8 знаменитых поэтов, засветившихся в кино (9 фото)
Сегодня поэзия считается «несерьезным» занятием, но в прошлом веке все было совсем иначе: популярные поэты не только могли отлично существовать на гонорары и разъезжать по заграницам, но и славой в народе пользовались почти что кинозвездной. Говорим «почти», потому что на кинопленку стихотворцы все же попадали очень редко – считалось, что их нужно слушать живьем, а не в записи. Но некоторым советским поэтам все же удалось прорваться на большой экран, и сегодня вместе с порталом Film.ru мы вспоминаем кинофильмы, в которых случились эти неожиданные камео.
Владимир Маяковский – «Барышня и хулиган», 1918
Маяковский был человеком многих талантов – не только сочинял стихи, но и рисовал, делал рекламу, сочинял пьесы и киносценарии, режиссировал немые фильмы и сам в них снимался. Единственным «полным метром» из этой серии, дошедшим до наших дней, стала история под названием «Барышня и хулиган» (1918), где Владимир сыграл безграмотного уркагана, влюбившегося в учительницу и пострадавшего за свою любовь. Сценарий ленты базировался на повести итальянского писателя Эдмондо де Амичиса «Учительница рабочих», действие которой было перенесено в дореволюционную Россию. В 1972 году ленту отреставрировали, чтобы благодарные потомки могли любоваться живой мимикой, впалыми щеками и подведенными глазами Маяковского. Другим фильмам с участием актерствующего поэта повезло гораздо меньше, и надежды, что они еще отыщутся, сегодня почти не осталось (все-таки прошел целый век). Но вдруг?..
Михаил Светлов – «Застава Ильича», 1964
«Оттепельный» фильм Марлена Хуциева, сильно изрезанный цензурой и лишь относительно недавно восстановленный из кусков, интересен не только смелым для начала 60-х годов сценарием, но и вставленным с сюжет полудокументальным 20-минутным эпизодом о поэтическом вечере в актовом зале московского Политехнического музея. По рекомендации тогдашнего министра культуры Екатерины Фурцевой режиссер решил добавить в фильм побольше «современности», для чего устроил слет знаменитых советских поэтов и запустил туда операторов с камерами. Выступали на этом вечере как молодые поэтические звезды, так и поэты «старой школы»; самым большим эксклюзивом стало появление на киноэкране Риммы Казаковой, Роберта Рождественского и взъерошенного Михаила Светлова. Заметно, что во время выступления Беллы Ахмадулиной Светлов, сидящий на стуле на заднем плане, отчаянно борется со сном, и его усталость объяснима – ведь съемки «вечера» продлились целых пять дней. 61-летний поэт, болевший раком, скончался через несколько месяцев после съемок – своего камео в «Заставе Ильича» он так и не увидел.
Белла Ахмадулина – «Живет такой парень», 1964
В финале фильма Василия Шукшина «Живет такой парень» к главному герою Паше Колокольникову (Леонид Куравлев), проявившему отвагу на пожаре, приезжает в больницу репортерша из Ленинграда. Девушка желает выяснить, что толкнуло молодого человека на подвиг – она собирается написать о нем статью. Но Колокольников не может сообщить ничего вразумительного, объясняя это тем, что ему мешает собраться с мыслями громкое икание соседа по палате, а затем журналистку и вовсе выставляют за дверь врачи. Гостью из Ленинграда изобразила поэтесса Белла Ахмадулина – это единственная ее игровая роль в кино (и, пожалуй, самая интересная).
Булат Окуджава – «Ключ без права передачи», 1976
Вообще-то это фильм о том, как дерзкая молодая учительница бросает вызов «устаревшей системе обучения». Но есть в нем такой любопытный эпизод: в годовщину смерти Александра Пушкина под его памятником собираются и читают стихи советские поэты – Булат Окуджава, Михаил Дудин, Давид Самойлов. А с ними и Белла Ахмадулина. Белле вообще больше других стихотворцев везло на роли, хотя знаменитого барда Окуджаву она перещеголять не смогла: поскольку тот писал и киносценарии, и песни для многих фильмов, то «по знакомству» наполучал целый десяток разных киноролей. Поэтические строки Окуджава, правда, декламирует только в «Ключе без права передачи»… Время не стоит на месте, и сегодня стихи можно зачитывать уже под его собственным памятником на Арбате – в июне 2017-го как раз исполняется 20 лет после смерти барда.
Евгений Евтушенко – «Взлет», 1979
Умерший на днях Евгений Евтушенко известен в первую очередь как звезда поэзии 60-х, неоднократный номинант на Нобелевскую премию, единственный советский стихотворец, портреты которого печатались на обложках американских журналов. На пике популярности Евтушенко собирал стадионы, а стихи в его исполнении выпускались в СССР на виниловых пластинках! Но не стихами едиными: на волне популярности Евгений сумел оседлать и целую пачку кинопрофессий: сценарист (2 фильма), режиссер (2 фильма), актер (4 роли)… Неплохо для поэта? Причем в активе Евтушенко есть не только эпизоды типа группового чтения стихов в «Заставе Ильича», но и главная роль в двухсерийном фильме «Взлет» о русском изобретателе Константине Циолковском, и пара камео в собственных кинокартинах. В общем, есть на что посмотреть!
Александр Иванов – «Тайна железной двери», 1970
В школе этого поэта не проходят, но старшее поколение хорошо помнит его как бессменного ведущего телепередачи «Вокруг смеха». Александр Иванов интересен тем, что прославился на всю страну не оригинальными стихами, а едкими пародиями на чужие стихотворения – в этом жанре ему равных не было. А еще его забавные усы иногда можно было увидеть в кино – например, в прологе детского фильма «Тайна железной двери» (1970) Иванов изображает постового милиционера, погнавшегося за малолетним нарушителем ПДД Толиком Рыжковым, но в итоге угодившего за решетку самолично. Кроме того, в комедийном детективе «Две стрелы. Детектив каменного века» Александру досталась роль первобытного человека, в спину которого эти самые две стрелы из названия и воткнулись… Молодые люди иногда переспрашивают: «Александр Иванов? Тот самый, который в группе “Рондо” поет?» Нет, здесь просто совпали имена: Александров Ивановых в Советском Союзе, конечно, жило много, но «поэт-юморист Иванов» был всего один.
Андрей Вознесенский – «Москва слезам не верит», 1979
В начале первой серии фильма «Москва слезам не верит» главные героини проходят мимо памятника Маяковскому, под которым в окружении толпы декламирует стихи некто в светло-серой куртке, упоминая при этом «Яву», «Суматру» и «дерьмо». Люда и Катя не удостаивают декламатора вниманием, а ведь это не абы какой рифмач, а поэт с международной известностью, лауреат Государственной премии СССР Андрей Вознесенский, читающий свою «Параболическую балладу». Хотя в 1959 году, когда по сюжету происходит эта сцена, «шестидесятник» Вознесенский был еще молод и широкой общественности практически неизвестен. Может, на это и намекали авторы фильма?
Корней Чуковский – «Телефон», 1944
Корнея Чуковского знают все, кто когда-то был советским ребенком. Да и сегодня он остается самым издаваемым в России автором детской литературы. «Крокодил», «Тараканище», «Мойдодыр», «Муха-цокотуха», «Федорино горе», «Краденое солнце» – одних этих стихов было бы достаточно, чтобы обеспечить себе место в истории, а ведь Чуковский еще и адаптировал для русскоязычного читателя американские истории о докторе Дулитле, превратив его в Айболита… Неудивительно, что именем этого поэта названо столько улиц. Тем интересней, что в 1944-м Корнею Ивановичу (которого на самом деле звали Николаем Васильевичем Корнейчуковым) посчастливилось попасть на киноэкран, и не в фильме, а в… мультфильме! В «Телефоне» режиссера Михаила Цехановского Чуковский появляется в качестве рассказчика, который разговаривает по телефону с нарисованными зверями, а в конце и сам превращается в анимированного персонажа и помогает тянуть из болота увязшего там бегемота. Зачем были нужны игровые вставки? Дело в том, что в войну мультфильмы было делать очень тяжело: аниматорам вечно не хватало материалов, нормальных условий работы, умелых исполнителей, да и просто денег. Чтобы «Телефон» не превратился в долгострой, Цехановский, всегда имевший склонность к смелым экспериментам, решил не рисовать некоего условного «автора», а снять в этой роли самого Чуковского. И ведь как симпатично получилось!
Источник:
Посты на ту же тему
16 комментариев
7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
1962 Цепная реакция пассажир автобуса
1963 Застава Ильича ( Мне двадцать лет ) камео - участник поэтического вечера (нет в титрах)
1967 Женя, Женечка и катюша военный на встрече Нового Года (нет в титрах)
1975 Звезда пленительного счастья капельмейстер на балу (нет в титрах)
1976 Ключ без права передачи декламатор стихов о Пушкине
1976 Строговы офицер
1985 Законный брак пассажир в поезде
1986 Храни меня, мой талисман камео
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена