Незнакомка из Сены. Расследование дилетанта
Незнакомка из Сены. Даже если вы не слышали про нее, то наверняка видели. Беломраморное лицо девушки с закрытыми глазами с еле уловимой улыбкой на устах.
Это удивительно загадочное и прекрасное изображение волнует людей уже больше века. Кто же автор этого шедевра? Автора нет - это гипсовый слепок, выполненный по посмертной маске реальной девушки.
И вот здесь начинается загадка. Изображение и история «Незнакомки из Сены» кочует из издания в издание, из блога в блог. По мнению многих ее загадка одна из тех тайн, что никогда не будет разгадана, но мы с вами, мой читатель, вооружившись логикой и здравым смыслом попробуем найти ключ и к этой загадке. Точнее я расскажу вам, как искал ответы сам, а вы пройдете со мной все этапы поиска и согласитесь или не согласитесь с моими выводами.
А пока рассмотрим исходные данные для нашего расследования. В свое время много лет назад мне попался под руку глянцевый журнал со статьей, посвященной Незнакомке из Сены с прекрасными иллюстрациями. Приведу здесь примерный текст той статьи.
«Незнакомка из Сены - это неопознанный труп 16-летней девушки, найденный в реке Сена (в Париже), с лица которой был выполнен гипсовый слепок. Слепок стал знаменит как образец женской загадочности и красоты.
Тело молодой девушки было найдено в Сене в конце 1900 года. На теле не было обнаружено никаких следов насилия. В качестве наиболее вероятной причины смерти было предположено самоубийство. Патологоанатом был настолько очарован внешностью девушки, что выполнил гипсовый слепок. Девушка так и не была никем опознана.
На протяжении нескольких лет в Париже распространились копии отпечатка, которые стали модным атрибутом в богемном обществе. Это изображение стало культовым и в Германии. Писатели, поэты и художники черпали вдохновение из образа девушки и посвящали ей свои работы. Альбер Камю сравнивает её улыбку с улыбкой Моны Лизы, поэт и культурный критик Аль Альварес пишет в своей книге, что целое поколение немецких модниц сверяло свою внешность с ней как с идеалом. Владимир Набоков посвятил неизвестной утопленнице стихотворение L’Inconnue de la Seine (1934), в котором говорится, в частности:
В без конца замирающих струнах
Слышу голос твоей красоты.
В бледных толпах утопленниц юных
Всех бледней и пленительней ты.
Ты со мною хоть в звуках помешкай,
Жребий твой был на счастие скуп,
Так ответь же посмертной усмешкой
Очарованных гипсовых губ.»
С небольшими вариациями этот текст и его фрагменты можно найти, где угодно, с названиями «одна из самых таинственных загадок ХХ века», «мистические тайны без ответов», «десятка таинственных смертей» и тд и тп.
Итак, в чем же загадочность нашей незнакомки?
Сотни, тысячи, десятки тысяч, сотни тысяч людей увидели ее изображение уже в первые годы после опубликования фотографий в газетах и журналах того времени, гипсовые слепки продавались во многих модных магазинах. Казалось бы, при такой известности ее должны были довольно быстро опознать. Однако этого не случилось. Нет, конечно, вроде как всплывали одна за другой истории самоубийств (убийств) молодых девушек в Париже или в его окрестностях. Однако, журналисты каждый раз разоблачали их. Нет, сами истории были вполне реальны, вот только погибшие девушки никакого отношения к Незнакомке из Сены не имели.
Тогда же довольно быстро появилась версия, что маска не является посмертной, а снята с живой модели. Назывались имена, в частности имя одного владельца мастерской в Германии, выпускающих скульптурные изображения этой маски.
Но честно сказать, это версия не казалось тогда и сейчас убедительной по той причине, что и в этом случае девушку опознали бы еще быстрее и с большей вероятностью, чем если бы она была реальной утопленницей. Да и представить отца, продающего изображение дочери в виде посмертной маски французской девушки-самоубийцы, как-то чересчур для Германии тех лет.
Был так же популярен вариант, что на самом деле это подделка, работа безвестного талантливого скульптора, решившего прославить свое творение таким экстравагантным способом. Пожалуй, это весьма убедительная версия. Эта полуулыбка, очарование и красота лица юной девушки – действительно похоже на работу настоящего мастера. И мы с вами обязательно вернемся к этой версии.
А пока нам пора приниматься за работу и попытаться проанализировать столь скупые данные.
Могло ли так случиться, что девушка-самоубийца не была опознана? Ведь и сейчас, и тогда в больших городах находят трупы, которые так и остаются неопознанными. Такое вполне могло быть если бы не ее растиражированное изображение. Ее просто обязаны были опознать! Кто-то скажет, что ее вполне могли узнать родственники, но не стали официально признавать по причине бедности семьи (похороны все же немалые расходы) или просто хотели скрыть позор семьи (самоубийство тяжкий грех).
Ну что же, вполне разумно, однако такое объяснение может объяснить молчание родственников, но никак не объясняет, что никто ДРУГОЙ ее не опознал.
По мне так есть два вполне разумных объяснения, первое, маска на самом деле подделка и такой девушка никогда не существовало, и, второе, маска настоящая, но…
Задумайтесь сами, а почему лицо девушки могли не опознать если посмертная маска была абсолютно реальной? Только в одном случае – маска была снята задолго до 1900 года, минимум, за два-три десятилетия. Вот тогда вполне возможно, что по прошествии стольких лет ее никто не узнал, а если даже узнал, то услышав историю Незнакомки из Сены лишь пожал плечами и подивился поразительному сходству.
Вот теперь самое время обратится к специалистам. Кто же может быть специалистом в этой области? Конечно же, патологоанатом с большим опытом. В свое время я обратился с вопросом к хорошему знакомому моего отца врачу-патологоанатому с 20-летним стажем: может ли быть девушка, изображенная на фото быть утопленницей?
И получил ответ – весьма маловероятно. Не буду приводить список не слишком приятных подробностей, которыми он аргументировал свой ответ, но он был именно таким. Тут же последовал мой второй вопрос, а можно ли определить, снят слепок с живой девушки или с умершей?
Ответ меня озадачил. Патологоанатом уверено указал мне на то, что слепок (если он реальный) доработан в мастерской для большей художественности, настоящие слепки сохраняет кучу мелких деталей, а их здесь нет. Иначе говоря, изображение как будто обработано компьютером, как лица моделей в глянцевых журналах. После такой «обработки» невозможно точно утверждать является ли маска слепком с лица живой девушки или умершей.
Однако он все же добавил пару деталей, которые окажутся достаточно значащими в нашем с вами расследовании. С высокой вероятностью это именно маска, а не просто скульптурное изображение или, как вариант, ее сделал мастер, хорошо знающий как должна выглядеть посмертная маска. Мышцы лица расслаблены и голова девушки при снятии маски располагалась в горизонтальном положении лицом вверх. Если маска снята с лица умершей, то произошло это вскоре после ее смерти (скорей всего не более суток).
Получается, несмотря на романтичность названия, наша Незнакомка из Сены, скорее всего не утопленница и значит история ее нахождения в реке, не более чем легенда. Однако, легче мне не становится, ведь у нас на данный момент две версии, а точнее даже три версии.
Первая – маска искусная подделка скульптора, стилизованная под посмертную маску. Вторая, же заключается в том, что маска на самом деле снята намного раньше 1900 года. Но самое главное - нам по прежнему неясно, снята ли она с живой девушки или с умершей.
На тот момент у меня не было иной информации. Однако время идет, и когда в начале двухтысячных наткнулся в сети на очередную публикацию о Незнакомке из Сены, решил поискать информацию за пределами русскоязычного (тогда еще весьма скудного) сектора интернета. На этот раз улов был куда интересней!
Первое, что я нашел были незнакомые мне ранее фотографии маски. Вы скажете, что с того? Дело в том, что я нашел фото маски начала 1900-х годов и это была фотография НАСТОЯЩЕЙ маски (или ее одной из первых копий) без той самой «художественной» обработки!
Вот она:
И вот тут сразу стало ясно - это именно маска со множеством мелких ненужных деталей , а не скульптурное изображение.
Здесь изображение не столь красиво, лицо кажется вполне заурядным, хотя не лишено привлекательности. А значит теперь можно с большей долей вероятности откинуть версию подделки маски. Однако, однозначно утверждать, что маска посмертная по даже по этим фотографиям все же нельзя.
Второе открытие заключалось в том, что дата, указанная в статье в журнале (осень 1900 года), является самой распространенной, однако проскальзывали и другие даты нахождения Незнакомки из Сены — 1880, 1875 и даже 1870 год.
Столь серьезные расхождения в датах еще раз утвердили меня в уверенности, что история нахождения Незнакомки из Сены не более чем легенда. Скорее всего маска действительно снята с умершей девушки задолго до 1900 года.
Почему же с умершей, спросите вы? А зачем снимать маску с живой модели? Какой-то особой красотой, как видите, девушка не блистала. В то время уже была известна фотография, в Париже было множество художников, которые могли за весьма умеренную цену нарисовать портрет. К тому же снятие маски с умершего было традицией того времени. Единственно в чем можно было быть уверенным, девушка не принадлежала к высшему обществу Парижа. Иначе ее опознали бы достаточно быстро, даже несмотря на то, что маска была снята довольно давно.
На этом первую часть расследования мы с вами закончим.
.
Продолжение следует...
.
© ЛысыйКамрад
.
Что же будет в следующих частях?
Обещаю, что мы с вами сможем заглянуть в глаза Незнакомки из Сены. Увидим ее во всем блеске юной красоты. И да, вы можете не согласиться с выводами моего расследования, не претендую на полную достоверность, но, согласитесь, сама ВОЗМОЖНОСТЬ заглянуть за кулисы тайны более чем вековой давности дорогого стоит.
3 комментария
8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена