волокита будут возводиться в добродетель. Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркоманию, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, предательство, национализм и вражду народов – прежде всего вражду и ненависть к русскому народу, - все это мы будем ловко и незаметно культивировать, все это расцветет махровым цветом.
И лишь немногие, очень немногие будут догадываться или даже понимать, что происходит. Но таких людей мы поставим в беспомощное положение, превратим в посмешище, найдем способ их оболгать и объявить отбросами общества. Будем вырывать духовные корни, опошлять и уничтожать основы народной нравственности.
Мы будем расшатывать таким образом поколение за поколением. Будем браться за людей с детских, юношеских лет, и главную ставку всегда будем делать НА МОЛОДЕЖЬ – станем разлагать, развращать и растлевать ее. Мы сделаем из нее циников, пошляков и космополитов.
Вот так мы это сделаем!

33 комментария
9 лет назад
Врага надо уважать. Уважаю. Но ненавидеть, от этого, не перестану.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена